Высшее руководство фирмы и его функции

Высшее руководство (Top management) представлено советом директоров (наблюдательным советом) и правлением. Распределение функции между советом директоров и правлением коротко можно определить следующим образом: совет директоров осуществляет выработку общей политики, правление - ее практическую реализацию. На современном этапе совет директоров выступает как звено, организующее и направляющее операции всей фирмы, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности правления. Совет директоров играет также роль координирующего органа, согласовывающего и увязывающего между собой деятельности различных служб управления на разных уровнях, обеспечивающего проведение единой линии в руководстве фирмой.

Так, в функции совета директоров входят:

· выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития фирмы исходя из основных направлений ее хозяйственной деятельности;

· определение структуры капитала, распределение ресурсов, диверсификация производственных программ;

· слияния и поглощения;

· осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений;

· контроль за выполнением исполнительным звеном решений, принятых высшим управлением, оценка его управленческой деятельности.

Как правило, функции правления носят довольно определенный характер:

текущее планирование;

· руководство научно-исследовательскими работами, производством и сбытом;

· выработка конкретного курса действий, программ и методов, предназначенных для реализации глобальных целей компании и руководства по их выполнению;

· принятие решений по организационным формам управления;

· делегирование полномочий должностным лицом на более низкие уровни управления;

· проведение кадровой политики;

· контроль за состоянием финансового положения компании;

· утверждение ежегодных и квартальных бюджетов компании;

· контроль за прибыльностью операций;

· обеспечение внутрифирменных связей и расчетов.

8.Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. Коллективные и индивидуальные методы принятия управленческих решений.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

выработку и постановку цели;

изучение проблемы на основе получаемой информации;

выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономоко-математических методов.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Все методы принятия управленческих решений можно разделить на:

неформальные (эвристические),

коллективные,

количественные.

Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Это совокупность приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера. Их преимущество в том, что они принимаются оперативно; недостатком же является то, что интуиция может иногда подвести менеджера.

Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц - участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решить сложную проблему, собирается группа людей, которые предлагают любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" - создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами (рис. 7.1).

9. Технология принятия управленческих решений: принципы, требования, факторы, влияющие на принятие управленческих решений.

Требования, предъявляемые к управленческому решению

Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

быть научно обоснованным, компетентным;

приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;

быть непротиворечивым;

иметь ясную направленность и адресность;

отличаться своевременностью и быстродействием;

обладать точностью и ясностью;

быть контролируемым;

иметь комплексный характер;

обладать полномочностью;

быть экономичным и эффективным.

Процесс подготовки и реализации управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, включающих фазу принятия и фазу реализации управленческого решения (рис. 6.1).

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений могут быть подразделены на внешние и внутренние. К внутренним факторам относят знания и накопленный опыт менеджера того или иного уровня управления, качество принимаемого решения, силу харизматических и волевых качеств управленца, проявляющихся в умении отстоять принятое решение и обеспечить его реализацию.

Среди внешних факторов ключевую роль играет своевременность и достоверность информации; степень и полнота полномочий менеджера; фактор времени, на протяжении которого решение должно быть воплощено, его важность для интересов организации или отдельных исполнителей; наличие возможностей для реализации решения; особенности регламентации процесса принятия организационных решений, выработанных в соответствии с внутренними правилами и корпоративной культурой компании.

10. Информационное обеспечение менеджмента: содержание информации и функции внутрифирменной системы информации.

Современное управление любой фирмой и построение её работы подразумевает наличие систематизированного подхода. Ничего не должно проходить сумбурно, спонтанно и зависящим от случайностей.

Современный подход к организации компании

Система менеджмента качества подробно описана в ISO. Её придерживаются практически все крупнейшие предприятия, как в России, так и за её пределами. Для отечественных предприятий это оказывается непременным условием для сотрудничества с иностранными партнерами и выхода на международный рынок. Ведь помимо прочего данные ISO формируют и систему управления качеством.

Важной составляющей (правильнее даже сказать, необходимой) являетсяинформационное обеспечение системы менеджмента. Именно оно обеспечивает своевременность и точность управления, а так же осуществление обратной реакции на все происходящие процессы.

Информация в основе всего

Информационное обеспечение решает сразу несколько проблем, от которых никуда не деться:

1. Документооборот. В любой организации оборачивается и оформляется много документов, как внутренних, так и внешних. Весь документооборот должен уйти в цифровую область. При всей хлопотности внедрения он очень быстро оправдает себя: все бумаги будут систематизированы, доступны и лишены возможности пропадать. Да и самой бумаги как материала поубавится – некоторые организации в ней буквально утопают.

2. Информационные потоки при взаимодействии подразделений или филиалов. Чем быстрее осуществляется эта связь, тем эффективнее идет работа. Часто несколько подразделений независимо друг от друга могут прорабатывать один и тот же проект, и это нужно как-то синхронизировать. Информационное обеспечение системы менеджмента отлично выполняет эту функцию.

