Задание 2. 1. Объясните, какова роль мотивационного процесса в целостном процессе управления
1. Объясните, какова роль мотивационного процесса в целостном процессе управления.
2. Какие общие подходы и принципы лежат в основе изучения мотивационного процесса? Попытайтесь оценить, элементы каких подходов лежат в основе мотивированного поведения некоторых знакомых вам людей.
3. Попробуйте оценить, какие черты теории Х и теории Y в наибольшей степени соответствуют реальному поведению работников в организации, деятельность которой вам знакома.
Тема 9. Функция контроля в менеджменте
Содержание и элементы системы контроля
Мы уже говорили, что неопределенность сопровождает процесс управления. Планы не всегда выполняются, работники не всегда используют делегированные им права или превышают предоставленные полномочия на использование ресурсов, в ряде случаев не удается достаточно эффективно мотивировать людей на достижение целей, дают сбои установленные структурные связи и складывающиеся отношения. Что же позволяет менеджменту на всех уровнях управления определить, достигло ли предприятие, подразделение своих целей, обнаружить свои собственные ошибки и ошибки других, установить время, масштабы и методы корректирующих действий. Это достигается с помощью контроля.
Функция контроля определяется как процесс, при помощи которого руководители получают информацию о действительном состоянии в достижении цели, выполнении плана и хода решения задач, управленческих решений. Функция контроля включает также оценку отклонений от заданных параметров, определение их причин и принятие управленческих решений, позволяющих при необходимости корректировать фактическое состояние (рис. 9.1). Термин «контроль» как правило, вызывает отрицательные эмоции, связанные с кажущимся ограничением самостоятельности, принуждением и другими эмоциональными восприятиями, которые входят в противоречия с индивидуальным представлением о свободе личности. Один из аспектов функции контроля, связанный с его формальной внешней стороной, действительно состоит в обеспечении подчинения кому-либо или чему-либо. Однако основной задачей контроля является обеспечение своевременного осуществления корректирующих действий для достижения предприятием своих целей. Таким образом, контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранной (запланированной) траектории реализации миссии и достижения цели путем периодической оценки, сопоставления фактических результатов деятельности предприятия с установленными стандартами (параметрами) и принятия необходимых корректирующих действий. Для обеспечения этой функции на предприятии создается соответствующая система контроля с целью организации оперативной обратной связи между реальными показателями деятельности и его планами.
Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность для принятия своевременных управленческих воздействий. Все системы контроля, не смотря на их разнообразие, базируются на единой идее обратной связи и на единых элементах функции контроля. К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля, а также типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем.
Основные элементы контроля могут быть представлены следующим образом:
· Установление показателей деятельности предприятия, которые оцениваются в процессе контроля;
· Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов);
· Проведение корректировки в случае, когда фактические результаты значимо отличаются от установленных стандартов.
Единые элементы технологии контроля отражают структуру и содержание работы по организации системы контроля на предприятии. Организационный механизм реализации функции контроля связан с проведением определенной совокупности работ, выполнение которых является обязательным (или постоянно рекомендуемым) при создании определенной системы контроля:
· Определение (выбор) концепции контроля: системы контроля, процесс или процессы контроля, частные проверки тех или иных показателей, периодичность;
· Определение области контроля: качество продукции, производительность труда и других ресурсов, себестоимость продукции и т. д. ;
· Формирование целей и структуры органов контроля;
· Определение путей общих требований и норм контроля (этических, правовых, производственных и т. д.);
· Обоснование объема контроля: полный, сплошной, эпизодический, выборочный, финансовый и др.;
· Методы контроля: качественные, количественные, визуальные, инструментальные, автоматизированные, неавтоматизированные, внешние и внутренние и т. д.