Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления

№ опыта Методика Оцениваемый показатель Успешность выполнения задания
высокий хороший средний ниже среднего низкий
"Квадраты" Значение средней относительной ошибки Менее 0,03 От 0,04 до 0,1 От 0,11 до 0,29 0,3 и более
"Шкалы" Число правильных ответов От 10 до 9 От 8 до 6 От 5 до 4 От 2 до 3 От 1 до 0
Таблица Шульте Время выполнения задания, с Менее 34 34-42 43-58 59-116 Более 116
Таблица Шульте –Платонова Время выполнения задания, с Менее 179 От 180 до 236 От 237 до 294 От 295 до 350 Более 351
  Количество ошибок при выполнении 1-2 3-4 5-6 Более 6

Опыт № 1. Диагностика концентрации и устойчивости внимания по методике "Квадраты"

Цель опыта – практическое ознакомление с методомдиагностики устойчивости и концентрации внимания.

Оборудование: бланк "Квадраты", секундомер. Бланк "Квадраты" содержит набор четырех видов квадратов с зачерненными углами, расположенными в случайном порядке (рис. 3.1).

Методика.До начала опыта каждый испытуемый заготавливает протокол (табл. 3.4).

Бланк "Квадраты" экспериментатор получает у преподавателя или учебного мастера. Испытуемый держит бланк пред собой, перевернув изображением к столу. Экспериментатор командует "Начали" и включает секундомер. По команде экспериментатора испытуемый переворачивает бланк и начинает считать квадраты каждого вида. Подчеркивать, вычеркивать или каким-либо другим образом помечать посчитанные квадраты на бланке запрещается.

На выполнение задания отводится 10 минут. Если испытуемый не укладывается в отведенное время, то результат не засчитывается, опыт повторяют, получив новый бланк у преподавателя или учебного мастера.

По окончании опыта экспериментатор фиксирует в протоколе общее время выполнения опыта, число квадратов каждого вида, которое подсчитал испытуемый, и действительное число квадратов.

Таблица 3.4

Протокол опыта № 1

Вид квадрата Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru   Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru
N        
NД        
Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru        
Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru        
Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru  
Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru  
Номер бланка  
Время, с  

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru

Рис. 3.1. Бланк "Квадраты"

Действительное количество квадратов испытуемый узнает у преподавателя или учебного мастера, назвав номер бланка, расположенный в правом нижнем углу.

Обработка результатов опыта.Производят расчет и заносят в протокол (см. табл. 3.4) следующие показатели:

1) ошибку подсчета числа квадратов i-го вида:

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru , (3.1)

где Ni – количество квадратов i-го вида, подсчитанных испытуемым;

NДi – действительное количество квадратов i-го вида;

2) средную абсолютную ошибку выполнения задания:

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru , (3.2)

где К – количество видов квадратов (К = 4);

3) относительную ошибку подсчета числа квадратов i-го вида:

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru ; (3.3)

4) среднюю относительную ошибку выполнения задания:

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru . (3.4)

Успешность выполнения задания оценивают по средней относительной ошибке. Полученное значение средней относительной ошибки сравнивают с табл. 3.3, в которой приведены исходные данные для оценки показателей внимания.

Вывод по опыту должен содержать сведения об индивидуальных особенностях концентрации и устойчивости внимания у испытуемого по методике "Квадраты".

Опыт № 2. Диагностика оперативной памяти
по методике "Шкалы"

Цель опыта – практическое ознакомление с методомдиагностики оперативной памяти.

Оборудование: бланк "Шкала", секундомер. На бланке "Шкала" (рис. 3.2) изображено 9 стрелочных измерительных приборов.

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru

Рис. 3.2. Бланк "Шкала"

Под изображением стрелочных приборов представлены 10 вариантов заданий (10 квадратов). Внутри каждого квадрата имеется 9 кружков, условно обозначающих приборы, и стрелка, показывающая, в какой последовательности надо складывать показания приборов.

Методика работы. До начала опыта каждый испытуемый заготавливает протокол (табл. 3.5). Экспериментатор выдает испытуемому стандартный бланк "Шкала", который получает у преподавателя или учебного мастера.

Испытуемый держит бланк перед собой, перевернув изображением к столу. Экспериментатор командует "Начали" и включает секундомер. По команде экспериментатора испытуемый переворачивает бланк и определяет показания приборов и результирующую сумму для каждого варианта задания. При расчете ничего нельзя записывать, все операции надо производить в уме.

Показания приборов определяются следующим образом. На каждой шкале прибора в центре стоит нуль. Вправо и влево от нуля имеются по 4 деления. Напротив одного из делений стоит число. Испытуемому по этому числу нужно определить цену деления данного прибора, а затем подсчитать, какое значение показывает стрелка на этом приборе.

Справа от нуля располагаются положительные значения, слева – отрицательные. Определив показание прибора, нужно, не записывая, запомнить его и согласно варианту задания перейти к следующему прибору. Сложение показаний приборов нужно производить алгебраически.

