Технологии СР с молодыми семьями
Поскольку молодая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса ее целостность не статична, а динамична. Молодая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к внутренним изменениям, происходящим с ее членами или с взаимоотношениями между ними. Причем адаптивная и гомеостатическая активность молодой семьи зависит от типа ее структурообразующих связей. Обладающая высоким уровнем организации солидарная семья гибко реагирует на возмущения и переструктурируется в соответствии с новыми требованиями, не теряя глубины и качественности связей. Дезорганизованная семья перманентно имеет связи «на грани разрыва», которые при слабом изменении остаются прежними, т.е., конфликтными, а при сильном - разрываются. Псевдосолидарная же семья отличается ригидной жесткостью своих отношений, в которых индивиды «липнут» друг к другу, хотя это психологически болезненно и функционально неэффективно. Потенциал адаптивности такой семьи относительно невысок.
Следует помнить также, что молодая семья, как и любой другой тип семьи, - система по удовлетворению потребностей своих членов. Если существенные потребности всех или хотя бы некоторых ее членов долгое время или систематически не удовлетворяются, причем речь идет не только о физиологических, витальных потребностях, но и об эмоциональных - потребности в защите, признании, принадлежности и т.п., - наступает неизбежная дезорганизация семьи или хотя бы некоторых ее связей. Внешние факторы воздействия на семью оказывают лишь косвенное (за исключением ряда экстремальных ситуаций) влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Изменение в статусе, характере, способе взаимосвязи в одном элементе вызывает соответствующую трансформацию в других. Если профессионал (социальный работник, психолог и т.д.) хочет вызвать изменения в одном элементе, он иногда воздействует на другие элементы и систему в целом, причем сама методика этого воздействия должна быть системной.
Как уже было сказано, вся социальная работа с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи (Службы).
Выделим основные формы и методы социальной работы Служб с молодыми семьями.
Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.
Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.
Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.
Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.
Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.
Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;
Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.
Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.
Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.
Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.
Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.
Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.
Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.
Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:
- денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;
- трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
- бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);
- социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).
Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:
- профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
- расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
- принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
- создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
- развитие учреждений социального обслуживания молодежи;
- просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
В городском управлении социальной защиты в г. Серпухов имеется отдел по делам семьи, женщин и детей. Этот отдел выполняет ряд задач:
- производит прием граждан по вопросам назначения ежемесячного пособия на ребенка, единовременного пособия по рождению ребенка неработающим родителям, единовременного пособия при рождении второго, третьего и последующих детей;
- осуществляет назначение государственного социального пособия студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов;
- по предоставленным документам признает студентов, нуждающихся в социальной поддержке для назначения им государственных социальных стипендий в образовательных учреждениях;
Основная задача социальной работы с молодыми семьями в начале нового тысячелетия заключается в дальнейшем развитии и совершенство-вании имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.
Технологии с.р-ты с военнослужащими в армии
Положение военнослуж-х в РФ обусловлено сложностью их соц. ситуации, что не может не сказываться на их самочувствии и д-ти. С.р-та в армии осущ-ся как с самими военнослужащими, так и с их семьями. Технологии с.р-ты с военнослуж-ми и их семьями различ-ся в зависимости от хар-ра и глубины их соц. проблем. Проблемы военнослуж-х обусловлены возложенными на них обязанностями, к-ые предусматривают их выполнение в любых условиях, в т.ч. с возможным риском для жизни. Кроме того, у военнослуж-го отсутствует возможность выбора занятия и места жит-ва. Также военнослужащие могут столкнуться с такими проблемами как неясность кадровых перспектив, массовые увольнения, трудности с устройством на р-ту по окончании военной службы, что также отягощает морально-психологическое самочувствие военнослуж-х. Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруж-х конф-тов, и их реадаптация к мирной жизни. Семьи военнослуж-х также явл. объектом с.р-ты, т.к. такие негативные факторы как малообеспеченность, постоянные переезды, смена климата, постоянная адаптация реб-ка к новой школе и коллективу и др. приводят к распаду семьи военнослуж-го. Еще одну группу клиентов составляют бывшие военнослужащие. С.р-та с лицами, уволенными с военной службы проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного проживания в населенных пунктах); она возлагается на гражданские структуры и не входит в круг обязанностей военных должностных лиц. Т.о., цель с.р-ты - восстановить психич-ие и физич-ие силы военнослуж-х, скорректировать их личностные установки. С.р-та с военнослуж-ми осущ-ся как в армии, так и в об-ве в целом. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законод-вом ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения из армии кормильца (н-р, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы), соц. р-к в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем соц. р-ки при необходимости должны оказывать жене военнослужащего сод-вие в ее трудоустройстве, устройстве р-ка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку. Важную роль играет соц-педагогич. помощь детям военнослуж-х, проведение педагог-ой коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, соц. реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Одна из функций соц. р-ты в армии - обеспечение благоприятных соц-бытовых и соц-экологических условий для военнослуж-х. Улучшение условий труда и быта военнослуж-х, устранение антропогенного загрязнения окр. ср., что будет способствовать повышению трудоспособности военнослуж-х и их способностей к соц. функционированию. Одна из важных ф-ций соц. р-ты - развитие соц.коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конф-тов, сплочение воинских коллективов, надолго оторванных от семьи, об-ва. Специфическим и задачами соц. р-ка в армии явл. обучение и переобучение уволенных военнослуж-х и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни. Культурно-досуговая д-ть в армии имеет достаточно большое значение. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Соц. р-к следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой д-ти, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.
