Тема 1. Этика как наука о морали
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра философии и методологии науки
В.Е. Зарайченко
Этика и культура управления
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
Северо-Кавказская академия государственной службы
Кафедра философии и методологии науки
Зарайченко В.Е.
Этика и культура управления: Уч.-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2008. 53 с.
Учебно-методический комплекс составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя учебно-тематический план и программу курса этики и культуры управления, рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. В помощь студентам предлагаются вопросы к зачету, тесты, список литературы, задания для студентов заочного отделения.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации».
При подготовке комплекса использованы материалы, разработанные Л.Г.Павловой.
Печатается по решению кафедры. Протокол № 4
от 03 декабря 2008 г.
ВВЕДЕНИЕ
Укрепление российской государственности, проводимые в стране политические, социальные и экономические реформы, расширение демократических процессов, радикальные изменения функций, содержания, форм и методов деятельности государственного аппарата в условиях развития гражданского общества, усилия по преодолению негативных явлений в управленческой среде предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке административных работников.
Профессиональная деятельность госслужащего в значительной мере связана с контактами, в которые он вступает в ходе общения с посетителями и сотрудниками. Это повышает значимость этического образования будущих государственных служащих, нравственного воспитания управленцев.
Доверие населения к власти и участие граждан в решении социальных вопросов во многом зависят от нравственной безупречности чиновников.
Госстандарт, определяя общие требования к образованности менеджера, отмечает, что он должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, общей культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело; принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.
По общепрофессиональным дисциплинам будущий госслужащий должен иметь представление об общечеловеческой морали, о роли этики в нравственном развитии личности; о роли сознания и самосознания в поведении и деятельности людей, формировании личности; о роли и влиянии этических факторов на формирование профессиональных качеств. Он должен знать специфику делового общения, причины конфликтных ситуаций и возможные выходы из них; правила этикета и пользование ими в работе госслужащего.
Цель курса –формирование нравственно-этической культуры будущих государственных служащих как важнейшего компонента культуры управленческой деятельности.
Задачи курса:
1. Способствовать формированию у студентов знаний об общих принципах морали, профессиональной этики госслужащего, нравственных основах делового общения.
2.Оказать педагогическую помощь студентам в выработке умений и навыков нравственного поведения в ситуациях морального выбора, возникающих в профессиональной деятельности госслужащего.
3.Обучитьстудентовметодикесамовоспитаниявысоконравственныхкачеств личности, важных и необходимых в их будущей профессиональной деятельности.
Специфика предмета требует применения на лекциях, семинарских и практических занятиях методов активного обучения с использованием таких приемов, как дискуссии, «мозговой штурм», разработка алгоритмов решения ситуативных задач, деловые игры, «круглые столы», коллективный поиск ответов на проблемные вопросы, создание творческих проектов этического поведения в ситуациях морального выбора и т.д.
Опираясь на опыт многолетнего преподавания курса, автор программы предполагает способствовать формированию нравственного облика будущих менеджеров с помощью произведений литературы и искусства. С этой целью планируется просмотр во внеучебное время театральных спектаклей, кинофильмов с острой нравственной проблематикой, посещение музеев, выставок, организация встреч с практическими административными работниками по вопросам этики служебного поведения сотрудников аппарата. Большое внимание должно уделяться обратной связи с обучаемыми, формам индивидуальных контактов со студентами по вопросам их нравственного сознания и поведения. Особенности учебной дисциплины диктуют необходимость тесного взаимодействия со структурами академии, осуществляющими комплекс воспитательной работы со студентами.
Специфика предмета требует особого внимания к организации самостоятельной работы студентов. Она проводится с целью формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Для организации контроля за самостоятельной работой студентов применяются такие формы, как творческие рефераты, контрольные опросы, индивидуальные собеседования, тесты.
В результате изучения дисциплиныстудент должен:
иметь представление:
- о взаимосвязи дисциплины «Этика и культура управления» с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;
- о взаимосвязи нравственных качеств, внешнего облика и поведения личности с профессиональными знаниями, умениями и навыками;
- о моральных принципах, этических нормах, правилах делового этикета;
знать:- нормы и принципы этики государственного служащего;
- функции и элементы культуры управления;
- современные требования, предъявляемые к государственному
служащему;
- основные правила этикета государственного служащего;
уметь:- определять форму своего поведения в ситуациях делового общения;
- владеть коммуникативными навыками устной и письменной речи;
- применять правила делового этикета.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Всего часов | Дневное отделение | Заочное отделение | ||
Лек- ции | Семи- нары | Лек-ции | Семи-нары | |||
1. | Этика как наука о морали. Этические аспекты культуры управления | |||||
2. | Основные категории этики. | |||||
* | Семинар 1.Мораль как особый способ освоения мира | |||||
3. | Моральные нормы, требования и принципы в системе госслужбы. | |||||
4. | Моральный выбор и моральная оценка поступков менеджера | |||||
* | Семинар 2.Свобода и моральный закон | |||||
5. | Нравственная культура государственного служащего как субъекта управления | |||||
6. | Профессиональная этика госслужащего: основные понятия и принципы. | |||||
* | Семинар 3.Нравственная культура государственного служащего | |||||
7. | Личностно-нравственные качества госслужащего | |||||
8. | Этические требования к служебному поведению административного работника. | |||||
* | Практическое занятие 1Разработка Этического кодекса государственного служащего | |||||
9. | Руководитель и подчиненный: этика взаимоотношений | |||||
10. | Разрешение нравственного конфликта в управленческой деятельности | |||||
* | Практическое занятие 2.Решение ситуативных задач по этике взаимоотношений руководителя и подчиненного | |||||
11. | Эстетический компонент культуры управления | |||||
12. | Этика и этикет. Из истории этикета. | |||||
* | Практическое занятие 3.Нравственно-этические проблемы в произведениях искусства | |||||
13. | Национально-культурные особенности делового этикета | |||||
14. | Деловое общение на госслужбе: этикетные требования (деловые переговоры, встречи, беседы, приемы) | |||||
Семинар 4.Нравственные принципы и нормы этикета госслужащего | ||||||
15. | Этикетные правила на государственной службе (посещение учреждений, деловая переписка, внешний вид госслужащего)) | |||||
16. | Этика взаимоотношений власти с населением | |||||
* | Практическое занятие 4Этикетные правила в деловом общении | |||||
* | Круглый стол: Государственная служба, этика, управление: взаимоотношения власти с населением | |||||
Итого |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Этика как наука о морали.