Глава 10 общение и социальное познание
Понятие об общении
Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием "общение".
До сих пор на страницах отечественной психологической литературы ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, прежде всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Сей термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г.М. Андреева, "содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности" (Андреева, 1976. С.76).
Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологические обороты, как "деятельность общения" или "коммуникативная деятельность". Впрочем, и здесь возможна полемика, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, а как условие деятельности или ее сторону.
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Подобный подход к пониманию общения и его структуры был впервые сформулирован Б.Д. Парыгиным в начале 1970-х гг. Им были выделены "несколько основных параметров" процесса общения:
а) психический контакт, возникающий между индивидами и реа
лизующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга;
б) обмен информацией посредством вербального или невербаль
ного общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга
(Парыгин, 1971. С. 221).
В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Правда, сегодня, отмечает Парыгин, этот подход "нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике структуры общения" (Парыгин, 1999. С. 342).
Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И.М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем
общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и духовные ценности), Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.
В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т.д.
Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важным является определение его функций в процессе общения.
В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):
1. Коммуникативные функции.В процессе общения посред
ством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уров
нях индивидуального, группового и общественного взаимодейст
вия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим есте
ственным выразительным средствам человека (мимике, пантоми
ме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также
техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, теле
видению и др.). Коммуникативные функции служат также целям
социальной интеграции людей в различные формы общностей.
2. Информационные функции.В процессе общения накапли
вается содержание практического опыта людей и происходит пе
редача информации от одного человека другому. Информацион
ная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникатив
ной. По целям сообщения информация может подразделяться
в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмо
циональную. Если передаются только сведения об объекте, то ин
формация имеет осведомительное назначение. Если сообщение
рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному
действию, то эта информация приобретает регуляторную нагруз
ку. Если же информация направлена на пробуждение каких-
либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.
3. Когнитивные функции.В процессе общения происходит
осмысление воспринятых значений посредством представления,
воображения и мышления. Когнитивные функции проявляют
ся в процессах познания человека человеком. Эти функции
реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.
4. Эмотивные функции.Проявляются в переживании челове
ком своих отношений с другими людьми. Эти переживания нахо
дят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений
(симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде
и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют
психологический фон взаимодействия, приносят радость или
огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью
и смыслом жизни.
5. Конативные функции.Обеспечивают управляющее воз
действие на личность во всех процессах жизнедеятельности, свя
заны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выра
жают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров
в совместной деятельности через процесс общения. Посредством
обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимо
действия партнеров по общению.
6. Креативные функции.Направлены на преобразование лю
дей в процессах общения, изменение и воспитание личности.
Этому служат специальные механизмы психической деятельно
сти, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относят
ся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убежде
ние. Благодаря данным механизмам происходят изменения во
взглядах, поведении и качествах личности.
Предложенная В.Н. Панферовым классификация функций человека как субъекта общения позволяет осуществлять обобщение различных явлений психики человека, исходя из логики их функционирования в процессе общения.