56. Система комплексного ювенально обслуживания молодежи.
ЮВЕНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – единая комплексная система многопрофильного социального обслуживания всех категорий молодого поколения: детей (от 0 до 13 лет), подростков (14-17), молодежи (18-25, по действующему законодательству до 29 лет) и семей с несовершеннолетними детьми (в т.ч. многодетной, неполной, кризисной и т.н. “нормальной, здоровой” семьи). Основными структурами ювенального социального обслуживания должны выступать “ювенальные центры” – многопрофильные комплексы, расположенные в каждом муниципальном образовании. Деятельность учреждений и служб, входящих в единую систему Ю.с.о., будет строиться на основе принципов:
- приоритетности инвестиций общества и государства в семью и молодое поколение как главные инновационные резервы социума;
- сочетания федеральных, региональных и местных интересов с интересами семей с несовершеннолетними детьми и молодого поколения при формировании системы их жизнеобеспечения по месту жительства;
- сочетания возможностей федерального, регионального и муниципального уровней при определении объемов оказываемых услуг семьям с детьми и различным категориям молодого поколения;
- многопрофильности и комплексности оказываемых услуг различным категориям молодого поколения и различным типам семей с несовершеннолетними детьми;
- максимального охвата по месту жительства всех нуждающихся (соответствующих категорий населения) в социальной помощи и социальных услугах;
- активного вовлечения самой молодежи и семей с несовершеннолетними детьми в сферу социальной работы как ее субъектов;
- вовлечения в сферу социальной работы властных структур, социальных институтов, бизнеса, самой молодежи и семей с детьми, как субъектов социальной деятельности и социальной работы по месту жительства;
- государственного и общественного контроля финансовых средств, направляемых на социальную помощь.
Все составляющие единицы системы Ю.с.о. будут иметь в своей основе одинаковую структуру, куда войдут отделения: информационно-консультативное, медико-социальной помощи, педагогико-воспитательной работы, психологическое, социального патронажа, срочной социальной помощи, отделения дневного и ночного пребывания и служба координации и информационного обеспечения. ________________________________________________________
Исследования различных социальных проблем молодого поколения и многочисленных кризисных ситуаций, в которых оказываются подростки, молодежь и семьи с несовершеннолетними детьми, позволяют сделать следующий важный вывод: практически каждая проблемная ситуация, разрешение которой требует вмешательства социального работника, сложна, противоречива, и, по сути своей, является междисциплинарной. Это предопределяет целесообразность создания качественно новой системы социальной помощи и защиты, включающей разветвленную и скоординированную сеть многопрофильных учреждений (центров, служб и т.д.), ориентированных на различные половозрастные, социальные и социально-психологические категории подрастающего поколения россиян. Речь идет о профессиональной помощи детям, подросткам и молодежи со стороны медиков, психологов, юристов, социологов, педагогов, менеджеров, а иногда и представителей различных религиозных конфессий. Система единого социального обслуживания детей, подростков и молодежи, а также семьи с несовершеннолетними детьми должна строиться с учетом следующих основных принципов и положений:
· Стратегия и тактика социальной работы с детьми, подростками и молодежью должна быть основана на единой государственной концепции воспитания, образования и социализации молодого поколения (разделяемой всем обществом), стандартах и нормативах качества жизни различных категорий молодого поколения и семей, а также единой системы требований к социальной работе с учетом региональной, местной специфики.
