Занятие 7. Оценка своего Я
Цель занятия: формирование способности адекватно оценить себя.
Содержание занятия:
1.Приветсвие
Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.
Процедура проведения: Наше приветствие должно начинаться со слов: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать тебе, что ты…. (прекрасно выглядишь, как всегда очень весел и энергичен и т.д.).
2.Разминка
Упражнение «Калейдоскоп».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Процедура проведения: Представьте себя какой-либо частью тела. Я буду называть различные эмоции, а вы попробуйте ее выразить той частью тела, которую вы выбрали.Обсуждение: какие эмоции сложнее передавать? Важно ли правильно выражать эмоции, чтобы тебя понимали окружающие? Помогают ли эмоции при общении?
3.Основная часть
Упражнение: «Зато я»
Цель: осознание ресурсов своей личности, возможностей для саморазвития.
Процедура проведения:Идеальных людей не бывает, у всех нас есть свои недостатки или какие - то качества, которые мы воспринимаем как таковые. Сейчас возьмите лист бумаги, и напишите какие, по вашему мнению, у вас есть недостатки или то, что вам в себе не нравится, начиная со слова «Я». Запишите их. Почему вы думаете, что это недостатки? Чем эти качества мешают вам? А сейчас продолжите каждое предложения, начиная со слов: «зато я….». Обсуждение: как можно компенсировать свои недостатки? Все ли, что нам в себе не нравится, является недостатками? Почему?
Упражнение «Самоисследование»
Цель: формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения.
Процедура проведения: Мы с вами обсудили, что наше самоотношение очень многоаспектно, но при этом есть так называемый «внутренний глаз», о котором знаем только мы. Он где-то глубоко и окружающие люди не могут увидеть его, узнать что-то о нас, если мы сами этого не захотим. Однако в нашей повседневной жизни мы общаемся с разными людьми: родителями, учителями, друзьями, одноклассниками и т.д. Как вы думаете, оказывают ли окружающие влияние на самоотношение человека? Какое влияние? Почему?Сейчас нарисуйте два круга, один из которых вложен в другой. Внутренний круг описывает границу вокруг вашего «Я». Что он содержит в себе? Нарисуйте, напишите или символически изобразите то, что составляет содержание вашего "Я". Внешний, большой круг – это внешний мир, в котором развивается ваше «Я». Отразите в этом круге то, что оказывает наибольшее влияние на ваше "Я". Обсуждение: расскажите, что вы нарисовали. У всех ли одинаковое соотношение внутренних и внешних кругов? Почему? Как вы думаете, что или кто в большей степени влияет на самоотношение человека? Какую роль сам человек играет в формировании своего самоотношения?
Упражнение «Мнения»
Цель: стимулирование осознания влияния окружающих людей на самоотношение.
Процедура проведения: Мы обсудили, кто и что оказывает влияние на формирование самоотношения. Теперь мы попробуем посмотреть, как это происходит в реальной жизни. Для этого сейчас по очереди будем называть одно лучшее качество каждого из участников. В сумме должна получиться привлекательная характеристика. Причем мнение должно выражаться метафорично («колючий ежик», «вечный двигатель», «головоломки»).Обсуждение: приятно ли говорить человеку о его положительных качествах? Трудно ли выделить эти качества у человека? Как менялось ваше настроение в зависимости от того, как вы слышали хорошие отзывы о себе? Как вы думаете, положительная оценка других влияет на самоотношение? Почему?
«Притча про ворону и павлина»
Цель: создание мотивации к формированию самоотношения на основе внутренней системы ценностей, взглядов, убеждений.
Процедура проведения: А сейчас, послушайте пожалуйста притчу про ворону и павлина. В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась чёрная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк? Он выступает так важно, что можно подумать – это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой свой хвост, как будто он лиса». Ворона перестала делать замечания и выжидательно замолчала. Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся, и на шее появляется второй подбородок. В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне».Обсуждение: как вы думаете, в чем смысл этой притчи? Кто прав: ворона или павлин? Почему?
4.Рефлексия
Упражнение «На занятии было…»
Цель: получение обратной связи от участников.
Процедура проведения: По кругу каждому из участников предлагается закончить предложение. «Сегодня на занятии мне было (вырази чувство)».Обсуждение: какое упражнение больше всего понравилось и почему? Какое упражнение было наиболее эффективным для самопознания и почему?
Занятие 8. Быть увереннее
Цель занятия: формирование уверенности в себе
Содержание занятия:
1.Приветсвие
Упражнение «Сигнал»
Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет сигнал», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов.
2.Разминка
Упражнение «Карлики и великаны».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Процедура проведения: Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».
3.Основная часть
Упражнение «Письмо себе»
Цель: формирование способности к безусловному принятию себя, осознание своих особенностей.
Процедура проведения: Каждый пишет письмо самому себе. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями, с какими чувствами делали это задание. По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
Упражнение «Объявление в газету»
Цель: формирование навыков самораскрытия, самопрезентации.
Процедура проведения: А теперь попробуйте дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но информативными. Подумайте ,что бы вы хотели написать о себе в первую очередь? Затем объявления зачитываются и обсуждаются. Важно отметить, что в большей степени нашло отражение в объявлениях участников: черты их характеры, желания, мечты и т.д. Обсуждение: что вас заинтересовало в объявлениях других ребят? Легко ли было писать объявление? Что пытались отразить в первую очередь? Почему вы думаете, что именно это важно?
Упражнение «Если бы я был»
Цель: развитие навыков самопрезентации.
Процедура проведения: Теперь вам нужно будет подключить свою фантазию. Выберите себе какой- либо предмет или вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.). Погрузитесь в ее мир, вообразите себя этой вещью, ощутите ее «характер». От лица этой вещи расскажите, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Выбирайте только те, предметы, которые не шокируют других.Обсуждение: по какому принципу вы выбирали предмет? Трудно ли самораскрываться? Трудно ли было проникать в смысл, прогнозировать будущее?
Упражнение «Скульптура»
Цель: формирование навыков самораскрытия, самопрезентации.
Процедура проведения: Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру с чувством собственного достоинства, другая – человека, не уважающего себя, неуверенного. Фигура «лепится» из одного участника, остальные придают фигуре необходимую позу, мимику. Далее проходит представление скульптур, проводится обсуждение.
4.Рефлексия
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: рефлексия, получение обратной связи от участников.
Процедура проведения: Мы хорошо потрудились сегодня, и мне хочется предложить вам такую игру. Сначала я начинаю тихонько хлопать в ладоши и подходить к одному из участников группы, постепенно увеличивая интенсивность хлопков. Затем этот участник выбирает еще одного участника группы и делает тоже самое, но уже вдвоём с первым ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.Проводится обсуждение проведенного занятия. Участники делятся впечатлениями. Какие упражнения понравились больше всего и почему? Что нового они узнали о себе или о других участниках группы.