Сущность организационного, делового и служебного поведения
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ:Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение людей в организациях (как индивидов, так и групп).Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.
Знание основ организационного поведения помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемой или организацией.
Организационное поведение является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике.
Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.
Существует много определений организационного поведения, в том числе следующее: это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде.
В любой области, которая имеет дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрение разногласий и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.
Организационное поведение - это предмет, который разветвился на множество разных направлений. С одной стороны, с точки зрения своих психологических социологических основ он стремится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина.
Организационное поведение - развивающаяся наука, в которой не только имеется множество подходов и школ, дающих ответы на запросы практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.
ДЕЛОВОЕ: деловое общение представляет собой такую разновидность взаимодействия между людьми, которое осуществляется на основе определенного вида деятельности и нацеливается на достижение конкретного производственного или коммерческого результата.
Сущностью делового общения является изменение взглядов, оценок, установок, намерений, психических состояний, поведения его участников путем обмена познавательной и аффективно-оценочной информацией в интересах достижения конкретного делового эффекта.
Деловое общение отражает ситуацию, когда целью взаимодействия является заключение конкретного соглашения или договоренности. Такое общение, по мнению Ю.Б. Алешиной и Л.А. Петровской, отличается от других его видов (интимно-личностное, диагностическое, воспитательное) следующими моментами.
Во-первых, в большинстве случаев такое взаимодействие осуществляется между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.).
Во-вторых, статус каждого из участников общения по отношению друг к другу в данном случае четко определен, то есть существуют общепризнанные нормы и представления, характеризующие то, что каждый из них может требовать и ждать от другого.
В-третьих, нарушение этих норм, правил и ожиданий будет восприниматься как отклонение от нормы и мешать общению. В-четвертых, для инициации такого общения нужен предмет или повод, без которого деловая беседа состояться не может.
СЛУЖЕБНОЕ: В практической деятельности профессиональная этика реализуется с помощью форм, методов, приемов, правил, установленных процедур, образующих деловой этикет.
Этические отношения должны учитывать темперамент работников, их пол, возраст, квалификацию, нравственно-психологическое состояние.
Служебная этика - один из прикладных разделов этической науки, то есть науки о нормах и правилах поведения, сила которых основывается не на законе, а на общественном мнении и традициях. Разумеется, служебная этика не является какой-то особой этикой, она базируется на общепринятых моральных нормах и представляет собой их детализацию к конкретным задачам управления коллективом. Так, служебная этика предписывает руководителю быть справедливым по отношению ко всем работникам, равным в общении с ним, принципиальным в деловых вопросах и терпимым к людям. Современного руководителя характеризует понимание того, что нет двух служебных дисциплин - одной для начальников, другой для подчиненных. Дисциплина одна для всех. Правдивость в отношении подчиненных и руководителей - другое важное достоинство управляющего. Хорошему руководителю нечего скрывать от сотрудников. Гласность в решении любых вопросов, затрагивающих коллектив в целом, - неотъемлемое условие нормальных отношений между людьми.
Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботится о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Свои требования содержит этика профессионального журналиста, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т.д.
Таким образом, профессиональная этика - это, прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.
Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.
Деятельность государственных служащих носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан и его граждан от различных посягательств и в служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Для того, чтобы нравственная культура была развитой, одних моральных привычек недостаточно. Общественная жизнь является слишком сложной, многообразной и противоречивой, чтобы можно было урегулировать только с помощью моральных привычек. Часто ситуации, в которые попадает человек, ставят перед ним сложные проблемы выбора между добром и реальной выгодой, самосохранением и нравственным поступком, между ни к чему ни обязывающей бездеятельностью и ответственностью за свой поступок. Решая эти проблемы, человек обязательно взвешивает «за» и «против», оценивает должное и сущее, возможное и действительное. Такое нравственное размышление называется моральной рефлексией. Она выходит за пределы моральных привычек, ибо требует для решения нравственных проблем знаний, нравственного опыта, нравственной интуиции, нравственных переживаний.
Однако зачастую не только этим определяется тот или иной нравственный поступок. Поступая морально, чаще всего человек поступает без всякой реальной пользы для себя; иногда даже во вред. Нравственный поступок не требует поощрения и награды. Он нравственен сам по себе. И человек поступает так, а не иначе лишь потому, что считает должным так поступить, потому что по-иному поступить не может, поскольку, если не поступит таким образом, то будет испытывать муки совести. Он поступает нравственным образом лишь потому, что руководствуется не внешними по отношению к нему моральными регулятивами, а собственным внутренним нравственным регулятивом, о котором великий немецкий философ Иммануил Кант писал, как о «нравственном законе внутри нас».