· С целью полноценного финансового обеспечения деятельности системы социальных служб и организаций необходимо принять (федеральный или региональный) закон о введении (в 1,5-3 процента) дополнительного налога с продаж и направлении получаемых средств на социальную защиту и социальную помощь молодому поколению как важного элемента задачи по обеспечению национальной безопасности России (по примеру штата Техас, США).Следует также поставить вопрос о налогах с продажи алкоголя (в т.ч. и о национализации, как это было в СССР) и налогах с недр для естественных монополий, большую часть средств от которых направлять на дошкольное воспитание, бесплатное начальное, среднее и среднее специальное образование и социальную работу с молодежью, осуществляемую государственными службами (по примеру Норвегии). В перечень обязательных предметов ведения органов местного самоуправления отдельной строкой бюджета следует включить организацию социального обслуживания населения данной территории, в т. ч. молодых граждан как особой категории.
· На федеральном и региональном уровнях целесообразно создание единого исполнительного органа (с представительством на территориальном уровне управления), осуществляющего методическое и др. руководство реализацией ювенальной политики, в т.ч. управление системой единой социальной защиты различных категорий молодого поколения, координацией деятельности всех учреждений в сфере образования, воспитания и социальной защиты детей, подростков и молодежи и семей с несовершеннолетними детьми, а также осуществляющего контроль за их деятельностью. Необходима организация четкой исполнительной вертикали, обеспечивающей обязательное выполнение решений и программ, принятых на уровне федерального центра, в регионах и на местах.
· На региональном уровне необходимо формирование единой базы статистической информации, позволяющей анализировать состояние и тенденции развития молодежной популяции в различных аспектах. Создание подобной базы данных должно основываться на предоставлении информации всеми учреждениями и ведомствами, имеющими отношение к молодежной популяции. В то же имеющаяся статистическая информация должна быть доступна как заинтересованным организациям, так и широкой общественности.
· Единая система социального обслуживания (ювенальное социальное обслуживание), в соответствии с концепцией ювенальной политики, должна охватывать все категории молодого поколения: детей (от 0 до 13), подростков (14-17), молодежь (18-29 лет), а также семьи с несовершеннолетними детьми.
· Основными структурами системы единого, многопрофильного и комплексного социального обслуживания молодежи должны стать ювенальные центры – комплексы социального обслуживания детей, подростков и молодежи, а также семей с несовершеннолетними детьми, расположенные в каждом муниципальном образовании (по месту жительства).
· Ведомственная подчиненность ювенальных центров должна быть передана органам местного самоуправления, что гарантирует: повышение ответственности чиновников и депутатского корпуса местного уровня в эффективности работы в социальной сфере; исключение лишних звеньев, могущих участвовать в распределении денежных ресурсов; целевое направление средств на конкретные нужды местного сообщества. При этом муниципальное подчинение ювенальных социальных служб позволит охватывать максимально большую часть детского и молодежного контингента в каждом муниципальном образовании, а значит вести реальный его учет, осуществлять полноценную деятельность по превенции негативных проявлений на ранней стадии, эффективно планировать свою деятельность по осуществлению социальной защиты и поддержки различных категорий молодого поколения.
· Деятельность муниципальных ювенальных центров должна строиться на основе постоянного взаимного обмена информацией и опытом работы, а также тесного сотрудничества с находящимися на данной территории школами, дошкольными учреждениями, центрами внешкольной досуговой деятельности, поликлиниками и другими учреждениями, так или иначе осуществляющими свою деятельность в области воспитания, образования, медицинского и иного обслуживания подрастающего поколения.Такого рода обмен опытом возможен при наличии в штате каждого ювенального центра специального сотрудника, обеспечивающего координационную деятельность Центра, отвечающего за эффективную рекламную и PR-деятельность конкретного учреждения.
