Этапы обучения аудированию
Обучение собственно слушанию осуществляется в актах устного общения, в которых обучающийся выступает либо только в роли слушающего, либо в роли слушающего и говорящего. Данная система работы включает три этапа: - до прослушивания текста; - в процессе прослушивания; - после прослушивания.
Цель первого этапа заключается в создании ситуации и мотива общения и в формулировке коммуникативной задачи, а также в преодолении трудностей восприятия и понимания сообщения путем использования различных опор и других облегчающих восприятие факторов.
Второй этап посвящается восприятию и пониманию текста и извлечению нужной информации. Елухина Н.В. отмечает, что в естественных условиях понимание смысла не является целью акта общения. Это результат слушания , а также необходимое условие осуществления коммуникативной цели слушающего, узнать мнение собеседника по определенному вопросу, получить разрешение на что-либо, узнать что-то важное и интересное и т.д. Поэтому слушатель должен произвести селекцию содержания: отделить новое от известного, в новом выделить то, что соответствует его коммуникативной цели. Это весьма сложная работа направляется предтекстовыми заданиями.
Третий этап служит для контроля понимания смысла текста (осуществления коммуникативного намерения и достижения коммуникативной цели слушающим (получил/ не получил нужные сведения, узнал/ не узнал что-то важное, заинтересовался/ не заинтересовался содержанием и пр.), а также эффективности акта общения.
РАБОТА С АУДИОТЕКСТОМ
Вся работа с аудиотекстом в условиях фонокласса состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.
Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основное содержание этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста (контроль понимания наиболее трудных предложений текста, анализ значений отдельных слов и фраз), тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лексических единиц и грамматических явлений, аудирование изолированных фрагментов текста.
На этом этапе используются следующие виды работы:
1. Введение новых слов, их объяснение, иллюстрация примерами.
2. Контроль понимания новых слов в предложениях из аудиотекста с использованием визуальной наглядности.
3. Отработка техники чтения на материале наиболее трудных в звуковом предъявлении предложений из аудиотекста (звуко-буквенное соответствие, произношение, ударение, интонация, членение текста, смысловое выделение и т. п.).
4. Работа с наиболее сложными грамматическими структурами в предложениях из текста, их узнавание, дифференцировка, установление взаимодействия исходной формы (например, инфинитива) с актуальной в конкретном предложении (видо-вре-менная форма, спряжение глагола).
5. Тематическая группировка слов из аудиотекста; слова даются в списке или предложениях.
6. Структурная группировка слов (корневые, производные, сложные, фразеологизмы).
7. Постановка всевозможных вопросов (общих, специальных, альтернативных и разделительных) к наиболее сложным в языковом отношении предложениям аудиотекста.
8. Избирательное аудирование фрагментов (предложений) текста с выполнением задания сформулировать ответ на вопрос, воспроизвести контекст употребления слова, определить правильность или неправильность предварительного утверждения и т. д.
9. Лексический тест.
10. Лексический или текстовый диктант минимального объема.
11.Аудирование в предложениях наиболее трудных слов и грамматических структур.
12. Аудирование в предложениях чисел и имен собственных.
13. Чтение одного из отрывков аудиотекста с ориентацией на контроль понимания.
Предтекстовая ориентировка на восприятие речи на слух состоит в постановке предтекстовых вопросов, предложении озаглавить текст, задании подтвердить или опровергнуть предлагаемые учителем утверждения, выбрать из ряда данных правильные, приблизительные и неверные утверждения, выбрать правильный вариант ответа на вопрос, воспроизвести контексты с ключевыми словами и т. д. Используя предтекстовые ориентиры, обучаемые выполняют следующие виды работы с текстом:
1. Поиск ответов на предтекстовые вопросы.
2. Формулирование основной мысли (идеи).
3. Определение линии сюжета.
4. Подбор заглавия к тексту.
5. Определение тематической принадлежности текста. (Темы записаны на доске.)
6. Воспроизведение контекстов употребления определенных слов.
7. Определение правильности (неправильности, приблизительности) утверждений.
8. Выбор в процессе слушания правильного ответа на вопрос из ряда данных.
Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочередно отдельных абзацев, смысловых блоков, разработку смысловых блоков текста. В процессе многократного прослушивания текста обучаемым предлагаются следующие виды работы:
1. Подбор к абзацу заглавия.
2. Воспроизведение контекста ключевого слова.
3. Перефразирование.
4. Ответы на вопросы.
5. Нахождение с опорой на русский эквивалент иноязычных фрагментов текста.
6. Повторное прослушивание текста или его фрагментов.
7. Анализ употребления языковых средств.
8. Вычленение отдельных фраз по определенному признаку.
Послетекстовый этап включает следующие виды работы:
1. Вопросно-ответную работу.
2. Составление плана пересказа.
3. Пословный, сжатый, дифференцированный, ориентированный пересказ.
4. Комментарий к содержанию и языковому оформлению текста.
5. Расширение и продолжение текста учащимися.
6. Составление рассказа по аналогии.
7. Составление ситуации к тексту.
8. Подготовка монологических высказываний по теме текста и к его конситуациям.
9. Составление диалога по теме текста.
