Деловые отношения и переговоры
Деловое общение - личные взаимные отношения, контакты, обмен информацией и эмоциями людей, необходимые для их работы и совершаемые в процессе работы и для работы. Оно включает информирование, передачу и получение распоряжений, переговоры.
Основные элементы делового общения: потребности (мотивы), восприятие, обмен информацией, понимание, взаимодействие.
Мотивыбывают открытые и скрытые. Поэтому распознание истинных мотивов деятельности партнеров по общению имеет важное значение для понимания их конкретных действий ипоступков, что дает возможность правильно определить не только стратегию, но и тактику делового взаимодействия. В общении адекватное отражениеличности партнеров, т.е. выяснение истинных его личных качеств вих совокупности, является непростой проблемой.Правильная оценка особенностей индивида создает необходимыеусловия для взаимопонимания и взаимодействия.
Восприятиеначинается со знакомства людей, прежде всего с оценки внешности иповедения человека. Люди оценивают друг друга обычно исходя изсобственных представлений о красоте, уровня своего интеллектаинравственной воспитанности. Восприятие часто зависит от сложившихся в той или иной социальной группе стереотипов.
Стереотипы - это относительно упрощенные и устойчивые образы илипредставления о людях, событиях, явлениях. Они формируютсяна основе дефицита информации и опыта, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющейся действительности.Часто встречающиеся стереотипные представления и суждения:«все коммерсанты — спекулянты», «все чиновники— бюрократы», «русские — ленивые и пьяницы» и др. Стереотипы могутиметь истинный смысл или быть ошибочными, либо частичноотражать объективную действительность.
В процессе восприятияформируются симпатии и антипатии.Симпатиивозникают на основе взаимной привлекательности в контактах ивзаимоотношениях. Взаимную привлекательность людей психологиназывают аттракцией.Антипатии возникают на почвенегативноговосприятия.
Симпатии и антипатииподдерживаются, развиваются и изменяются в процессеобщения. Это зависит от податливости человека влияниюсо стороны других людей.
Содержание восприятиязависит от мотивов и задач, которые люди ставят передсобой в общении. Часто люди воспринимают в человеке то, что они хотят воспринять. Так, одни от работника ждутпрофессионализма, другие хотят, чтобы он, кроме этого, был опрятноодетым, с хорошими манерами. Восприятие других в значительнойстепени зависит от личностных качеств и опыта индивида.В процессе восприятия происходит своеобразная идентификация,отождествление образа партнера по общению со своимобразом. В то же время партнеры так же поступают по отношению к нам.При налаживании взаимодействия важно не только то,как мы воспринимаем других людей, но и как эти люди воспринимают нас.
Продуктивным,эффективным общение будет тогда, когда его субъекты понимают другдруга.Взаимопониманиепредполагает готовность раскрытьсебя, свои намерения, эмоции, чувства, а также способность выслушатьсобеседника, проникнуться его заботами и интересами. Для улучшения взаимопонимания важна и самооценка своих личностных и деловых качеств, причем критическая. Завышенная самооценка ведет к переоценке своих возможностей и способностей. Заниженная же оценка может отрицательно сказаться на коммуникабельности, сковать инициативу и творчество, вызвать боязнь постановки и достижения значимых целей и тем самым повредить карьере, деловым успехам.
Конкретное воплощение общение получает во взаимодействииего субъектов. В процессе взаимодействия они не только стремятся познакомиться друг с другом, обменяться той или иной информацией, но и реализовать определенные цели, решить деловые проблемы. Важной стороной взаимодействия является формирование в его процессе определенных личностных качеств. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения и суждения.
Взаимодействие может проходить в двух формах: сотрудничества(кооперации) и соперничества(конкуренции). Первая предусматривает совместное достижение одних и тех же целей и позитивное или негативное отношение к реализации партнерами своих целей.
Результатом делового общения может стать деловое взаимодействие: устанавливается роль каждого, распределяются функции и т.д. Они закрепляются инструкциями, нормами, правилами делового распорядка и т.д.
Переговоры - это процесс поиска совместных решений двух или нескольких сторон, имеющих разные точки зрения на один и тот же предмет, различные предпочтения и приоритеты. Переговоры рассматриваются как поиск согласования общих и конфликтующих интересов.
Начальные условия переговоров:взаимозависимость, неполный антагонизм или неполное сотрудничество.
Переговоры неуместны, если:
1) есть возможность и право инструктировать, отдавать распоряжения;
2) точку зрения, не совпадающую с вашей, высказывает консультант;
3) существует третья сторона, которая беспристрастно оценивает ситуацию и имеет возможность принимать общие решения или навязывать какое-либо решение.
Параметры переговоров:предмет переговоров, объект торга или сфера интересов, временные рамки, темп. Правильная оценка этих параметров и контроль гарантируют наилучшие результаты переговоров. Знание основных закономерностей процесса подготовки и ведения переговоров, использование наиболее эффективных техник (методов, приемов) общения обеспечивают успешность управленческой деятельности в целом. Основные этапы переговоровпредставлены на рис. 57.
Обязательным условием успешного завершения любых переговоров является их тщательная подготовка. Начинать надо со сбора информации - определить, какое соглашение должно быть достигнуто, наилучший путь для его достижения.
Критерии эффективности переговоров:
• качество: результаты переговоров определяются качеством соглашения, достаточно полно удовлетворяющего все стороны;
• эффективность процесса: переговоры эффективны, если на них не затрачено больше времени, чем абсолютно необходимо;
• гармония: переговоры считаются гармоничными, если по их окончании сохраняются хорошие отношения между участниками.