· Приоритет в работе ювенальных социальных центров должен отдаваться нормальной, здоровой семье как главному гаранту воспроизводства высокого качества человеческого (ювенального) потенциала. Это обусловливает и основную цель деятельности центров: создание в семье таких условий, при которых она самостоятельно сможет воспитывать здоровых детей в соответствии с требованиями общества и государства.
· Социальная работа с каждой категорией молодого поколения должна учитывать микроусловия и социальные ситуации: семья, ближайшее социальное, коммуникационное окружение, друзья, школа и т.д.; социальным работником должны быть налажены связи со всеми участниками жизнедеятельности подопечного и (при необходимости) с ними также должна проводиться соответствующая работа.
· Разработка основных направлений деятельности каждого конкретного ювенального центра должна базироваться на интересах жителей и других учреждений данного муниципального образования, они, равно как и властные структуры, социальные институты, бизнес, должны вовлекаться в решение социальных проблем молодого поколения (метод общинной социальной работы).
· Целесообразно также привлекать саму молодежь (юношей и девушек в возрасте 13-25 лет) в качестве добровольных помощников социальных работников, педагогов и воспитателей. Юноши и девушки могут работать с детьми/подростками «групп риска» в рекреационно-компенсаторно-восстановительных программах (в том числе и летних лагерях отдыха) для подростков с различными (соматическими и психическими)отклонениями в развитии; программах профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки, начального профессионального образования старшеклассников (через межшкольные комбинаты); программах (группах) срочной помощи для детей беженцев и вынужденных переселенцев, для детей и подростков – жертв насилия и т.д.
· В состав каждого муниципального ювенального центра должны входить следующие структурные подразделения:
~ Информационно-консультативное отделение: предоставление клиенту необходимой информации; первичное консультирование; назначение специалиста – социального работника для решения конкретных социальных проблем; направление (в случае невозможности решить проблему в данном учреждении) в другие соответствующие организации и т.д.
~ Отделение социальной помощи: распределение гуманитарной помощи, выдача единовременных пособий и дотаций всем нуждающимся; оказание социальной помощи на дому и др.
~ Отделение педагогико-воспитательной работы: разработка концепций воспитания, образования и социализации детей, подростков и молодежи (корректировка существующих единых государственных, региональных концепций с учетом специфики конкретного муниципального образования); организация курсов и лекций по различным проблемам, возникающим у представителей подрастающего поколения и их родителей, а также научно-практических семинаров с приглашением ученых и специалистов из других учреждений; помощь и консультации родителям в воспитании детей (в том числе – присмотр за детьми в отсутствие родителей) и др.
~ Психологическое отделение: психологическое консультирование детей, подростков и молодежи, а также их родителей; решение психологических проблем детства; проведение психолого-диагностических мероприятий.
~ Отделение социального патронажа: наблюдение и «ведение дел» детей, подростков и молодых людей, оказавшихся в кризисной ситуации, требующей особого вмешательства социального работника.
~ Отделение срочной социальной помощи: безотлагательная социальная, экономическая, психологическая и иная помощь детям, подросткам, молодым людям и их родителям в случае экстренно возникших у них психологических, социальных и иных проблем.
~ Медицинское отделение: консультации подростковых гинекологов, урологов, валеологов и врачей общей специализации по вопросам гигиены, здорового образа жизни, половых отношений, контрацепции и др.
~ Отделение дневного пребывания: группы дневного пребывания детей из кризисных семей с возможностью обучения по школьной программе, организация их питания в стенах учреждения, психолого-воспитательная работа.
~ Отдел по связям с общественностью (PR): сбор информации о потенциальных клиентах центра; ведение информационной базы клиентов Центра, сопоставление ее с общегородскими, общерегиональными и всероссийскими базами; осуществление связи центра со всеми службами, организациями и учреждениями, чья деятельность так или связана с молодежью; проведение мониторинга положения молодого поколения и других статистических исследований, необходимых для эффективной деятельности центра; подготовка и распространение данных статистических исследований, информации о деятельности центра и ее результатах через собственные и городские СМИ и т.д.
· Важнейшими социальными технологиями в решении задач молодого поколения следует признать адаптацию и активизацию самой молодежи в целях решения большей части ее собственных проблем («empowerment»), а также профилактику негативных тенденций в среде подрастающего поколения (на основе превентивных мер и мероприятий).
62. Технологии социальной работы с алкоголиками и наркоманами.