Научный этап развития психодиагностики
Становлению психодиагностики как науки предшествовали психиатрическая и в определенной мере педагогическая практики, но ключевым событием стало возникновение экспериментальной психологии.
Первоначально в психиатрии психодиагностическое обследование больных состояло из простых вопросов, касающихся возраста, места жительства, даты рождения, цен обыденных товаров, описания предметов повседневной жизни, простых математических операций и т.п. Очевидно, что в большей степени такая психодиагностика направлена на определение умственных способностей человека. Многие авторы считают, что подобные вопросы использовались с целью диагностики уже в школе Аристотеля Во всяком случае,их употребляли задолго до включения в тесты интеллекта.
В XIX в. бурно развиваются все науки, в том числе и физиология. Активно развивающаяся механика и физика, массовое увлечение учеными различного рода измерениями позволили создать психофизиологические лаборатории, где исследованию подвергались функции организма, а именно — ощущения, восприятие. время реакции на различные раздражители. Эти исследования проводились на животных и по возможности на человеке, что позволило поставить вопрос об объективации изучения психических процессов. Пионером в этой области стал немецкий исследователь Вильгельм Вундт (1832— 1920). Начав свой научный путь физиологом, он приходит к идее о возможности экспериментального изучения психики человека, которой посвящена его книга «К теории чувственного восприятия», опубликованная в 1862 г. Чуть раньше, в 1860 г., сходные представления изложил в книге «Элементы психофизики» Густав Теодор Фехнер (1801—1887) Однако В. Вундт помимо общей идеи заложил основы двух направлений экспериментальной психологии, различающихся методами исследования. Для простейших психофизических процессов — лабораторный, объективный метод с применением строгих измерений, а для оценки обучаемости, связанной с языком, -метод интроспекции, т.е. самонаблюдения.
Не менее важным, чем непосредственные результаты исследований, для будущего экспериментальной психологии стало возникновение целого поколения специалистов, прошедших школу В. Вундта.
От изучения внутренних психических процессов здоровых взрослых людей с помощью интроспекции экспериментальная психология постепенно пришла к исследованию психики душевнобольных и детей.
Важнейшим разделом практической психологии стала психологическая диагностика, которая хотя и имеет много общего с исследовательскими методамипсихологии, но обладает и собственной спецификой.
Вступив на путь измерения, психология столкнулась с необходимостью сначала разрабатывать основы психометрии по аналогии, например, с биометрией в биологии, социометрией в социологии и т.д. Первые публикации работ Ф.Гальтона (1822— 1911) и Дж.Кеттелла (1860—1944) вызвали живой интерес ученых разных стран мира к методу тестов. Одни из ученых стали ярыми приверженцами нового метода, другие — яростными противниками.
В ХIХ в. произошел коренной перелом в психиатрии в сторону гуманного обращения с умственно отсталыми и душевнобольными людьми. Возникла необходимость единых критериев для выявления и классификации этих больных, в частности разделения душевнобольных и умственно отсталых.
Важный вклад в развитие психодиагностики внес французский психолог Альфред Бине (1857—1911), который настаивал на том, чтобы детей, испытывающих затруднения при обучении в обычной школе, прежде чем отчислять, обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в специальные классы. Тщательная и кропотливая работа завершилась изданием набора тестов для отбора детей в школы умственно отсталых. Этот набор до сих пор используется во всем мире в переработанном виде под названием шкалы Термен-Перилл (или Станфордской шкалы). Во Франции в конце 60-х гг. XX в. ее переработал Р.Заззо и его сотрудники. К началу 30-х гг. XX в. тесты интеллекта широко используются во многих странах.
К концу XIX в. практическая потребность изучения преобладающих способностей привела к формулированию научной проблемы исследования индивидуальных различий. Существенную роль в решении этой проблемы и возникновении психодиагностики как отрасли прикладной психологии сыграл английский биолог сэр Фрэнсис Гальтон, который в своей книге 1883 г. «Изучение способностей человека и их развития» предложил исследовать общие умственные способности с помощью психометрических опытов. Необходимость таких измерений он осознал, изучая наследственность человека, что невозможно без знаний характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Только обладая этими сведениями, он мог определить, например, точную степень сходства между родителями и их детьми, братьями и сестрами, родными и двоюродными, или близнецами. С этой целью Гальтон провел обширные и систематические антропометрические измерения учащихся множества учебных заведений.
Ф. Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применявшихся в его лаборатории, многие из которых используются до сих пор. сохраняя в своем названии имя автора: например, «линейка Гальтона» для зрительного различения длины, «свисток Гальтона» для определения предела восприятия высоты звука. Гальтон полагал, опираясь на учение философа Дж.Локка, что с помощью тестов сенсорного различения можно оценивать интеллект человека. Он утверждал, что чем лучше органы чувств различают действительность, тем большее поле они создают для интеллекта и рассудка. Подтверждение своим мыслям он находил, например, в том, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод и боль.
Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций, впоследствии использовавшиеся для самых различных целей. Также его заслуга состоит в разработке методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям. Он разработал методы, которыми могли пользоваться исследователи, не имеющие математической подготовки. Одним из наиболее талантливых его учеников, успешно разрабатывавших методы математической статистики, был Карл Пирсон (1857—1936).
Итак, был сделан первый шаг к научной психологии от длительного периода, когда преобладал интуитивный подбор проверочных заданий и испытаний. В области экспериментальной психологии роль Ф.Гальтона можно сравнить с ролью Г.Галилея в точном естествознании.
Как уже отмечалось, личность представлялась психологам наиболее трудной для диагностики. Личностные характеристики измеряли с помощью тестов действий, или ситуационных тестов, в которых испытуемый получает задания, цель которых часто остается ему неизвестной. Недостатком этих тестов была трудность достижения объективной интерпретации реакции испытуемого.
Особенно популярным у клиницистов стали проективные методики исследования личности. Эти тесты предоставляют испытуемому наибольшую свободу реакций в ответ на предельно неопределенное задание. Взрослые и дети охотно сами по своему усмотрению «додумывают» задание, вкладывая в него смысл, который им подсказывает их жизненный опыт. Это явление в психологии получило название апперцепции. С тестами действия проективные методики объединяет то обстоятельство, что испытуемый не может угадать их цель, а значит, лишен возможности намеренно создать желаемое впечатление. Тест свободных ассоциаций представляет собой один из наиболее ранних типов проективных методик. К этой же категории можно отнести тест на завершение предложений. В проективных тестах широко используют рисование, расстановку игрушек, импровизацию драматических сцен и интерпретацию картинок или чернильных пятен.
С точки зрения собственной технологии любая современная психодиагностическая методика должна отвечать определенным, достаточно строгим требованиям, в частности надежности и валидности, без чего их применение считается недопустимым. Практическая действенность диагностических средств зависит от их теоретической обоснованности. Теория определяет не только строение методики (стимульный материал, способ проведения обследования), но и способ объяснения полученных результатов. Более подробно эти вопросы будут освещены ниже.