Чем определяется эффективность метода синектики?

Тема 14. Методы проектирования концепций

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Необходима ли концепция исследования и когда?

Какую роль играет концепция исследования в достижении его успеха?

Как проектируется концепция исследования?

Какие используются методы в проектировании концепции исследования?

14.1. Проектирование концепции

Работу исследователя можно отождествить с работой проектировщика, который проектирует новое устройство и располагает для этого соответст­вующими методами проектирования.

Исследователь тоже проектирует, но предметом его проектирования мо­жет быть не только решение отдельной проблемы или исследовательской за­дачи, но и создание новой концепции развития или концепции решения комплекса проблем, новой концепции объяснения тех или иных непонятных явлений и предвидения их дальнейших изменений.

Известно, чтоконцепция — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на до­стижение определенной цели.

Существуют, например, американская и российская концепция исследования космического пространства, существуют различные концепции мирного исполь­зования атомной энергии, концепции реформирования экономики и пр.

В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплек­сом основополагающих идей и подходов, организовывать исследования.

В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения. В частности, в облас­ти управления концепция отражает подходы к управлению, систему ценнос­тей, по которым выбираются варианты решений, отбор факторов практичес­кого анализа ситуаций и пр. Ив этом своем качестве концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех. Можно условно дать несколько названий различных концепций управления: концепция ка­чества, концепция человеческого капитала, концепция культуры управления, концепция неформального управления и т. д. Все они отличаются система­тизированными акцентами в управленческой деятельности, опорными фак­торами ее организации и осуществления.

Концепция управления может быть предметом и результатом исследова­ния управления и научно обоснованного проектирования.

14.2. Методы дивергенции, трансформации и конверсии

Специфика такого предмета исследования определяет и методы его про­ведения. Это методы интеграции исследования и проектирования. Интегра­ция достигается последовательным, трехступенчатым использованием мето­дов дивергенции, трансформации и конвергенции(схема 51).

Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, прибли­зительный характер. Любые варианты возможных решении принимаются к рассмотрению: противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отда­ленные, неточные Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решении, мотивировать чувство собственной неуве­ренности.

Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направ­лений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.

Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

К методам дивергенции можно отнести методы обобщения литерату­ры, визуализации проблемы, обсуждения, анализ формулировок, накопление и систематизация информации, инвентаризация точек зрения и подходов, анкетирование, анализ ограничении.

Непосредственным результатом дивергенции является наиболее коррект­ная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решении

Следующим этапом исследования, характеризующим специфические ме­тоды его проведения является этап трансформации.Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее при­емлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям иссле­дования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установле­ние границ исследования, отделение главного от второстепенного. Транс­формация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятии, которыми следует опери­ровать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации. В этом результате уже закладываются посылки окончатель­ного решения, но оформление его производится на следующем этапе.

Методы трансформации включают методы классификациии, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора крите­риев, ранжирования.

Третий этап называется конвергенцией, которая заключается в последова­тельном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не оп­ределится окончательное решение, характеризующее достижение цели ис­следования.

Особенностью конвергенции является использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по устанавливаемым критериям. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие.Кон­вергенция — это конкретизация и детализация исследовательских реше­ний, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характери­стик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управ­ления.

Методы конвергенции — это методы практической конкретизации, выбора оптимального варианта, расчета и количественного анализа, ре­сурсно-стоимостного анализа, концептуального упорядочения, установле­ния взаимодействий, обсуждения практической ценности.

Таким образом, повторим: на этапе дивергенции осуществляется расши­рение области или поля поиска как проблем, так и их свойств и характерис­тик; па этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки про­блемы, установления ее содержания и подходов к решению; на этапе кон­вергенции — построения концепции нового управления на основе выделе­ния главного, определения необходимого сочетания свойств и характерис­тик.

Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования. Нетрудно заметить, что они вклю­чают как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, определяющее строгие критериальные оценки и отбор вариантов. Кроме того, этиэтапы мышления включают и процедурные проблемы исследования — изучение в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.

14.3. Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления

Использование всех этих методов в единстве, взаимодействии и опреде­ленной последовательности дает большой эффект, потому что позволяет выйти за границы привычного и по принципу внешнего дополнения посмот­реть на предмет исследования в новом ракурсе и увидеть, казалось бы, неви­димое. Это расширяет и обогащает информацию. Кроме того, эти методы предохраняют исследователя от видимости удачной идеи, заставляют сомне­ваться и продолжать поиск до рационального его завершения.

В деятельности исследователя большую роль может играть метод пере­ключения стратегий. Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодей­ствия спонтанного и организованного мышления. И то и другое объективно существует в практике исследования и характеризует различные стратегии мыслительного процесса.

Стратегия мышления отражает связь истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагае­мых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы дея­тельности человека. Но не всегда они обнаруживают связь с определенной направленностью мыслительного процесса, существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направ­лениях мысли, какими сами являются.

Подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследова­тельского мышления — вотглавная задача исследователя.

С другой стороны, организованное мышление может быть также отклю­ченным от спонтанного мышления. Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику. Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок. Эти процессы можно и очень полезно мотивировать и связывать с организованным мышлением.

В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышле­ния. И главное здесь заключается не в том, что исследователь должен пере­ходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Сопоставление спонтанных мыслей и организованных дает возможность перехода к новой стратегии мышления.

Нов использовании этого метода возникает множество труднос­тей. Одна из них — несовместимость спонтанного и организованного мыш­ления, хаотичность первого и строгость, точнее, систематичность второго. Эти два типа мышления разрушают друг друга, и надо много усилий, чтобы совместить и связать их. Эти усилия проявляются в умении переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследова­ния.Метод переключения стратегий — это разрешение конфликта же­сткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования.

Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.

Вопросы

Наши рекомендации