Решение сложных задач штурманами и пилотами
Анализ решения навигационных задач проводился с помощью комплекса методик, среди которых интервью, вопросники, лабораторные задачи, наблюдения за действиями специалистов на тренажере и в реальном полете. Установлено, что сложные действия штурманов имеют двухуровневую структуру. В первом уровне расположены простые действия, где значительную роль играют исполнительные операции, синхрония обеспечивается автоматически, за счет адаптивности и сенсомоторной гибкости. Во втором уровне преобладает мыслительный компонент. Для этого уровня характерна антиципация результатов и изменений обстоятельств действия. Мыслительные процессы обеспечивают точное решение задачи. Иначе не может быть, поскольку в условиях полета события могут развиваться очень быстро и нестандартным путем. Сложность определяется большой эмоциональной напряженностью ситуации и особенностями социальных условий работы: тесно сидящие в узком пространстве кабины пилоты работают в условиях социального давления и обязательно контролируют друг друга.
Суть мыслительных процессов: анализ информации, выделение наиболее важных, «горячих» точек, выбор варианта действия и оценка последствий решения.
Направленность на аэропорт назначения особенно затрудняет правильный выбор - она становится настоящим препятствием для трезвого решения. Значительное влияние на выбор оказывает и прошлый опыт пилота. Если в какой-то ситуации действия летчика закончились неудачей, то, встретившись вновь с подобными обстоятельствами, он старается действовать более простым способом, который не всегда может оказаться оптимальным. Уверенность пилота в своих способностях и возможностях машины - вот еще два важных фактора, которые учитывает пилот, принимая решение.
В экипаже окончательное решение принимает командир, а штурман должен проследить за тем, как экипаж выполняет его рекомендации. От компетентности, настойчивости и твердости штурмана зависит то, насколько повлияют рекомендации штурмана на решение командира, каким будет путь движения воздушного судна и, вообще, как будут развиваться события. В сложном действии штурмана сочетаются жесткие и гибкие программы: предварительный расчет по стандартному алгоритму, гибкая подстройка к условиям полета, где как раз и проявляются особенности мышления.
Снижение и заход на посадку - наиболее напряженные и ответственные этапы полета. Для исследования роли мыслительного компонента в ходе их выполнения проводились интервью, предлагались профессиональные задачи и предлагались наборы субъективных шкал для оценки состояний и отношений.
Анализ результатов показал следующее.
1. Несмотря на жесткую регламентацию рабочих процедур, которые требуют от специалиста таких качеств, как скрупулезность и педантизм, для летчиков характерны творческие способности и инициативность - они необходимы для выполнения полетов в сложных условиях, тем более что каждый полет отличается своеобразием и неповторимостью.
2. Из-за значительного влияния со стороны других членов экипажа и вариативности обстоятельств летчику трудно выдержать собственный стиль поведения даже в одном экипаже.
3. В эмоциональную характеристику сложного действия входит страх наказания, который иногда важнее угрозы для жизни. Летчики допускают возможность свободного выражения эмоций в полете и сообщают о конфликтах в летных экипажах.
Изучение сложных действий штурманов и пилотов было использовано при построении концепции обучения и переподготовки летного состава. Ее цель - выработать у курсанта, будущего летчика, инициативность и способность самостоятельно и уверенно решать сложные задачи, выполнять действия, требующие значительных усилий мышления, применять гибкие стратегии и тактики.
В процессе обучения психолог призван помочь пилоту осознать такие установки и свойства поведения, которые могут оказаться опасными (непокорность, импульсивность, безразличие, бесшабашность и др.). Для обучения необходим комплекс специальных средств, в том числе специализированные тренажеры и компьютерные сети и система специально разработанных задач. Для этого потребуются специально подготовленные кадры.
Сложность штурманских задач. Оператору автоматизированной системы в процессе управления движением объекта или технологическим процессом на производстве время от времени приходится решать те или иные задачи. Одни из них отличаются преобладанием мыслительных компонентов, другие - перцептивных, третьи - двигательных. Перцептивные задачи связаны прежде всего со сбором информации и предполагают выполнение таких перцептивных операций, как обнаружение, различение, идентификация. Двигательные задачи предполагают сложные и тонкие движения органами, управляющими объектом, при одновременном слежении за результатами. Мыслительные задачи связаны с анализом информации, построением стратегии ее сбора и поиска, а также с выбором оптимального варианта действия.
