Todos Santos — День мертвых
Сила влияния культуры на скорбь и смерть отчетливо проявляется в мексиканских традициях. Во время празднования Todos Santos(дня Всех святых) мексиканцы различных профессий, занимающие разное общественное положение, богатые и бедные, образованные и неграмотные, жители городов и сельской местности, отвлекаются от обычных дел, чтобы вспомнить умерших, почтить их память. Эта традиция резко контрастирует с практикой скорби, принятой в Соединенных Штатах, где она связана скорее с беспокойством и дискомфортом, нежели с празднованием и поминовением.
Todos Santosоснован на вере в то, что смерть является естественным элементом жизненного цикла, который следует праздновать всей общиной (Cohen, 1992). Празднование сочетает в себе обычаи и верования индейской культуры, существовавшие еще до Колумба, и традиции католической Испании.
Праздник сосредоточивается вокруг алтарей общины, призывающих предков вернуться на землю. У каждой семьи есть свой собственный алтарь (или ofrenda),созданный для того, чтобы почтить память усопших родственников. На алтарь приносится любимая еда и напитки умерших, предметы их одежды и личные вещи. Специальные подношения предназначены для душ умерших детей. Эти подношения миниатюрны, среди них много конфет и сластей. После того как души усопших дадут знать о своем присутствии, в праздновании принимают участие живые. Члены семьи съедают немного еды и выпивают часть напитков, часть трапезы они разделяют с соседями и друзьями, а остаток в качестве последнего подношения приносят на могилы умерших. Что может означать этот обычай? По словам наблюдателя, «такое радостное разделение пищи и напитков создает определенный взаимный обмен в общине: оно помогает живым поддерживать связь с умершими и, в свою очередь, создает ощущение их символического присутствия» (Cohen, 1998, р. 108).
Вместо того чтобы защищать детей от реальности смерти, взрослые мексиканцы отводят им центральное место в праздновании Todos Santos.Малыши помогают родителям готовить ofrendaи принимают участие в празднике на могилах родственников. Они вместе со взрослыми украшают могилы яркими цветами и зажигают свечи в память об умерших. Принимая участие в этих действиях, дети узнают, что смерть - естественная часть жизни и ее не следует бояться. Таким образом, «во многих культурах смерть... рассматривают не как окончание жизни, а как переход на новый уровень существования» (Carmichael, Sayer, 1991).
В Мексике данный обычай имеет статус национальной традиции.
ков ушедшего из жизни человека. Они подвергли сомнению широко распространенное представление о том, что после смерти любимого человека неизбежны страдания и депрессия, а неспособность испытывать острое горе утраты в этой ситуации патологична. Согласно их мнению, не столь важна и «проработка» потери, а люди, потерявшие близких, должны надеяться, что со временем они оправятся от утраты. Так, например, они приводят следующие данные: считается, что люди, переживающие депрессию после смерти любимого, успешнее приспосабливаются к жизненным изменениям, нежели те, кто подобных чувств не испытывает. Тем не менее показано, что вдовы и вдовцы, страдающие наиболее тяжелой формой депрессии, с большой долей вероятности будут пребывать в этом состоянии еще в течение 1-2 лет. Они испытывают так называемое хроническое гореи не способны оправиться от потери. Такой патологический процесс скорби часто встречается у многих людей, испытавших горе утраты.
814 Часть IV. Взрослость
Интересным представляется исследование реакций на утрату любимых (Cleiren, 1993), проводимое в течение ряда лет. В Лейденском исследовании утрат (Leiden Bereavement Study), названном так в честь датского городка, в котором оно проводилось, рассматривалось поведение, состояние здоровья и социальные взаимодействия 309 людей, потерявших близких в результате самоубийства, дорожно-транспортного происшествия или длительной болезни. Было показано, что существует большой спектр реакций, связанных с утратой. Данные реакции определяются значимостью отношений, характером смерти человека, наличием возможности предвидеть эту смерть, практической поддержкой, которую родственники умершего получают после его смерти.
Таким образом, горе утраты может иметь свои отличительные черты у разных людей, в различных культурах. Не существует универсального или «правильного» выражения горя, хотя социальные ожидания оказывают достаточно сильное влияние на человека, заставляя его вести себя определенным образом.