Статус и модификации феномена общности в социальной психологии

Постановка вопроса. Наряду со ставшей за последние годы традиционной для социальной психологии категории груп­пы правомерно рассмотрение и исследование достаточно близ­кого по смыслу, но не тождественного ей феномена общности.

Социальная психология общности включает в себя более широкий круг явлений, нежели психология группы. Представ­ление о групповой психологии складывается вместе с первыми экспериментальными исследованиями отечественных и зарубеж­ных социальных психологов в 20-е годы нашего века. Оно, не­сомненно, альтернативно опыту второй половины XIX века.

Малая группа как альтернатива понятиям "дух времени" и "психология эпохи". Обращение пионеров отечественной и зарубежной социальной психологии конца XIX века к таким гло­бальным явлениям, как психология эпохи или дух времени, пси­хология или душа народа, уже в первой четверти нового, XX века могло расцениваться лишь как неизбежная на первых по­рах творческого поиска дань умозрительности и беллетристи­ке, не имеющей под собой сколько-нибудь серьезных научных оснований. Что можно сказать о духе времени или душе наро­да, если эти явления бесплотны, если их нельзя увидеть и сде­лать предметом контролируемого экспериментального исследования?

В противовес этому получило развитие исследование ощу­тимого и зримого поведения индивида в малой группе. Со време­нем экспериментальные исследования малых групп превратились в центральную ось современной социальной психологии, прежде всего зарубежной, а вслед за ней и отечественной.

Не ставя перед собой задачи обзора всего массива накоплен­ных по итогам этих исследований данных и результатов [1]—[5], отметим лишь, что в общей картине социально-психологических явлений, соответствующих более широкому понятию социальной психологии общности, психология малой группы в действительно­сти занимает более скромное место.

Гипертрофия феномена малой группы. Очевидная теперь гипертрофия феноменологии малой группы и ее места в струк­туре социально-психологических проявлений общности может быть объяснена не только удобством микроявлений и микро­процессов для экспериментального подхода в исследовании, но и рядом других обстоятельств.

В их числе — доминирование эмпирических традиций и недооценка роли теории в данной науке, повышенный интерес к микросоциальным явлениям и процессам в ущерб глобаль­ным. Последнему в определенной мере способствовало и пред­ставление об относительной стабильности целого, т. е. системы социальных ценностей и институтов западного мира, тогда как более актуальной представлялась задача социального контро­ля за процессом адаптации и включения индивида в эту систе­му, нежели ее возможных изменений.

Природа внимания к психологии макрообщности. Будучи во многом объяснима для традиций зарубежной социальной пси­хологии, эта тенденция концентрации внимания исследовате­лей на феномене малой группы была изначально односторонней применительно к потребностям и перспективам развития оте­чественной социальной психологии.

Главная причина этого — высокий уровень нестабильнос­ти социальных институтов (если даже не общества в целом!) при­менительно по крайней мере к последнему столетию российской истории. Вот почему в центре ставшего традиционным внима­ния пионеров отечественной социальной психологии оказались прежде всего не те или иные частные, хотя и универсальные со­циально-психологические механизмы (заражение, подражание, внушение и т. д.), а глобальные социально-психологические яв­ления и процессы, такие как психология социальных движений, психология и "душа" народа, история и судьба России.

Эта традиция была по известным причинам прервана в дальнейшем и заменена обращением к исследованию малых групп по образу и подобию опыта зарубежных социальных пси­хологов.

Теперь же становятся все более очевидными издержки та­кой утраты. Ключ к решению большинства проблем сегодняш­него кризиса нашего общества связан не с отдельными недочетами прежней или вновь складывающейся системы, а с глобальными социально-психологическими проблемами пере­хода от одной системы к другой в масштабах уже не одной стра­ны, а целой совокупности стран, связанных глубокими общими корнями своей истории.

Занятая на протяжении последних двух или даже трех де­сятков лет изучением микроявлений и малых групп, преиму­щественно трудовых коллективов, отечественная социальная психология оказалась не готовой, как и общество в целом, к ответу на масштабные проблемы, поставленные сегодня ходом радикальных перемен.

Наши рекомендации