Исследования мышления ведутся достаточно интенсивно, и к настоящему моменту в психологии уже накоплен солидный арсенал теоретических подходов и экспериментальных методик. Благодаря этому появилась возможность не только изучить специфику методов исследования практического мышления, но и обратиться к углубленному теоретическому исследованию понятий и механизмов оперативного мышления, практического мышления. Результаты исследования психологии мышления находят приложение при изучении некоторых новых профессий операторского типа, однако они почти не применяются при изучении профессий водительского типа, в том числе и летных (пилотов, бортинженеров, штурманов и др.). Причина такого отставания не только в отсутствии места для исследователя в тесном помещении кабины, но и в общепринятом мнении, что у летного состава труд состоит в реализации навыков, «мышление просто недопустимо из-за недостатка времени». Допуская, что решение умственных задач в труде водителей воздушных судов имеет свою специфику, была сделана попытка проанализировать наиболее типичные задачи, выполняемые штурманами и пилотами в обычном нормальном, неаварийном полете, а также при некоторых усложнениях условий. Так, типичными являются задачи микронавигации, которые, как известно, требуют особого внимания специалиста из-за увеличения интенсивности движения в районе аэропорта и уменьшения возможностей для маневрирования; далее, задачи построения траектории снижения с эшелона высоты при подходе к аэродрому и задачи выбора пути следования при изменении условий полета в намеченном участке пути, а также задачи определения отказов навигационного оборудования.
Для характеристики мышления штурманов воспользуемся основной схемой: «субъект-действие-объект-окружающий мир». Сложность штурманских задач определяется отдельно по каждому блоку схемы. Окружающий мир всегда несет в себе запас неопределенности, новизны, неожиданности, дефицита времени. Сложность возникает уже при восприятии: из-за замаскированности или за-щумленности воспринимаемых объектов, сходства, влияющего на различение и идентификацию, и т.д. Сложность порождается неточным и несвоевременным характером информации, поступающей оператору от датчиков и систем. Здесь важны особенности управляемого объекта, который также создает сложность из-за того, что его состояние не может быть точно определено, что при движении в воздушной среде он приобретает новые, неожиданные свойства. Сложность действия, выполняемого субъектом в конкретном отрезке пространства-времени, определяется количеством и качеством преобразований, сложностью цели, соответствием средств, своевременностью и пространственной уместностью движений оператора. На стороне самого оператора сложность выступает как трудность, как состояние субъекта при выполнении задачи. Это уже вопрос вовлеченности субъекта в процесс управления. Обычно ссылаются на закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона, когда хотят определить влияние состояния субъекта на решение. Однако самого по себе его недостаточно, поскольку сложность определяется опытом субъекта, его личными качествами и т.д.
Изучая систему обучения штурманов и пилотов, прослеживая процесс формирования профессионального опыта, фиксируя трудности, с которыми сталкивается специалист, и способы их преодоления, нельзя не удивляться, сколь сложными являются операторские задачи. Решение любой операторской задачи - это трудоемкий процесс развертывания значений, зафиксированных в условном кодовом языке. Здесь требуются глубокие знания, которые формируются в длительном обучении и тренаже, а затем в специальной отработке в ходе реального исполнения. Оператор знает, как устроена система, умеет выполнять в системе определенные функции, знает, как функционирует система в окружающей среде, знает социальное назначение системы и ограничения на ее работу в различных условиях. Следовательно, оператор овладел внутренним языком системы. Характеризуя сложность профессионального опыта, нельзя не отметить условность и глубокую специфичность тех перцептивных объектов, с которыми приходится работать оператору, и тех средств, с помощью которых он выполняет свои двигательные задачи. Учитывая внутреннюю связность перцептивных, моторных, когнитивных и эмоциональных компонентов профессионального опыта, целостность субъекта и его рабочего места, необходимо согласиться с тем, что специалист, овладевший в совершенстве своей профессией, выступает как совершенно иной, по сравнению с новичком, субъект; сложность задачи для опытного специалиста должна определяться в соответствии с высоким уровнем его профессионального опыта. В профессиональном опыте властвует принцип исчезающей сложности. Возникают новые единицы, которые хорошо интегрированы и преобразование которых подчиняется новым, соответствующим им, простым правилам, но правила и единицы неразделимы: нельзя передать новичку только правила преобразований, не построив в его опыте новых единиц, соответствующих этим правилам.