3. Подбор и систематизация различных показателей, отражающих работу организации. Это необходимо для анализа и определения политики фирмы и принятия корректирующих действий на уровне менеджмента. Современный подход к ведению дел находит обязательным учитывать реакцию практически на все действия. От этого зависит оперативное принятие решений. Обеспечение хорошей обратной связи системы способно поднять её эффективность на десятки процентов.

Все эти качества помогают поднять конкурентоспособность продукции или услуги, уменьшить время производства и пр. Менеджмент сейчас кардинально отличается от того, который был принят даже тридцать-сорок лет назад. И он развивается и совершенствуется.

Не всегда требуется всеобъемлющая структура. Некоторые функции стоит выбирать только если они действительно нужны. Небольшая организация вполне может обойтись и минимальным набором системы менеджмента.

Принцип создания

Создание информационного обеспечения системы менеджмента дело не секундное. Лучше всего начинать работу параллельно со всеми остальными мероприятиями по реконструкции управления.

Без помощи профессионалов не обойтись, и если в фирме нет профильного отдела программистов-системщиков, то лучше обратиться в стороннюю организацию. Тем более, что данная услуга весьма распространена, и её предлагают многие фирмы. Правда, не все из них способны справиться с крупным проектом, так что при выборе обращайте, прежде всего, внимание на следующее:

1. Количество и сложность выполненных проектов по созданию систем информационного обеспечения. Лучше показатель придумать сложно.

2. Наличие сертификатов и разнообразие предлагаемых опций. Последних можно реализовать немало – к примеру, доступ каждого сотрудника к общей базе данных или автоматическое оповещение конкретных людей о выпуске определенного документа.

3. Глубина понимания ISO и сути внедрения системы менеджмента. К сожалению, на эту область замахиваются и молодые специалисты, переоценивающие свои силы. Эта система гораздо более сложная, чем кажется.

4. Адекватность сроков и стоимости разработки информационного обеспечения систем менеджмента. Слишком привлекательные значения могут говорить о поверхностном или непрофессиональном подходе.

Информационное обеспечение системы менеджмента дает широкие возможности. Нужно лишь серьезно и тщательно подойти к его формированию, отладке и последующему контролю работоспособности. Причем результат будет заметен практически сразу же.

11.Важнейшие функции менеджмента, их взаимосвязь и особенно реализации.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект

В современном менеджменте можно выделить два подхода к классификации функций управления. Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления. Он отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления.

Второй подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления. В рамках этого подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом, реализующих приведенные выше универсальные функцииуправления (в полном объеме или частично) с учетом специфики рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им.

В рамках менеджмента рассматриваются общие универсальные функции в соответствии с первой классификацией. Специфические управленческие функции в соответствии со второй классификацией рассматриваются в рамках специальных дисциплин (организация производства, управление инновационной деятельностью и др.

Основные функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Функция планирования - способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

Функция организации- вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения доставленных целей.

Функция контроля в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Функция координации и регулирования -Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Регулирование – деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда. Как видно, все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект.

Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с темпланирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

12.Маркетинг как функция менеджмента.

Маркетинг в менеджменте – это система внутрифирменного управления, направленная на изучение и учет спроса и требований рынка с целью ориентации производственной деятельности организации на выпуск заранее определенных объемов конкурентоспособной продукции. Маркетинг помогает повысить эффективность управленческих решений на основе комплексного учета потребностей рынка. Маркетинговая деятельность в системе менеджмента занимает одно из главных мест и реализуется в следующих областях.

  1. Доля рынка и конкурентоспособность напрямую зависит от работы маркетологов, исследующих покупательские потребности и определяющих границы, в которых организация сможет их удовлетворить.
  2. Многообразие и качество ассортимента товаров: в процессе маркетинговой деятельности определяется уровень необходимости диверсификации производства с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия (чем больше разнообразных товаров выпускается, тем выше затраты предприятия, но меньше общие риски предпринимательской деятельности. Качество товара должно быть не низким или высоким, а нужным на данном рынке).
  3. Рыночная демографическая статистика позволяет выделить наиболее значимые для организации группы покупателей по возрастному составу, полу, национальности, вероисповеданию, потребности которых неодинаковы.
  4. Рыночные исследования и разработки: спрос на товар постепенно снижается в связи с насыщением рынка, и для того чтобы предприятие не потеряло своего места на рынке, ему необходимо ему необходимо постоянно изучать потенциальный спрос и совершенствовать свою продукцию.
  5. Предпродажное и послепродажное обслуживание: качество обслуживания часто имеет большое влияние на сбыт, чем остальные характеристики товаров. Высокий уровень обслуживания позволяет предприятию устанавливать высокие цены на товар, не опасаясь снижения покупательского спроса.
  6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара необходимы, когда на рынке работают сразу несколько конкурентов; координация интегрированных маркетинговых коммуникаций является важной управленческой функцией.
  7. прибыль от деятельности предприятия, непрерывный контроль за прибылью от различных товаров (услуг) – основной показатель эффективности

13.Планирование в фирме: содержание, цели, задачи, направления и методы планирования в фирме.

Планирование является одной из основных функций менеджмента. Планирование означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение. Планирование – один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение ее общих целей.

