Сравнение психических процессов, состояний и свойств.

аспекты процессы состояния свойства
временной: длительность быстропротекающие изменчивые минуты-часы среднее положение устойчивость в изменении устойчивые месяцы, годы
генетический генетически исходные – конкретная реакция на конкретное воздействие длительное переживание процесса переходит в состояние, оно стереотипизирует ответ, продлевает его, обобщает сходные реакции и ускоряет их повторяющиеся переживания состояний переходят в свойства, которые создают готовность реагировать определенным образом, и тем самым предопределяют состояния
структурный одновременно может протекать несколько процессов одновременно человек находится в одном состоянии, которое есть результат совместно протекающих процессов и влияния набора свойств человек всегда обладает совокупностью свойств

Способы описаний психических состояний в психологии.

Состояние человека понимается – это сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление. Традиционно при изучении состояний используются три формы описаний:

1) качественно нестрогие описания на литературном языке (художественные),

2) описания качественно строгие (терминологические), представленные в монографиях и статьях, посвященных теоретическому анализу психических состояний человека. Примером их может служить монография В. В. Суворовой.

3) описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические). Эмпирические описания включают в себя научные статьи, отчеты, части статей и монографий, освещающие экспериментальные исследования конкретных психических состояний человека, например статья Г. И. Акинщиковой .

Эти три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостного образа психического состояния человека.

Функции состояний

1. Сигнальная функция - роль внутреннего информатора:

а) В обобщенной форме сигнализируют о степени благополучия актуального положения в среде (например, состояния голода, жажды и пр., а также ориентировочные состояния – любопытство, скука и пр).

б) Информируют о внешних воздействиях (внешняя сигнализация)

2. Сигнификативная функция (обозначающая). Участвуют в передаче информации другим людям и задействованы в процессе коммуникации

3. Оценочная функция. Участвуют в обобщенной субъективной смысловой оценке ситуации, то есть раскрывают ее значения для субъекта.

4. Регулирующая (адаптационная) функция - учет предшествующего состояния, ориентировка в настоящем и предвидение будущего.

5. Интегративная функция всякое психиче­ское состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процес­сов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элемен­ты, причем все они не образуют целостную структуру.

Состояния и свойства личности также выполняют функции внутренней интеграции - дифференциации, регулирования и отражения. Однако, психические процессы преимущественно реализуют функцию отражения, психические состояния - функцию регулирования, а психические свойства личности, объединенные актуальным "Я ", - функцию высшего интегратора психической жизни человека.

Классификация состояний

Н. Д. Левитов предпринял попытку класси­фикации психических состояний, отмечая ее условность. В качестве классов состояний он выделил:

1) Состояния: личностные и ситуативные. Личностные состояния выражают индивидуальные свойства человека, а ситуативные - особенности ситуаций. То, что психические состояния бывают личностными, т. е. отражают какую-либо черту человека, не отменяет их динамики. Если, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным психическим состоянием, которое в опре­деленное время начинается и заканчивается.

2) Состояния: глубокие и поверхностные. Состояния классифицируются в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состоя­ние гораздо глубже настроения.

3) Состояния: положительные или отрицательные.Та­кое подразделение важно с практической точки зрения. Апатия – пример отрицательного состоя­ния, а вдохновение — пример состояния, положительно влияющего на деятель­ность человека.

4) Состояния: продолжительные и кратковременные. Например, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния: более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бы­вает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознатель­на, утомление может иметь разную степень осознанности.

Данная классификация объемна и вполне пригодна для решения исследовательских задач. В ней отражены основные характеристики состояний. Однако эта классификация имеет и существенные недостатки, главный из которых заключается в том, что нет четкого разграниче­ния между состояниями и психическими процессами. В результате возможно невольное смешивание отдельных понятий. Например, Н. Д. Левитов говорит о рассеянности как о психическом со­стоянии, но в ряде источников рассеянность рассматривается в качестве характеристики внимания.

В.А.Ганзенпредложил другую систематизацию психических состояний человека

Первоначально из отечественных психологических словарей были отобраны и подвергнуты анализу 187 слов-терминов, определяющих психические состояния человека. Критерием принадлежности термина к понятию «Состояние», отличающем его от всех других послужило определение Н. Д. Левитова.

Приведенный анализ позволил отобрать 63 понятия, и показал, что это множество распадется на группы:

Сравнение психических процессов, состояний и свойств. - student2.ru

Общей корень аффективных и волевых - потребности человека.

Например, С. Л. Рубинштейн пишет по этому поводу: «Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие - в потребностях; поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем самую эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство».

В группе аффективных состояний имеются две подгруппы с ярко выраженным эмоциональным компонентом: эмоциональные и гуманитарные состояния. Первая группа объединяет состояния, характеризующие эмоциональную реакцию человека на актуальный раздражитель. Вторая - состояния, сопровождающие проявление чувств людей, чаще всего в процессе общения. Состояния обеих групп делятся на ряд положительных и отрицательных.

В группе волевых состояний также выделяются две подгруппы: праксические (от лат. praxis - дело, деятельность) и мотивационные. Первая - включает состояния человека на различных этапах трудовой деятельности: предрабочем, рабочем, послерабочем. Вторая - состояния, сопровождающие проявления мотивов человека, направленных на удовлетворение духовной или материальной потребности. В ней выделяется: ряд органических состояний, биологических по своей природе, но имеющих выраженный психический аспект, и ряд ориентировочных состояний, сопровождающих познавательную деятельность человека.

Состояния третьей общей группы (сознания-внимания) являются фоновыми, создают условия для всей психической деятельности человека.

Однако не все психические состояния укладываются в предложенную схему, среди них находятся такие, в которых установить степень доминирования какого-либо компонента сложно.

Например, состояние фрустрации считается сложным, потому, его эмоциональный и волевой компоненты выражены в одинаковой степени, причем второй может выступать как праксический (состояние при неудаче в работе), и как мотивационный (реакция на препятствие при удовлетворении потребности).

Другое сложное состояние - стресс - может рассматриваться с различных сторон, но также всегда включает несколько компонентов. Г. Селье отмечал три различных состояния: тревоги, сопротивления и истощения. Согласно предложенной системе, все они выступают как комбинации волевых (праксических и мотивационных) компонентов.

Наши рекомендации