С накоплением профессионального опыта меняется не только трудность задачи, но и ее объективная сложность. В четырехчленной системе, которая является нашей основной схемой, все элементы связаны, они определяются друг через друга, и свойства каждого оцениваются через другие блоки. Сложность окружающего мира, объекта, сложность действия, если они определены через субъекта, будут меняться, если будут изменяться профессиональный опыт субъекта и другие его характеристики.
Важной характеристикой субъекта является его отношение к выполняемой задаче. Принято считать, что практические задачи отличаются особой вовлеченностью субъекта в процесс решения, особым (основанным на знании ответственности) принятием задачи, что и отличает исследования практического мышления от лабораторного и ставит серьезные препятствия на пути построения теории мышления. Однако нельзя считать, что подобная вовлеченность всегда полная. Скорее, это характерно только для этапов освоения профессии, при условии, что обучающийся заинтересован в работе. По мере совершенствования профессионального опыта отношение специалиста к выполняемым задачам меняется, возникают и закрепляются сочетания опасных установок, или аттитюдов. К ним относятся склонность к риску, уверенность в собственной неуязвимости, импульсивность, непокорность, безразличие. Эти свойства характерны для каждого человека, у каждого все они имеются, но в различной степени. Объединяясь в целостное отношение к профессиональной задаче, они могут стать причиной повышения сложности решаемой задачи, а иногда - аварии или даже катастрофы. При этом сам субъект может считать свою задачу простой.
Анализируя мышление профессионала, необходимо дать характеристику самой мысли как формы и продукта мышления. Мысль может принимать форму абстрактной идеи, цели, сформулированной в знаковой форме. Это может быть план, образ, выделяемый из воспринимаемого, но мысль может полностью совпадать с восприятием. Мысль может целиком захватывать сознание субъекта, а может уходить на периферию и даже в область бессознательного, тогда она становится безобразной, не поддается самонаблюдению. Но когда субъекту удается ее «поймать», он сообщит о ней психологу (вербально или рисунком), что явится самым важным свидетельством мыслительного процесса.
При изучении операторского труда психологу не просто выделить проблему, которую решает оператор, поскольку перцептивные процессы, осуществляющиеся в ходе первичного анализа, чрезвычайно свернуты, оператор преодолевает затруднения почти незаметно, обращаясь к своему богатому внутреннему опыту, выбор средств и путей он проводит, пользуясь самым простым и испытанным способом, управляющие движения также бывают быстрыми, а его эмоциональное состояние замаскировано тем высоким напряжением, которое характерно для наиболее сложных этапов операторского труда. В таких случаях оказывается полезным метод «онтогенетической реконструкции», с помощью которого можно установить, возникали ли в прошлом у данного оператора трудности при выполнении задачи и какими путями ему удалось их преодолеть. Обращение к формированию профессионального опыта позволяет выявить ту систему задач, которую освоил оператор наилучшим образом, и установить, как они систематизированы, насколько велик их перечень, насколько хорошо удалось оператору освоить стратегии и приемы их решения. Очень важно выяснить, какие самостоятельные шаги сделаны оператором для объединения задач в связную единую систему. Однако сделать это трудно, поскольку операторский опыт формируется спонтанно, эпизодическими усилиями самого оператора и экипажа, в котором он работает. Обучение инструкторами не поставлено на мощный педагогический фундамент. Участие инженерных психологов способствовало бы не только составлению классификации операторских задач, но и построению методик обучения и выявлению путей формирования профессионального опыта, созданию банка приемов, тактик, стратегий решения типичных задач.