Сказка о коммунистическом труде
В основе этой доктрины, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом
в середине XIX века, лежит проблема труда. Основатели «научного
коммунизма» объявляют целью своего учения освобождение
человека от рабской зависимости от труда. Однако при этом, игно-
рируя накопленный человечеством тысячелетний опыт взаимодей-
ствия с «иным миром», они опираются на собственные предрассудки
и фантазии, что не могло не привести, в конце концов, к заблу-
ждениям и ошибочным выводам, делающим «научный коммунизм»
ложной в своей основе, утопической по содержанию гипотезой.
Ущербность марксизма коренится в том, что его основопо-
ложники не увидели наиболее естественного для человека пути к
удовлетворению жизненных потребностей. Они пошли проторенной
дорогой, заканчивающейся тупиком. Для них деятельность человека
по воздействию на окружающую природу с помощью рук оказалась
единственно возможным источником его существования.
К такому упрощенному, поверхностному выводу о существо-
вании лишь внешних, природных источников удовлетворения
потребностей, осваиваемых с помощью внешнего труда, придет в
своих рассуждениях любой человек, если он будет игнорировать
существование «иного мира» и потенциальную способность
человека удовлетворять свои потребности посредством взаимодей-
ствия с ним, за «его счет».
25 Часть первая Сверхвозможности человека
Подобное умозаключение и сделали основатели марксизма,
заложив в фундамент «научного коммунизма» представления о
труде, ограниченные собственным кругозором. Как развитие этих
взглядов, появились фантазии о так называемом коммунистическом
труде, который наряду с пищей, воздухом и водой якобы когда-
нибудь станет основной потребностью человека. Труд как рабская
необходимость перестанет существовать, так как за человека все
будет делать кто-то другой, например, автоматические заводы и
«умные машины». Сам же человек будет трудиться только ради
удовольствия, работая где он хочет и сколько хочет. И этого якобы
будет достаточно для удовлетворения всех его жизненных потребно-
стей. Тогда и наступит, по выражению Маркса и Энгельса,
«истинное царство свободы».
Эта упоительная сказка в XX веке ввела в заблуждение огромное
количество людей на Земле, стала причиной страданий и смерти
миллионов людей. Излишне говорить о том, что такие фантазии
принципиально недостижимы, они являются обманом человека. И
прежде всего потому, что несмотря на возможный в будущем рост
производительности труда при производстве предметов потребления,
психика человека будет генерировать все большие и большие
желания и мечты, то есть опережающими темпами возбуждать в
человеке все новые и новые потребности. Человеку ничего не оста-
нется делать, как пребывать все в том же порочном круге рабской
необходимости не покладая рук трудиться по преобразованию окру-
жающей среды.
Глава 1 Что человеку нужно и как этого достигнуть 26