Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
Стили управления – совокупность способов взаимодействия с подчиненными.
Стиль отражается в следующих показателях:
- распределение полномочий;
- принятие решений;
- организация контроля.
В зависимости от характера деятельности и отношения к подчиненным выделяют 3 основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется чрезмерной централизацией власти, приверженностью к использованию административно-правовых методов управления, единоличным решением всех вопросов и т.д. Данный стиль руководства особенно эффективен: в отсталых организациях, при низком уровне развития коллектива, в критических ситуациях, когда требуется решительность и оперативность.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к широкому обсуждению различных вопросов и только затем принятию решения. В целом демократический стиль управления во многих отношениях считается эффективным за исключением неординарных случаев, когда от руководителя требуется решительность и оперативность в принятии ответственного управленческого решения.
Либеральный стиль характеризуется чрезмерной свободой действий подчиненных. Руководитель-либерал, как правило, не принимает активного участия в производственной деятельности коллектива, а только ставит перед ними цели и задачи, указывает направления работы и предоставляет подчиненным полную самостоятельность в достижении конечных результатов. Его роль в основном сводится к функциональному консультированию, координации, организации и контролю. Либеральный стиль управления достаточно эффективен, если коллектив имеет высоко квалифицированных специалистов, дисциплинирован, ответственен.
В зависимости от стиля руководства можно выделить следующие 10 типов менеджеров: авторитарный; дипломатический; авральный; документальный; компромиссный; коллегиальный; либеральный; конструктивный; демонстрационный; деловой.
Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Психология личности менеджера: адаптивность, стрессоустойчивость, целеустремленность, обучаемость.
Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной из важнейших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т.е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера.
8. Конфликты в системе управления: причины,
способы преодоления
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
Причинами конфликта могут быть недостаточная согласованность и противоречивость целей групп и отдельных личностей; нечеткое разграничение прав и обязанностей работников, ограниченность ресурсов, неодинаковое отношение к членам трудового коллектива, противоречия между функциями и видом трудовой деятельности, различия в манере проведения, неопределенность перспектив роста, психологический феномен, недостаточный уровень профессионализма.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
Виды конфликтов:
- системный (связаны с принципиальным несогласием сторон);
- отраслевые (связаны с противоречиями между отделами);
- локальные (связаны с исполнением конкретных трудовых функций).
Формы проявления конфликтов:
- скрытый;
- открытый.
Способы преодоления конфликтов классифицируются на: педагогические (беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе) и административные (подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, решение комиссии, приказ руководителя, решение суда).