Современные теории мотивации: подкрепление, атрибуции, целеполагание

Теория целеполагания

Теория постановки целей Локка исходит из того, что люди воспринимают цель орг-ции как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения соответствующей работы.

Результаты работы, по мнению Локка, зависят от хар-ик целей:

1. Сложность (чем сложнее цели, тем больше результатов добивается человек)

2. Конкретность (чем конкретнее цели, тем выше качество работы)

3. Приемлемость (насколько цели орг-ции не противоречат личным целям и моральным установкам работников)

4. Приверженность (зависит от того, какие выгоды получит человек после достижения целей орг-ции).

Важным является и результат, если он позитивен, то исполнитель доволен собой и мотивирован.

Теория подкрепления Торндайка-Скиннера

Е.Торндайк предложил так называемый закон эффекта, который объясняет механизм влияния удовольствия и боли на последующее поведение человека. Согласно этому закону поведенческие реакции, следующие непосредственно за приятным переживанием закрепляются и с возрастающей вероятностью повторяются в аналогичных ситуациях. Если же реакции следуют за неприятными переживаниями (наказанием), то они угасают и повторяются в аналогичных ситуациях с меньшей вероятностью. Развивая эту идею, Б. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных. Если человек редко или никогда не демонстрирует желательного поведения, может быть использован метод, получивший название «шейпинга». Суть метода состоит в том, что первоначально индивид получает подкрепление за любую реакцию, которая хоть чем-то сходна с желательной, или поощряется за те реакции, которые можно рассматривать как начальные в последовательности реакций, в конечном счете завершающейся желательным поведением. И только после этого подкрепление сужается до поощрения желательной реакции, вплоть до ее устойчивого освоения индивидом.

Поведение зависит как от определенной последовательности и повторяемости подкрепления, так и от интенсивности и временной близости подкрепления с желательной реакцией.

Теория и исследования подкрепления мотивов позволяют предложить следующие практические рекомендации по мотивированию работников в орг-циях:

- Необходимо определить и детализировать то поведение, которое правильно и желательно на рабочем месте.

- Правильное поведение требует регулярного подкрепления;

- Нежелательное или неправильное поведение целесообразно игнорировать, применяя наказания лишь при регулярном повторении или в особых случаях, способных повлечь серьезные негативные последствия;

- He следует допускать задержки в подкреплении правильного поведения с тем, чтобы сохранялась тесная временная связь между поведением и поощрением;

- Рекомендуется определить схему подкрепления и вид поощрения в соответствии с индивидуальными особенностями работника и текущей ситуацией;

Даже после появления устойчивого желаемого поведения существует необходимость его последующего регулярного подкрепления.

Теория атрибуции

Не так давно производимые людьми атрибуции стали рассматриваться как важный элемент мотивации трудовой деят-ти. Теория атрибуции скорее яв-ся теорией взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения, чем теорией мотивации отдельного человека. Разнообразие теорий атрибуции постоянно увеличивается. Однако недавно проведенный их анализ позволяет сделать заключение, что все они объединяются следующими общими предположениями:

- Мы стараемся найти смысл в окружающем нас мире.

- Мы часто объясняем действия людей либо внутренними, либо внешними причинами.

- Мы делаем это в значительной степени на основе логики.

Хорошо известный теоретик Гарольд Келли подчеркивает, что теория атрибуции связана главным образом с теми когнитивными процессами, с помощью которых человек интерпретирует поведение, как вызванное (или приписываемое) определенными элементами соответствующей окруж. среды. Теория атрибуции предполагает, что люди рациональны и испытывают потребность в определении и понимании каузальной структуры окруж. среды. Именно поиск этих атрибутов и является основной характеристикой теории атрибуции.

Используя понятие «локус контроля», можно объяснить поведение человека на работе, исходя из того, откуда, согласно его ощущениям, исходит контроль за достигнутыми им результатами: изнутри или извне. Работники, которые ощущают внутренний контроль, считают, что они могут влиять на собственные результаты посредством своих способностей, умений или усилий. Работники, которые ощущают внешний контроль, считают, что они не могут сами регулировать свои результаты; они полагают, что ими управляют внешние силы. Важно, что ощущение локуса контроля может оказывать дифференцированное воздействие на выполнение работы и на чувство удовлетворенности ею.



Наши рекомендации