Тема 1. Этика как наука о морали

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра философии и методологии науки

В.Е. Зарайченко

Этика и культура управления

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

Северо-Кавказская академия государственной службы

Кафедра философии и методологии науки

Зарайченко В.Е.

Этика и культура управления: Уч.-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2008. 53 с.

Учебно-методический комплекс составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя учебно-тематический план и программу курса этики и культуры управления, рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. В помощь студентам предлагаются вопросы к зачету, тесты, список литературы, задания для студентов заочного отделения.

Предназначен для студентов, обучающихся по специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации».

При подготовке комплекса использованы материалы, разработанные Л.Г.Павловой.

Печатается по решению кафедры. Протокол № 4
от 03 декабря 2008 г.

ВВЕДЕНИЕ

Укрепление российской государственности, проводимые в стране политические, социальные и экономические реформы, расширение демократических процессов, радикальные изменения функций, содержания, форм и методов деятельности государственного аппарата в условиях развития гражданского общества, усилия по преодолению негативных явлений в управленческой среде предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке административных работников.

Профессиональная деятельность госслужащего в значительной мере связана с контактами, в которые он вступает в ходе общения с посетителями и сотрудниками. Это повышает значимость этического образования будущих государственных служащих, нравственного воспитания управленцев.

Доверие населения к власти и участие граждан в решении социальных вопросов во многом зависят от нравственной безупречности чиновников.

Госстандарт, определяя общие требования к образованности менеджера, отмечает, что он должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, общей культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело; принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

По общепрофессиональным дисциплинам будущий госслужащий должен иметь представление об общечеловеческой морали, о роли этики в нравственном развитии личности; о роли сознания и самосознания в поведении и деятельности людей, формировании личности; о роли и влиянии этических факторов на формирование профессиональных качеств. Он должен знать специфику делового общения, причины конфликтных ситуаций и возможные выходы из них; правила этикета и пользование ими в работе госслужащего.

Цель курса –формирование нравственно-этической культуры будущих государственных служащих как важнейшего компонента культуры управленческой деятельности.

Задачи курса:

1. Способствовать формированию у студентов знаний об общих принципах морали, профессиональной этики госслужащего, нравственных основах делового общения.

2.Оказать педагогическую помощь студентам в выработке умений и навыков нравственного поведения в ситуациях морального выбора, возникающих в профессиональной деятельности госслужащего.

3.Обучитьстудентовметодикесамовоспитаниявысоконравственныхкачеств личности, важных и необходимых в их будущей профессиональной деятельности.

Специфика предмета требует применения на лекциях, семинарских и практических занятиях методов активного обучения с использованием таких приемов, как дискуссии, «мозговой штурм», разработка алгоритмов решения ситуативных задач, деловые игры, «круглые столы», коллективный поиск ответов на проблемные вопросы, создание творческих проектов этического поведения в ситуациях морального выбора и т.д.

Опираясь на опыт многолетнего преподавания курса, автор программы предполагает способствовать формированию нравственного облика будущих менеджеров с помощью произведений литературы и искусства. С этой целью планируется просмотр во внеучебное время театральных спектаклей, кинофильмов с острой нравственной проблематикой, посещение музеев, выставок, организация встреч с практическими административными работниками по вопросам этики служебного поведения сотрудников аппарата. Большое внимание должно уделяться обратной связи с обучаемыми, формам индивидуальных контактов со студентами по вопросам их нравственного сознания и поведения. Особенности учебной дисциплины диктуют необходимость тесного взаимодействия со структурами академии, осуществляющими комплекс воспитательной работы со студентами.

Специфика предмета требует особого внимания к организации самостоятельной работы студентов. Она проводится с целью формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Для организации контроля за самостоятельной работой студентов применяются такие формы, как творческие рефераты, контрольные опросы, индивидуальные собеседования, тесты.

В результате изучения дисциплиныстудент должен:

иметь представление:

- о взаимосвязи дисциплины «Этика и культура управления» с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;

- о взаимосвязи нравственных качеств, внешнего облика и поведения личности с профессиональными знаниями, умениями и навыками;

- о моральных принципах, этических нормах, правилах делового этикета;

знать:- нормы и принципы этики государственного служащего;

- функции и элементы культуры управления;

- современные требования, предъявляемые к государственному

служащему;

- основные правила этикета государственного служащего;

уметь:- определять форму своего поведения в ситуациях делового общения;

- владеть коммуникативными навыками устной и письменной речи;

- применять правила делового этикета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Всего часов   Дневное отделение   Заочное отделение
Лек- ции Семи- нары Лек-ции Семи-нары
1. Этика как наука о морали. Этические аспекты культуры управления    
2. Основные категории этики.    
* Семинар 1.Мораль как особый способ освоения мира      
3. Моральные нормы, требования и принципы в системе госслужбы.      
4. Моральный выбор и моральная оценка поступков менеджера      
* Семинар 2.Свобода и моральный закон      
5. Нравственная культура государственного служащего как субъекта управления      
6. Профессиональная этика госслужащего: основные понятия и принципы.    
* Семинар 3.Нравственная культура государственного служащего      
7. Личностно-нравственные качества госслужащего      
8. Этические требования к служебному поведению административного работника.    
* Практическое занятие 1Разработка Этического кодекса государственного служащего    
9. Руководитель и подчиненный: этика взаимоотношений      
10. Разрешение нравственного конфликта в управленческой деятельности      
* Практическое занятие 2.Решение ситуативных задач по этике взаимоотношений руководителя и подчиненного      
11. Эстетический компонент культуры управления      
12. Этика и этикет. Из истории этикета.      
* Практическое занятие 3.Нравственно-этические проблемы в произведениях искусства      
13. Национально-культурные особенности делового этикета      
14. Деловое общение на госслужбе: этикетные требования (деловые переговоры, встречи, беседы, приемы)    
  Семинар 4.Нравственные принципы и нормы этикета госслужащего    
15. Этикетные правила на государственной службе (посещение учреждений, деловая переписка, внешний вид госслужащего))      
16. Этика взаимоотношений власти с населением      
* Практическое занятие 4Этикетные правила в деловом общении            
* Круглый стол: Государственная служба, этика, управление: взаимоотношения власти с населением      
  Итого

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Этика как наука о морали.

Наши рекомендации