10. Описание картинок (слайдов), иллюстрирующих содержание прослушанного текста.
11.Постепенное и полное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение).
В работе с аудиотекстом динамично сочетаются собственно лингафонные и нелингафонные формы работы. Наиболее полные и правильные варианты выполненных обучаемыми заданий предлагаются учебной группе в виде ключа. Вся лингафонная система переключается (если это возможно) на микрофон данного обучаемого, или правильный вариант воспроизводится и соответствующим образом комментируется преподавателем. Выполнение ряда заданий выносится в живое учебное общение преподавателя и учащихся.
Работа с аудиотекстом в условиях фонокласса позволяет достаточно полно и эффективно управлять процессом понимания связной иноязычной речи на слух всеми учащимися, что в значительной мере интенсифицирует обучение аудированию как виду речевой деятельности.
IV. УПРАЖНЕНИЯ
М.-Б. приводит обязательные условия проведения упр-й для обучения аудирования:
- не допускать искусственного замедления темпа речи, в случае необходимости увеличивать паузы между ритмич. группами и предложениями;
- избегать предъявления упрощенных учебных текстов;
- большинство упр-й проводить в кабинетах УР с использованием лингафон. оборудования аудио-активного типа, что обеспечивает постоянную активность всех учащихся.
Под системой упр-й (Гез Н.И., М.В. Ляховицкий и др.) понимают организацию взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и опрераци-х трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных ВРД. Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построеним упр-й, которые расчленяются на две подгруппы- подготовительные ( языковые) и речевые, которые делятся на группы : (упражнения для снятия лингвистич. трудностей аудирования, упр-я для устранения психологических сложностей аудирования ), включающие типы и виды упр-й.
При построении системы упр-й для А следует учитывать следующее:
1) взаимодействие А и Г как двух форм устного общения;
2) взаимодействие подготов. и речевых упр-й, их дозировка и последовательность выполнения зависит от языков. подготовки уч-ся и их речевого опыта;
3) постепенное увеличение трудностей.
Цель подготовительных упр-й закл-ся в том, чтобы предварительно снять трудности лингвисти. или психологич. хара-ра. В связи с этим различают соответ. подгот. упр-я.
В результате выполнения упр-й 1-й группы форм-ся след. умения:
1) вычленение из реч. сообщений незнаком. яв-й, их диффере-я и
понимание;
2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;
3) определение значения слов;
4) определение контекстного значения различных ЛЕ и грамм. конструкций;
5) распознавание и осмысление синонимич. и антонимич-х явлений и др.
2 группа подгот. упр-й способ-вует развитию:
1) прогностических умений;
2) объема кратковременной и словесно-логической памяти;
3) механизма эквивалентных замен;
4) речевого слуха;
5) умений свертывать ( редуцировать) внутр. речь и др.
Речевые упр-я способ-ют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естествен. Речевому сообщению. Они обучают:
а) определять наиболее информатив. части сообщения;
б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
в) соотносить текст с ситуацией общения;
г) членить аудиотекст на смыслов. куски и определять основную мысль в каждом из них;
д) письменно фиксировать основную часть информации.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Упр-я для обучения речевому слуху.
1) Прослушайте и повторите несколько пар слов
2) Прослушайте слова, найдите каждое из них в граф. ключе, состоящем из трех слов
3) Определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами
4) Прослушайте пары предложений, поставьте в граф. ключе ( на карточке) "+", если предложения одинаковые ,"+" , если они разные.
5) Прочтите вслух текст с фонетич. пометами и т.д.
2.Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию
1) Прослушайте ряд прилаг.( глаголов), назовите сущ-е, которые чаще всего с ними упот-ся.
2) Переведите на слух слова, образованные из известных вам элементов.
3) Прослушайте ряд речевых штампов, назовите ситуации, в которых они могут употр-ся и др.
3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти.
1) Прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме.
2) Прослушайте две короткие фразы, соедините их в одно предложение
3) Прослушайте и повторите за диктором фразы, длина которых превышает объем КП 7 +-2, т.е. состоит из десяти и более слов. и др.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Упражнения для обучения восприятию диалогической речи " со стороны" .
1) Прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему.
2) Прослушайте начало диалога, расширьте и дополните последнюю
реплику одного из партнеров.
3) Прослушайте фонозапись, перескажите разговор действующих лиц. и др.
2. Упражнения для обучения восприятию диалогич. речи при участии в диалоге.
1) Прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку. Дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе.
2) Прослушайте начало диалога (полилога), продолжите его а парной работе.
3) По мере восприятия диалога в фонозаписи замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями. Воспроизведите диалог в новом варианте в парной работе и т.д.
3.Упражнения для обучения восприятию монологич. речи.
1) Прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы.
2) Воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца
3) Просмотрите фильм , объясните его основ. идею.
4) Выделите в реч. сообщении смысловые куски и озаглавьте их.
5) Прослушайте текст , составьте рецензию на него, используя след. план:
а) тема сообщения;
б) действующие лица;
в) краткое изложение содержания;
г) основная идея;
д) оценка прослушанного.
Аудитивные упражнения могут комбинироваться с упражнениями по другим видам речевой деятельности и преследовать комплексные цели.