Глава 10 общение и социальное познание

Понятие об общении

Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием "общение".

До сих пор на страницах отечественной психологической лите­ратуры ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, преж­де всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социаль­ной психологии. Сей термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмеча­ет Г.М. Андреева, "содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности" (Андреева, 1976. С.76).

Поэтому в отечественной литературе встречаются такие тер­минологические обороты, как "деятельность общения" или "ком­муникативная деятельность". Впрочем, и здесь возможна поле­мика, поскольку иногда общение определяют не только как дея­тельность, а как условие деятельности или ее сторону.

Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и раз­вития контакта между людьми, обмена информацией, воспри­ятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. По­добный подход к пониманию общения и его структуры был впер­вые сформулирован Б.Д. Парыгиным в начале 1970-х гг. Им были выделены "несколько основных параметров" процесса общения:

а) психический контакт, возникающий между индивидами и реа­
лизующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга;

б) обмен информацией посредством вербального или невербаль­
ного общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга
(Парыгин, 1971. С. 221).

В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре обще­ния трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактив­ной. Правда, сегодня, отмечает Парыгин, этот подход "нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике струк­туры общения" (Парыгин, 1999. С. 342).

Исследования общения имеют давние традиции в отечествен­ной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И.М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон об­щения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем

общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Рас­сматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и ду­ховные ценности), Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.

В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического разви­тия личности, связь потребности в общении с другими человече­скими потребностями, значение общения для регуляции поведе­ния личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях обще­ния и т.д.

Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важ­ным является определение его функций в процессе общения.

В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблема­тики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделя­ет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):

1. Коммуникативные функции.В процессе общения посред­
ством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уров­
нях индивидуального, группового и общественного взаимодейст­
вия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим есте­
ственным выразительным средствам человека (мимике, пантоми­
ме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также
техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, теле­
видению и др.). Коммуникативные функции служат также целям
социальной интеграции людей в различные формы общностей.

2. Информационные функции.В процессе общения накапли­
вается содержание практического опыта людей и происходит пе­
редача информации от одного человека другому. Информацион­
ная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникатив­
ной. По целям сообщения информация может подразделяться
в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмо­
циональную. Если передаются только сведения об объекте, то ин­
формация имеет осведомительное назначение. Если сообщение
рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному
действию, то эта информация приобретает регуляторную нагруз­
ку. Если же информация направлена на пробуждение каких-
либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.

3. Когнитивные функции.В процессе общения происходит
осмысление воспринятых значений посредством представления,
воображения и мышления. Когнитивные функции проявляют­
ся в процессах познания человека человеком. Эти функции

реализуются более полно при взаимопонимании участников об­щения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.

4. Эмотивные функции.Проявляются в переживании челове­
ком своих отношений с другими людьми. Эти переживания нахо­
дят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений
(симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде
и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют
психологический фон взаимодействия, приносят радость или
огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью
и смыслом жизни.

5. Конативные функции.Обеспечивают управляющее воз­
действие на личность во всех процессах жизнедеятельности, свя­
заны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выра­
жают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров
в совместной деятельности через процесс общения. Посредством
обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимо­
действия партнеров по общению.

6. Креативные функции.Направлены на преобразование лю­
дей в процессах общения, изменение и воспитание личности.
Этому служат специальные механизмы психической деятельно­
сти, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относят­
ся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убежде­
ние. Благодаря данным механизмам происходят изменения во
взглядах, поведении и качествах личности.

Предложенная В.Н. Панферовым классификация функций человека как субъекта общения позволяет осуществлять обобще­ние различных явлений психики человека, исходя из логики их функционирования в процессе общения.

Наши рекомендации