Подкрепление, гашение и наказание как методы мотивации

Согласно теории подкрепления для мотивации поведения людей можно использовать такие методы, как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание.

Метод положительного подкрепления состоит в том, что поощряются действия, имеющие позитивную направленность. Положительное подкрепление направлено на привлечение персонала в организацию, сохранение состава сотрудников, управление издержками на оплату труда.

При использовании методов отрицательного подкрепления поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например прогулов.

Между положительным и отрицательным подкреплением существует определенная асимметрия. Отрицательное подкрепление может вызвать не только желательные, но и непредсказуемые негативные реакции, а положительное — только позитивные.

Величина подкрепления должна быть минимальной, чтобы постоянно поддерживать заинтересованность в продолжении нужной деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Важна не столько она сама, сколько форма, способ, режим подкрепления.

Подкрепление может быть непрерывным, периодическим, фиксированным (регулярным), эпизодическим (неожиданным) и вариабельным (комбинированным).

Непрерывное подкрепление предполагает, что оно следует за каждым действием. При постоянном применении этот метод мотивации очень результативен, но приводит к раннему удовлетворению потребностей и гашению поведения или к его быстрому изменению, когда стимулы прекращаются.

Периодическое подкрепление состоит в том, что мотивация следует не за всеми результатами, а через строго определенное их количество. Оно дает хороший стабильный эффект в условиях часто и регулярно повторяющихся действий.

Подкрепление с фиксированным интервалом означает, что стимулирование происходит за первым результатом по истечении определенного времени. Оно приводит к устойчивой реакции: быстрой и сильной непосредственно перед стимулирующим воздействием, медленной и слабой — после него.

Эпизодическое подкрепление предполагает, что стимулирующее действие следует за первым результатом по истечении случайного отрезка времени. За ним следует сильная, постоянная, устойчивая к гашению реакция.

Иногда целесообразно подкрепление "авансом", обязующее человека работать лучше.

Метод гашения, т. е. отсутствие подкрепления отрицательных и положительных действий, состоит в их игнорировании (тогда они сами по себе затухают),

Метод наказания является прямым воздействием с целью изменения поведения, направленным на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем и достижение положительных результатов.

Наказание может иметь вид материального взыскания (санкций, штрафов), снижения социального статуса в коллективе, психологической изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, понижения в должности и т. п.

Рекомендации по применению метода наказания:

1. Нельзя наказывать, находясь в состоянии возбуждения.

2. Наказание должно быть своевременным и немедленно приводиться в исполнение.

3. Работник должен знать, за что его наказывают.

4. За проступок одного человека нельзя наказывать коллектив.

5. За один проступок человек должен быть наказан один раз.

6. Мера наказания должна учитывать специфику совершенного действия, характер, пол, возраст, опыт работы сотрудника.

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация методов мотивации работников.

2.Авторитет менеджера как основа его мотивационного потенциала.

3. Различия экономических и неэкономических методов мотивации работ

ников.

4. Виды вознаграждения и рекомендации по его применению для мотива

ции работников.

5. Личностные и организационные источники власти, используемые мене джерами при мотивации персонала.

6.Методы удовлетворения первичных потребностей подчиненных, используемые в управлении.

7. Как руководство может способствовать удовлетворению потребностей

подчиненных в причастности и принадлежности?

8. Методы менеджеров, обеспечивающие удовлетворение потребностей

подчиненных в уважении и признании.

9. Как помочь подчиненным самовыразиться на работе?

10.Использование методов мотивации: подкрепление, гашение, наказание.

11.Особенности мотивации организационного поведения женщин.

12.Организация мотивации начинающих сотрудников.

13.Методы усиления мотивации работников при модели обогащения труда.

14.Влияние условий на рабочем месте на мотивацию персонала.

Список рекомендуемой литературы

1. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М.:

Издательство ЭКМОС, 2000

2. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б.Мотивационный

менеджмент: Модуль 3; Изд-во Дело, 2005 – 95 с.

3. Бутова Т.В. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент: Учебное

пособие для вузов.- Теис 2004 г. 236 стр.

4. Сладкевич В. П. Мотивационный менеджмент /Курс лекций

Издательство: М.:Межрегиональная Академия управления

персоналом, 2001г.- 165 стр.

5. Маркин В. Н. Мотивационный менеджмент Издательство: РАГС,

2005 г. – 86 с.

Наши рекомендации