Работа слушателей с клиентами (пациентами) под наблюдением преподавателей (очная супервизия)
3. Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах: обсуждение специальной литературы, разбор случаев, отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений
4. Самостоятельная работа слушателей: написание и защита дипломной работы
Самостоятельная работа с клиентами
Индивидуальная и групповая терапия.
Содержание семинаров:
· Лекционно-практический курс - базовые представления, основные понятия и теоретические положения кризисной психологии;
· Практические методы личностного роста и расширения сознания;
· Техники самоактуализации и интеграции;
· Интенсивные интегративные психотехнологии.
Семинар №1 . МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ С КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.
Три тенденции в развитии языков сознания. Позитивная и негативная дезинтеграции.
Общая методология.Принцип целостности. Генетический принцип. Принцип обусловленности.
Частная методология.Принцип позитивности. Принцип соотнесенности. Принцип потенциальности. Принцип многомерности истины.
Конкретная методология. Исследование кризисных состояний. Психосоциальная работа с кризисными состояниями: требования к психотехническому обеспечению. Психосоциальная работа – особый духовный путь.
Классификация причин возникновения кризисов:
1. Кризисы, связанные со структурой Эго
2. Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основные тенденции личности.
3. Кризисы витальности.
· Основные психоэмоциональные паттерны переживаний кризисных состояний.
Страхи, одиночество, субъективно переживаемые состояния «безумия» и символической смерти.
· Семикомпонентная модель целостностей психической реальности.
Кризисное состояние на различных уровнях существования человека: соматическом, нервно-психическом, психологическом уровне, социально-психологическом.
Осознаваемые и неосознаваемые личностные проблемы.
Психосоматические расстройства: органические психосоматические заболевания, психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы и психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.).
· Практические техники работы с кризисной личностью.
Семинар №2.
Проблемы групповой формы работы с кризисной личностью. Предпосылки эффективности групповой работы. Инструментарий.
Интегративный и трансцендентный подходы к личностному кризису. Понятие интеграции. Особенности интенсивных интегративных психотехнологий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ
Фрейд и ученики. Гуманистическая психология. Теория самоактуализации А.Маслоу. Эверетт Шостром: актуализаторы. Основные контрастные характеристики актуализаторов и манипуляторов. Самоактуализация в гештальт-терапии, в трансперсональной психологии, в интенсивных психотехнологиях.
Основные характеристики кризисных состояний
· Обыденное существование. Зона комфорта.
· Зов. Гурманская зона
· Смерть и возрождение. Шоковая зона.
· Завершение кризиса, урок.
· Практические техники работы с кризисной личностью.
Семинар №3.
Кризисы: вероятностные, закономерные. Выбор стратегии в качестве средства воздействия в кризисных состояниях. Основная задача социального работника. Цели реализованные при "кризисном вмешательстве". Основные принципы психосоциальной работы с кризисными состояниями, применяемые на практике.
Кризисы развития. Возрастные кризисы.
· кризис новорожденности;
· кризис одного года;
· кризис трех лет;
· кризис семи лет;
· пубертатный кризис;
· кризис середины жизни;
· пенсионный кризис;
· кризис смерти.
· Практические техники работы с кризисной личностью.