Например (см. рис. 3.2), в первом задании нужно сложить показания приборов верхнего ряда. Во втором задании – показания первого прибора из второго ряда, второго прибора из второго ряда и третьего прибора из третьего ряда и т.д.

Таблица 3.5

Протокол опыта № 2

Вариант задания
Сумма                    
Результат                    
Число правильных ответов  
Время выполнения опыта, с  
Номер бланка  

Ответом каждого задания является результирующая сумма, которая заносится в протокол в графу "Сумма" (см. табл. 3.5).

На выполнение задания отводится 6 мин. По мере решения испытуемым задач экспериментатор фиксирует в протоколе результат решения и общее время выполнения задания. По окончании опыта испытуемый и экспериментатор меняются ролями.

Обработка результатов опыта:

1) определяют количество ошибок путем сравнения результирующей суммы, полученной испытуемым с действительной суммой. Действительную сумму испытуемый узнает у преподавателя или учебного мастера, назвав номер бланка. Ответы "Правильно", "Неправильно" заносят в протокол в графу "Результат" (см. табл. 3.5).

2) подсчитывают и заносят в протокол (см. табл. 3.5) количество правильных ответов, которое является критерием успешности выполнения задания;

3) оперативную память оценивают путем сравнения числа правильных ответов с данными, приведенными в табл. 3.3.

Вывод по опыту должен содержать сведения об индивидуальных особенностях оперативной памяти у испытуемого.

Опыт № 3. Диагностика оперативного мышления
по методике "Таблицы"

Цель опыта – практическое ознакомление с методом диагностики оперативного мышления.

Оборудование:бланк "Таблица", секундомер. Бланк "Таблица" (рис. 3.3) представляет собой четыре 25-клеточных квадрата (5´5). Верхняя (столбцы) и левая (строки) стороны каждого квадрата обозначаются индексами от 1 до 5.

Методика работы. Испытуемый в тетради вычерчивает стандартный бланк " Таблица" и заготавливает протокол (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Протокол опыта № 3

№ п/п Характеристика выполнения работы Номер зачетного квадрата Всего Среднее значение
Время решения задачи, с            
Число ошибок            
Число исправлений            

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru

Рис. 3.3. Бланк "Таблица"

Экспериментатор на бланке в произвольном порядке проставляет номера строк и столбцов для каждого квадрата и задает испытуемому число от 39 до 54. Задача испытуемого подобрать 5 клеток в квадрате так, чтобы сумма произведения индекса номера столбца на строку была равна числу, названному экспериментатором.

Например (см. рис. 3.3), экспериментатор задает число 42. Для клетки в правом верхнем углу квадрата произведение номера строки на столбец будет равно 9 (3´3). Испытуемый должен как можно быстрее подобрать пять клеток в каждом из квадратов, чтобы сумма их произведений составила заданное число 42 (9 + 20 + 4 + 5 + 4 = 42). Желательно, чтобы в каждом столбце и в каждой строке использовалась только одна клетка. При необходимости исправлений ошибочный результат следует зачеркнуть косой чертой (использование корректурной жидкости и ластика не допускается). Числа, задаваемые испытуемому, не должны повторяться.

Когда испытуемый заполнил первый квадрат, он докладывает экспериментатору "Готово". Экспериментатор фиксирует время заполнения квадрата в протоколе, и испытуемый приступает к решению второго квадрата, и так далее, пока не будут решены все четыре зачетных квадрата.

Для освоения методики эксперимента дается 20 мин, в течение которых испытуемый отрабатывает навыки решения задачи в двух верхних тренировочных квадратах (см. рис. 3.3). Затем испытуемый решает 4 задачи по вариантам, выданным экспериментатором (индексы столбцов и строк в квадратах проставляются заранее, как и числа, которые следует получить). Число ошибок и исправлений заносится в протокол (см. табл. 3.6).

Обработка результатов.Подсчитывают среднее значение времени выполнения задания, число ошибок и число исправлений. Ошибкой считается неверный подбор сумм, неправильно поставленные произведения в клетках, а также использование двух клеток более чем в одной строке или в одном столбце.

Индивидуальные особенности оперативного мышления выражаются в следующем:

1) время решения задач является показателем скорости протекания мыслительных процессов;

2) число исправлений характеризует интеллектуальную активность. Чем меньше количество исправлений, тем глубже анализ предлагаемых условий задачи и правильнее построение в уме схемы предполагаемой совокупности действий. Большое число исправлений свидетельствует о том, что условия задачи были недостаточно полно проанализированы, комбинированное планирование осуществлялось слабо, а задание выполнялось в основном методом "проб и ошибок";

3) ошибки определяют качественную сторону интеллектуальной деятельности. В процессе производственного утомления наблюдается возрастание времени решения задач, количество ошибок и исправлений.

В выводе сопоставляются данные, полученные при проведении исследований для студентов всей группы, и делается общий вывод об особенностях оперативного мышления у испытуемого.

