Шестой шаг: полезный эффект
То, что нельзя различить чисто внешне, что происходит внутри человека, участвующего в игре, трансанализ характеризует как полезный эффект. На первый взгляд это кажется непонятным, так как игра оканчивается недобрыми чувствами для ее участников. Но оба игрока бессознательно проявляют в какой-то форме интерес к этой игре и поэтому достигают того эффекта, к которому стремились. Польза может, например, заключаться в том, что они гарантировали вни.мание к себе, даже если оно негативное. Польза может состоять и в том, что с помощью игры удалось избежать ситуации, которой боялся один из игроков. И в том, что удалось отвести от себя ответственность. С помощью игры можно подтвердить и свою основную позицию. Например: "У меня все в порядке, это у вас дела идут плохо". Игры такого рода служат и подтверждению веры в себя, в других, в мир.
Полезный эффект заключается при подобных играх и в том, что, обратив на себя внимание другого человека, можно вызвать его уважение. Но все-таки следует искать другие возможности вызывать уважение к себе. Если вы станете регулярно "заставать" ваших сотрудников, коллег, друзей, членов семьи за каким-нибудь хорошим занятием и признавать, что они делают что-то хорошо, большинство игр вам больше не понадобится.
Некоторые руководители считают, что хорошо работать — дело само собой разумеющееся и на многих добросовестно работающих сотрудников не обращают никакого внимания. Напротив, их загружают дополнительной работой, которую должен был делать коллега рядом, но он делает что-то неправильно, о чем с ним постоянно беседует руководитель. Конечно, беседы с сотрудниками, которые допускают ошибки, приносят им мало радости, но к ним хотя бы обращаются, замечают их. И тогда те сотрудники, которые работали хорошо, бессознательно начинают делать ошибки. Они не могут объяснить ни себе, ни окружающим, почему это происходит... Но в один прекрасный день появляется начальник и уделяет сотруднику внимание, даже если это внимание и негативное.
Как мы позже узнаем из главы "Взаимные внимательность и внимание", это является жизненно необходимым. Негативное внимание лучше, чем полное отсутствие оного. Если шеф регулярно признает, что сотрудники работают хорошо, дает понять, что они ему нужны, что он их высоко ценит, — это может позитивно изменить атмосферу в коллективе, что положительно повлияет на качество работы.
Как видите, полезный эффект является очень важной частью игры. И если вы знаете тот полезный эффект, который стараетесь достичь сами или ваш партнер, то это дает множество различных возможностей, которые помогут вам ответить на игры собеседника.
Играм присущ манипулятивный характер. Это означает, что я делаю что-то, чего не хотел бы делать. Одна часть моего существа отвечает притязаниям другого человека, а другая противится. Вследствие этого и возникает недоброе чувство. Резюме:
Уловка первого игрока + уязвимая точка второго = ряду реакций, смена эго-состояния, ошеломление, полезный эффект
Давайте проанализируем, используя эту формулу, игру, которая постоянно встречается в среде работающих. Делопроизводитель Шульце и его шеф Мюллер сидят в соседних комнатах, перегороженных стеклом. Мюллер собирает свой портфель, когда к нему входит Шульце и говорит:
"Господин Мюллер, прежде чем вы уедете, я хотел бы очень кратко поговорить с вами о нашем проекте. Мне особенно нужна следующая информация..."
Первый шаг: уловка. Господин Шульце пренебрегает ситуацией, которую он обнаруживает, когда заходит в комнату к Мюллеру. Она крайне неблагоприятна для того, чтобы коротко обсудить такой большой проект, поскольку шеф собирается уходить.
Господин Мюллер: "Господин Шульце, сформулируйте, пожалуйста, очень кратко, что вы хотите, поскольку у меня очень мало времени. Мне нужно еще попасть на деловое совещание вне стен этого здания. Итак, о чем идет речь?"
Вначале все выглядит таким образом, что дело не идет к игре. Словами "о чем идет речь?" Мюллер побуждает Шульце занять позицию. Он перенимает уловку Шульце, закрывая глаза на то, что сейчас не имеет смысла начинать беседу. Его уязвимой точкой (второй шаг) может быть то, что он считает: хорошие начальники всегда должны находить время для своих подчиненных, а он в последнее время уделял Шульце мало внимания.