С планирования начинается процесс управления, от его качеств зависит успех организации. Под планированием можно понимать процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий и определение наилучших способов достижения целей. По сути, планирование призвано ответить на следующие основные вопросы:

1). «Где мы находимся в настоящее время?»: оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, научно-конструкторские разработки), чтобы определить, чего организация может реально добиться

2). «Куда мы хотим двигаться?»: оценивая возможности и угрозы во внешней среде организации, определить ее цели и то, что может помешать их достижению

3). «Как мы собираемся это сделать?»: что должны делать члены организации для достижения поставленных целей

Система планирования предприятия состоит из элементов, состав которых отличается в разных источниках. Наиболее широко распространена точка зрения, согласно которой основные элементы системы внутрифирменного планирования таковы: плановый персонал; механизм планирования; процесс планирования; средства, обеспечивающие процесс планирования.

А. Файоль выделил общие принципы планирования: необходимость (повсеместно и обязательно, в любом виде деятельности); единство планов (общий или сводный план организации); непрерывность (взаимосвязанность отдельных планов); гибкость планов (их корректировка и координация); точность (детализация).

Позднее Р. Акофф добавил принципы участия (планировать для себя) и холизма (скоординированность и интегрированность).

Методы планирования:

1).Нормативный : основан на использовании заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, с помощью которых рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и их источниках.

2).Расчетно-аналитический : состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается значение плановой величины этого показателя. Этот метод используется, как правило, при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

3).Балансовый : связан с построением баланса, при помощи которого достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них.

4). Оптимизации : позволяет разрабатывать несколько вариантов в плановых расчетов для того чтобы выбрать из них оптимальный. В качестве критериев выбора могут применяться : максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала; максимум рентабельности капитала и т.д.

5).Экономико-математическое моделирование : служит основой многих методов планирования и заключается в построении экономико-математической модели, представляющей собой точное математическое описание процесса. Моделирование позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между показателями и факторами, которые их определяют.

Задача фирмы– обнаружить «окно» раньше других, проскочить в него, занять место среди ведущих игроков и захлопнуть окно его перед конкурентами.

14.Организация и технология планирования в фирме. Виды планов и их содержание.

Планирование- это одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование – это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач. В узком смысле – это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышение ее эффективности.

Виды планирования по срокам:

1).долгосрочное осуществляется на срок более 5 лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование)

2).среднесрочное осуществляется на срок от 1 до 5 лет различные (программы)

3).краткосрочноеосуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и т.д.)

Разновидности планов.

Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности .

Планы для повторяющихся действийрегламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов), составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.

Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.

Принципы планирования:

1).участие в планировании максимального числа сотрудников позволяет повысить эффективность выполнения работы, т.к. учитываются их интересы, а, следовательно, повышается удовлетворенность сотрудников работой

2).непрерывность : планы служат основой для дальнейшей работы

3). Гибкость : возможность корректировки планов в соответствии с изменяющимися условиями

4).экономичность : затраты на планирование значительно меньше получаемых выгод

5).обеспечение работы необходимыми материальными и организационными ресурсами

Методы планирования:

1).бюджетный - табличный способ представления материала, отражающий поступление и перераспределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности

2).балансовый - согласование поступлений и расходов за опр. период. Баланс- это таблица, в которой зафиксированы все источники и размеры доходов и расходов предприятия

По содержанию баланс бывает:

1).отчетный (составляется по прошедшему периоду деятельности)

2).плановый (определение размера доходов и расходов на будущий период)

3).прогнозный (определяет вероятные объемы потребляемых и распределяемых ресурсов)

По виду ресурсов:

1).натурально-вещественный (движение материальных ресурсов в неденежном выражении)

2).стоимостный (движение денежных средств)

3).трудовой (движение трудовых ресурсов)

4).нормативный (норма поступления и затрат на единицу продукции)

Виды норм:

1).стоимостные нормы (учет финансовых потоков в денежном выражении)

2).натуральные нормы

3).нормы обслуживания

4).нормы времени

Математический метод опирается на использование математических моделей. Его суть заключается в составлении уравнений с переменными.

Графический метод- это образное представление возможных вариантов развития ситуации (уровень прибыли, изменение доли рынка и т.п.)

15.Функция организации в менеджменте. Организационный порядок и оперативное управление.

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управлениепредполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управлениеобеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств.

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделении, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются следующие:

- ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;

- интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;

- систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

16.Функция координации и регулирования в менеджменте.

Координация и регулирование.

Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий

всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования

установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой

функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления

и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных

параметров.

Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе

производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех

и отклонений от заданного режима работы.

Регулирование – деятельность по поддержанию в динамической системе

управления производством заданных параметров. Она определяется задачей

сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в

подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему

управления с внешней средой.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его

бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций.

Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев

организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между

ними.

Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между

руководителями, согласование рабочих планов и графиков, внесение в них

корректировок, увязки работы между исполнителями. Координацией охватываются

общественные организации, что возможность сосредоточить силы на основных

участках производства.

17. Управленческий контроль: его формы и средства реализации.

Наши рекомендации