Опыт № 4. Определение объема, распределения и устойчивости
внимания (метод Шульте)

Цель опыта – знакомство с методом определения объема и распределения внимания, используя тест Шульте.

Оборудование: тест Шульте – таблица из 25 клеток (5´5), в которой цифры от 1 до 25 размещены в случайном порядке (рис. 3.4); секундомер.

Методика работы. До начала опыта каждый испытуемый заготавливает протокол (табл. 3.7) и получает у преподавателя или учебного мастера три варианта таблицы Шульте.

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru

Рис. 3.4. Тест Шульте

Таблица 3.7

Протокол опыта № 4

Показатель Вариант таблицы Шульте
Среднее значение
прямой счет обратный счет
Время выполнения задания, с              
Количество ошибок              

Задание выполняется 6 раз, для 3-х вариантов таблиц, причем каждый опыт проводится на новом варианте таблицы дважды, сначала для прямого счета от 1 до 25, затем с обратным счетом от 25 до 1.

Перед началом опыта испытуемый держит таблицу, перевернутой цифрами к столу. Экспериментатор командует "Начали" и включает секундомер. По команде экспериментатора испытуемый переворачивает таблицу и старается как можно быстрее показать на ней натуральный ряд чисел от 1 до 25 или от 25 до 1.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания и количество ошибок.

Ошибкой считается, когда испытуемый изменяет порядок названия чисел. Длительные задержки, даже если они компенсируются последующим убыстрением темпа, а также "бегание" глазами по таблице, указывают на сужение объема внимания. Результаты исследования заносят в протокол (см. табл. 3.7).

Обработка результатов опыта. Производят расчет и заносят в протокол (см. табл. 3.7) среднее значение времени выполнения задания и количество ошибок. Примерная шкала оценки по времени выполнения задания приведена в табл. 3.3.

Вывод по опыту должен содержать сведения об оценке объема и распределения внимания у испытуемого.

Опыт № 5. Определение концентрации, устойчивости
и переключения внимания (метод Шульте-Платонова)

Цель опыта – ознакомиться с методикой определения сосредоточенности, устойчивости и переключения внимания.

Оборудование: таблица Шульте-Платонова (рис. 3.5), состоящая из 49 клеток, в которых в случайном порядке расположены два ряда цифр красного (1-25) и черного (1-24) цвета; секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый составляет протокол (табл. 3.8).

Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления - student2.ru

Рис. 3.5. Таблица Шульте-Платонова
(цифры красного цвета изображены белым)

Таблица 3.8

Протокол опыта № 5

Характеристика выполнения задания Серия Среднее значение
Время выполнения задания ti, с        
Количество ошибок        

Методика. Перед началом опыта испытуемый держит таблицу перед собой, повернув цифрами к столу. Варианты таблиц испытуемый получает у преподавателя или учебного мастера. Экспериментатор командует "Начали" и включает секундомер. Испытуемый переворачивает таблицу и начинает выполнять задание. В его задачу входит как можно быстрее показать поочередно то красные, то черные цифры, причем одни в возрастающем порядке (от 1 до 25 – красные), а другие – в убывающем порядке (от 24 до 1 – черные). Необходимо назвать и показать одно красное число, затем одно черное число, т.е. все время чередовать числа красного и черного цвета. Например, первое число красное – 1, черное – 24; затем красное – 2, черное – 23; красное – 3, черное – 22 и т.д. Последнее число будет 25 красное, оно не парное, без черного числа. Цвет называть не нужно, только число. Если испытуемый допустит ошибку – назовет не то число или число не того цвета, экспериментатор поправит его словом "Нет". Когда испытуемый исправит ошибку, экспериментатор скажет "Да".

Для исследования устойчивости внимания задача выполняется трижды, причем каждый опыт проводится на новом варианте таблицы.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания, число ошибок. Характерные ошибки: пропуск чисел (связана с особенностями оперативной памяти), замена чисел по цвету (связана с ослаблением внимания) и смещение рядов чисел, обусловлена недостаточным распределением внимания. Полученные данные заносят в протокол (см. табл. 3.8).

Обработка результатов опыта:

1) составляют график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий опыта. График характеризует устойчивость внимания, чем меньше меняется время выполнения задания, тем более устойчивое внимание наблюдается у испытуемого;

2) определяют время переключения внимания. Время переключения подсчитывается как среднее арифметическое времени, потраченного испытуемым на выполнение каждой серии. Высокая скорость выполнения задания в значительной мере указывает на выработанную у испытуемого систему и правильное планирование работы, наличие быстрого темпа поиска Примерная шкала оценки приведена в табл. 3.3;

3) подсчитывают среднее количество ошибок, допущенных при выполнении трех серий. Безошибочность работы является наиболее существенным показателем концентрации внимания. Примерная шкала оценки приведена в табл. 3.3.

Вывод по опыту должен содержать сведения об оценке устойчивости, концентрации и распределения внимания у испытуемого.

Наши рекомендации