Рис. 57. Этапы переговорного процесса
На этапе подготовки переговоров следует определить преимущественные способы их ведения. Особенности недирективных способов и показателей, необходимости их использования рассмотрим на анализе переговоров в критических ситуациях. Одна из теорий ведения переговоров выделяет такие характеристики промежуточных стадий и результатов, как выигрыши потери.Если на этапе подготовки к переговорам выбирается этот подход, то возможно планирование двух типов действий по балансировке выигрыша и потерь - взятие обязательств и угрозы.
Первый тип - обязательства - предполагает:
• либо взятие обязательств на себя;
• либо информирование об уже имеющихся обязательствах.
Это сознательно демонстрируемая оппоненту невозможность идти на дальнейшие уступки ввиду ограничений, накладываемых третьей стороной, прямо в переговорах не участвующей. Используется для того, чтобы ограничить возможности противоположной стороны добиться дополнительных уступок.
Второй этап - угроза - это демонстрируемая способность и готовность нанести ущерб оппоненту. В этом случае часто используется прием, называемый демонстрацией силы (фактически это демонстрация возможности контроля темпа и времени проведения переговоров).
Эффективность переговоров в значительной степени зависит от самоконтроля участников и контроля за ходом переговоров.
В процессе ведения переговоров может быть выбрана тактика давления.При этом решается задача создания ситуации, когда только одна из сторон будет вынуждена пойти на уступки. Тактика давления предполагает: отказ от переговоров, завышение требований, возрастание требований в процессе ведения переговоров, неуступчивость третьего лица, затягивание переговоров. Тактика давления эффективна в редких случаях.
В процессе переговоров стороны, изначально имеющие различные позиции, их высказывают, обсуждают, аргументируют и приходят к соглашению. Залог успеха при переговорах - умение и навыки их проведения.
Условия успешности переговоров:
1. Проведение четкой грани между оппонентом как человеком и обсуждаемым вопросом.
2. Необходимость взглянуть на проблему глазами оппонента, с учетом его психологических особенностей.
3. Акцент на возможность удовлетворить какие-либо потребности человека или организации, интересы которой он представляет, а не на его позиции.
4. Совместная разработка альтернатив.
Для достижения соглашения участник переговоров должен уметь:
• ясно излагать свои позиции;
• слушать описание ситуации, которое дает оппонент;
• предлагать решения;
• слушать решения, предлагаемые другими участниками переговоров;
• обсуждать предложенные решения и, если необходимо, подготовить измененную позицию;
• хорошо владеть языком, на котором ведутся переговоры, или уметь эффективно работать с переводчиком.
Ведение переговоров в условиях критической ситуацииимеет ряд особенностей. Каждая организация может оказаться в ситуации, когда внезапно создается угроза потери значительных ценностей. Это ситуации, связанные с угрозой финансового ущерба, судебного преследования, потери рынков сбыта, публичной дискредитации продукции и т.п. При ведении переговоров в этих условиях следует учитывать, что:
• критическая ситуация вызывает у участников переговоров сильные отрицательные эмоции (тревогу, страх, гнев, чувство угрозы и т.п.);
• интенсивность отрицательных эмоций, возникающих в процессе переговоров, зависит прежде всего от особенностей восприятия критической ситуации конкретными людьми и ценности объекта, подвергающегося угрозе (денежные средства, репутация фирмы, коммерческая тайна, здоровье и т.д.); вероятности полной или частичной потери этого объекта; дефицита времени, необходимого для решения проблемы; личностных особенностей;
• отрицательные эмоции затрудняют и искажают обмен информацией и ее переработку участниками переговоров;
• поведение людей, ведущих переговоры в критической ситуации, может способствовать ее углублению и обострению;
• участники переговоров сознательно сужают и искажают информацию;
• участники избегают совместного решения проблем в процессе переговоров или препятствуют их достижению.
Выход из сложившейся на переговорах ситуации, оцениваемой как критическая, - привлечение третьего, нейтрального участника.
Посредник между конфликтующими сторонами:
1) оптимизирует обмен информацией, отсеивая эмоционально насыщенную, деструктивную;
2) способствует принятию решений, расчленяя крупную проблему на части, переформулируя постановку вопросов, и т.д.;
3) помогает сторонам идти на уступки друг другу без ущерба для своего престижа;
4) выступает гарантом выполнения соглашения и тем самым повышает его ценность.
Во многих случаях наиболее эффективными являются недирективные способы ведения переговоров.
Конструктивные способы ведения переговоровпредполагают:
1) готовность к согласию (хотя бы временному) с тем, что говорит оппонент;
2) готовность к изменению собственного мнения, но только тогда, когда это способствует конструктивному разрешению кризисной ситуации и не противоречит принципиальным установкам руководителей;
3) отказ от критики личности оппонента и от всего того, что затрагивает его самолюбие, чувство собственного достоинства, самооценку.
Действия в условиях критической ситуации:
• акцентировать внимание на предметной, деловой стороне переговоров;
• отбирать и закреплять высказывания (свои и оппонента), способствующие конструктивному решению и согласию;
• уметь слушать и использовать такие приемы, как повторение высказываний и вопросов оппонентов для их более полного и адекватного понимания и обсуждения;
• отказываться от открытой интерпретации (или оценки) мотивов и намерений оппонентов (недопустимая форма подачи информации - разоблачение);
• ставить открытые вопросы, лишенные двусмысленности и подтекста.
Лекция 13
Тема: Изменения в организации, нововведения
План лекции: