Занятие 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии
Перечень семинарских занятий
Занятие 1.
Предмет, задачи и методы дифференциальной психологии.
Занятие 2.
Методы дифференциальной психологии.
Занятие 3.
Психологические типы.
Занятие 4.
Психология характера
Занятие 5.
Индивидуальные различия характеристик различных психологических сфер.
Занятие6.
Основные теории формирования гендерных различий.
Занятие 7.
Специфика социальных и классовых различий
Занятие 8.
Личностные особенности и выбор профессии
Методические указания по выполнению заданий на практических и семинарских занятиях.
Цели и задачи семинарских и практических работ сводятся к углублению и закреплению знаний и формированию умений интеллектуально-познавательной деятельности, навыков практической работы. Деятельность по подготовке к семинарским занятиям включает самостоятельный поиск информации, её глубокое осмысление. Этому способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря.
Практические занятия построены на основе теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельного изучения материала, а также знаний полученных при изучении других дисциплин. Формы практических занятий различны, они могут быть составлены в виде задач, заполнения таблиц, выполнение диагностических тестов по изучаемой проблематики, деловых игр.
Работа может проходить как в индивидуальной так и в групповой форме. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент работает самостоятельно, выполняя индивидуальное задание. Групповая форма требует разделения студентов на несколько групп, каждая из которых выполняет самостоятельное задание.
Выполнение практических заданий по диагностике, составлению классификационных схем, работы с терминологическим словарем, участие в деловых играх создает для студентов условия для формирования как общекультурных компетенций, так и профессиональных компетенций, которые касаются приемов и методов работы с различными слоями населения, методов и способов социальной и профессиональной адаптации, умений использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Общий перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Подготовка к семинарам, практическим занятиям и контрольным работам;
2. Подготовка сообщений и докладов;
3. Определение новых терминов с записью в словаре.
5. Проведение психодиагностических исследований;
6. Подготовка к зачету.
Методические рекомендации по выполнения заданий
Самостоятельной работы
Цель самостоятельной работы студентов: сформировать определённый уровень самостоятельности студента во всех структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работ к более сложным, носящим поисковый характер. Формировать познавательные способности, направленные на непрерывное самообразование.
Основные задачи самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях университета:
1. Развитие творческих способностей будущих специалистов.
2. Формирование умений самостоятельной работы у студентов, развитие их познавательной активности и творческой самостоятельности.
3. Развитие устойчивого интереса к самообразованию, учебно-исследовательской работе.
4. Формирование привычки к системному умственному труду.
5. Создание установки на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении учебно-профессиональных задач.
6. Развитие качеств личности: индивидуальность мышления, способность делать умозаключения и самостоятельно находить истину, стремление к личному самосовершенствованию, самооценке, самоконтролю.
Исходя из теории системного подхода к планированию и организации СРС, целесообразно руководствоваться следующими принципами:
· Принцип целенаправленности и скоординированности СРС;
· Принцип согласования объёма учебной информации с бюджетом времени студентов;
· Принцип комплексности: сочетание общих и частных целей, СРС и остальных форм учебного процесса, репродуктивной и творческой деятельности и др.;
· Принцип индивидуализации и дифференциации СРС на основе диагностики уровней её сформированности;
· Принцип последовательности, непрерывности и поэтапности: выделение ведущих учебных задач, постепенного усложнения заданий;
· Принцип динамической корректировки СРС: учёта и анализа её результатов.
Управление СРС, под которым понимается руководство преподавателем познавательной деятельностью студентов, должно быть четко организовано. Диагностика на этом этапе предполагает:
· тщательное изучение объема знаний, умений и навыков, входящих в содержание данной дисциплины, для данного отрезка учебного процесса с целью условной дифференциации содержания (усваиваемое в аудиторное время и изучаемое во время СРС);
· определение комплекса учебных умений для эффективного выполнения СРС. При этом необходимо, помимо общеучебных умений (умение работать с книгой, умение создавать благоприятные условия деятельности и др.) выработать учебные умения, специфичные для того или иного предмета
· диагностику уровней сформированности общеучебных умений у студентов. В том случае, если умения не сформированы или сформированы недостаточно, необходимо предусмотреть соответствующую целенаправленную работу;
· определение готовности к СРС, которое осуществляется в трех аспектах: теоретическом (уровень знаний, необходимых для успешного выполнения заданий); практическом (навыки и умения самостоятельной работы); психологическом (установки, мотивы, эмоционально-волевые проявления, интерес к предмету, психическое состояние и др.).
Управление СРС самим студентом подразумевает самостоятельное руководство студентом собственной познавательной деятельности. Данный аспект СРС проявляется по-разному в зависимости от следующих уровней сформированности умений самостоятельной работы:
· первоначальное умение: студент знает содержание определенного вида деятельности, с некоторыми затруднениями и помощью может воспроизвести систему действий;
· низкий уровень: студент в аналогичной ситуации самостоятельно воспроизводит систему действий, с трудом осуществляет перенос на другие виды деятельности;
· средний уровень: студент в аналогичной ситуации самостоятельно варьирует систему действий, с трудом переносит ее на другие виды работ;
· высокий уровень: студент самостоятельно выбирает систему действий в различных ситуациях, но с некоторыми затруднениями переносит действия на другую область деятельности;
· совершенное умение: студент самостоятельно владеет системой действий в различных ситуациях, легко переносит их на другие виды деятельности.
В зависимости от наличия у студента того или иного уровня сформированности умений СРС, по-разному проявляется его активность и самостоятельность на различных этапах СРС.
На диагностическом этапе студент, будучи осведомленным о перечне учебных умений для осуществления СРС, должен стремиться к их выработке и развитию, чтобы быть готовым к осуществлению самостоятельной работы. Для этого могут быть предложены (особенно на начальном этапе) памятки по организации учебной и внеучебной работы, объема СРС, где могут быть указаны советы по эффективности и рационализации самостоятельной работы в домашних условиях. На организационном этапе происходит уяснение цели работы, принятие установки преподавателя, ознакомление со сроками осуществления деятельности и формами контроля за ней. Осознанность является основой активности личности, побудительным мотивом деятельности, актуализации знаний и умений.
Классификация СРС по дидактическим целям:
1. Воспроизводящие самостоятельные работы (по образцу) предполагают действия студентов по алгоритму или инструкции преподавателя. Овладение системой алгоритмов приводит к формированию умения самостоятельно разработать метод решения задач. Определенный стереотип СР задает преподаватель, организуя познавательную деятельность студента: определяет объем заданий, предлагает расшифровку проблемы, вопросы и задания для самоконтроля, назначает корректирующие консультации и обосновывает формы контроля.
2. Реконструктивные самостоятельные работы имеют целью инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся знаниях, сформированных навыках, приобретенных умениях.
3. Эвристические самостоятельные работы предполагают нестандартную ситуацию, нетиповые задачи. В основе работы - поиск: самостоятельная формулировка и обоснование идеи и путей ее решения. Подобные задания включаются в отдельные семинарские занятия, при выполнении курсовых работ.
4. Исследовательские самостоятельные работы носят творческий характер. В ходе их выполнения проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческое задание студент глубоко проникает в сущность изучаемого вопроса, находит новые пути решения проблем. Как правило, этот тип работы проявляется при выполнении дипломного исследования, подготовке научного доклада, в ходе выполнения творческого задания.
Классификация СРСпо формам внеаудиторной работы:
1. Текущая проработка материала (ТПМ) включает выполнение домашнего задания по предмету, работу с конспектами лекций, конспектирование первоисточников, подготовку к семинарам и т.п.
2. Учебно-исследовательская работа (УИР) предполагает выполнение индивидуальных понедельных, помесячных, семестровых и т.п. заданий, нацеленных на углубление, активизацию материала, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализа специальной литературы и др.
Занятие 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии
Для подготовки к ответам на семинаре предлагается план:
1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.
2. Место дифференциальной психологии среди других психологических наук.
3. История возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной области знаний.
4. Направление исследований в современной дифференциальной психологии.
Задание для СРС.
1.Текущая проработка материала:
1.1 работа с конспектами лекций, и специальной литературой
* Дифференциальная психология: учебное пособие. Составитель: Л.В. Боллигер
2. Учебно-исследовательская работа
2.1 выполнение индивидуальных заданий, нацеленных на углубление, активизацию материала анализа специальной литературы по вопросам семинара;
2.2 письменно выполнить работу о значении знаний дифференциальной психологии в своей профессии.