Господин Шульце задает свои вопросы, Мюллер отвечает ему в несколько раздраженном тоне. Создается видимость того, что они говорят о проекте. Но наблюдающий эту картину слышит на невербальном, скрытом уровне:
"Ну, заканчивайте же, господин Шульце! Вы же видите, что я должен уходить, сколько мы еще будем говорить?"
Господин Шульце: "С вами, господин Мюллер, никогда нельзя поговорить спокойно. Постоянно у вас не хватает времени и я должен зависеть от этого обстоятельства" (третий шаг: скрытые трансакты).
Наконец господин Мюллер произносит: "Господин Шульце, ничего не могу поделать, давайте заканчивать нашу беседу. Я должен уходить, у меня нет ни минуты времени. Зайдите в ближайшее время, когда я буду более свободен". (Смена эго-состояния, в данном случае на критическое родители-я —четвертый шаг.)
Некоторое мгновение господин Шульце огорошенно и разочарованно смотрит на шефа, поворачивается и уходит из его комнаты (пятый и шестой шаги: ошеломление и расчет).
В конце беседы Шульце думает: "С Мюллером просто невозможно общаться, у него никогда не находится времени для меня. Я все должен решать и делать самостоятельно". Тем самым он находит подтверждение своей точки зрения, согласно которой он все делает сам. Мюллер также чувствует себя неловко и думает: "Шульце всегда выискивает неподходящий момент". Тем самым он подтверждает свою позицию: "У меня все в порядке, у тебя не все". Однако другая часть его существа говорит ему: "Если ты хороший начальник, то всегда должен находить время для своих подчиненных". Это гложет его и возбуждает нехорошие чувства.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Еще одну возможность провести анализ игр дает так называемый драматический треугольник, созданный трансаналитиком Карпманом, который изучал, за счет чего создается напряженность в театральных драмах. При этом он установил, что классическими ролями являются роли жертвы, преследователя и спасителя. Смена ролей, например жертвы на преследователя, и вызывает напряженность или создает драматизм.
Положив в основу это наблюдение, Карпман разработал драматический треугольник для анализа психологических игр. Здесь анализируются отдельные роли, которые берутся исполнить игроки.
Драматический треугольник может создать поначалу впечатление, что в игре должны участвовать три человека. Но это не так. В большей степени в этом треугольнике изучаются игровые роли одного и того же человека, который может исполнять роль спасителя, преследователя или переходить от одной роли к другой.
Важным элементом человеческого общежития является то, что люди помогают друг другу, поддерживают. Обычно налицо соглашение — один человек недвусмысленно просит ему помочь, а другой готов оказать эту помощь. Таким образом, осуществляется открытая, прямая коммуникация, которая не завершается неприятными чувствами. Но бывает и так, что вы что-то делаете для человека, который сам в состоянии это сделать (если ему не помешают какие-то чрезвычайные обстоятельства), но использует вас бессознательно через игру, рассчитывая на вашу поддержку. Одна часть вашего существа отдает себе отчет в том, что он сам вполне может выполнить эту работу, а другая говорит, что вы должны ему помочь. Так образуется внутренний раскол и возникает нехорошее чувство. Важным дополнительным моментом является то, что человек, нуждающийся в помощи, не просит об этом прямо. Это чувствуется только на скрытом уровне. В этом особенно ярко проявляется манипулятивный характер психологической игры. Графически драматический треугольник выглядит так (рис. 18).
Давайте проанализируем описанную ранее ситуацию, используя драматический треугольник. Господин Шульце — жертва приходит к Мюллеру. Мюллер занимает позицию спасителя, чтобы помочь ему в его проекте. Потом он меняет свою роль на преследователя. (Ну, заканчивайте же, господин Шульце! Вы же видите, что я должен уходить. Сколько еще мы будем говорить?) В это же время господин Шульце покидает комнату, оставаясь в роли жертвы.
Психологические игры имеют манипулятивный характер. Поэтому я постоянно слышу: "Не надо рассказывать мне, что господин Шульце делает это ненамеренно. Это случается всегда именно в тот момент, когда господин Мюллер собирается уходить". И все же господин Шульце манипулирует не преднамеренно. Игра проходит без участия сознания, присущего состоянию взрослые-я, она всегда носит бессознательный характер. Но если вы рассматриваете психологическую игру как нечто, направленное лично против вас, для вас практически невозможно не включиться в нее.