Самостоятельная работа слушателей.

Т Е М Ы Кол-во часов
  1. Психологический тренинг, его особенности Основные правила и принципы работы групп социально-психологического тренинга. Вопросы: 1. Понятие психологического тренинга. 2. История развития тренинговых форм работы 3. Основные задачи психологического тренинга. 4. Условия и основные принципы работы группы. Литература: 1. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., ЛГУ, 1983. 2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990. 3. Организация и проведение тренинга: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Федотова: ЛГУ, 1991. 4. Макаров Ю.В., Исаев В.В. Тренинг как объект психологического анализа. – СПб., 1996.    
  2. Общие тренинговые методы. Основные этапы развития тренинговой группы Вопросы: 1. Цели групповой работы, механизмы их достижения. 2. Социальная структура группы. Качественный и количественный состав тренинговой группы. 3. Понятие о групповой сплоченности. 4. Групповые нормы. Климат в группе. 5. Внутригрупповая этика. Литература: 1. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996. 2. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2000. 3. Рудестам, К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. 4. Торн, К., Маккей, Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб., 2001. 5. Фопель, К. Технология ведения тренинга. М., 2003. Дополнительное задание: Для подготовки к занятиям слушателям предлагается подготовить и провести на группе любое по выбору тренинговое упражнение или интерактивную игру. Выполнение данного задания предполагает групповое обсуждение теоретических и методологических особенностей ведения тренинговой группы. Примечание: выполнение данного задания является допуском слушателя к сдаче зачета. Преподаватель оказывает необходимую помощь в подготовке подобранных игр и тренинговых упражнений, а также ориентирует в выборе литературы для выполнения предложенного задания.
3. Психология личностного роста. тренинг личностного роста Обсуждаемые вопросы: 1. Основные линии группового развития. 2. Основные стадии (этапы) развития группы. 3. Кризисы «роста» тренинговой группы. Литература: 1. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996. 2. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., МУ, 1985. 3. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., МГУ, 1989. 4. Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. СПб., 2001. 5. Теория и практика активного социального обучения. Грозный, 1985. 6. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб., 2001.   Дополнительное задание: Слушателям предлагается подготовить и провести на группе любое по выбору тренинговое упражнение или интерактивную игру. Обсуждение методологии проведенных игр и тренинговых упражнений. Рефлексия участника, выполнившего предложенное дополнительное задание.

4. Основные правила и принципы работы психологических групп тренинга личностного роста. Обсуждаемые вопросы: 1. Информирование участников о принципах работы группы. 2. Принципы работы группы: а) принцип активности; б) принцип исследовательской (творческой) позиции; в) принцип объективации (осознания) поведения; г) принцип партнерского (субъект - субъектного) общения. 3. Основные правила работы группы. Литература: 1. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. М., 1990. 2. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982 3. Торн, К., Маккей, Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб., 2001. 4. Фопель, К. Технология ведения тренинга. М., 2003.
  5. Общение психолога с группой. Особенности установления контакта. Личность ведущего группы. Обсуждаемые вопросы: 1. Организационная структура тренингового занятия. 2. Подготовка психолога к ведению группы. 3. Построение содержания группового занятия (встречи). 4. Динамика группового развития. 5. Подведение итогов тренингового занятия. Групповая рефлексия. 6. Восстановление психолога после тренинга. Литература: 1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб., Спцентр, 1996. 2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., МГУ, 1990. 3. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., МГУ, 1989. 4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., Прогресс, 1993, 2000. 5. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Дубно, 2000.
  6. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом. Деятельность ведущего, направленная отдельного члена группы. Обсуждаемые вопросы: 1. Подготовительный этап работы с группой. 2. Поощрение групповой сплоченности. 3. Обобщение и интерпретация. 4. Прорабатывание конфликтов. 5. Диагностика социально-психологической ситуации в группе. Литература: 1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994. 2. Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993. 3. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми. СПб., 1992. 4. Теория и практика активного социального обучения. Грозный, 1985. 5. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Мн., 1998. Дополнительное задание: Слушателям предлагается подготовить и провести на группе любое по выбору тренинговое упражнение или интерактивную игру. Обсуждение методологии проведенных игр и тренинговых упражнений. Обратная связь.
7. Интерактивные игры как средство групповой психологической работы. Обсуждаемые вопросы: 1. Слушание каждого участника. 2. Предотвращение ситуаций психологического давления. 3. Поддержка и защита участника. 4. Помощь в осознании происходящего. 5. Перенос группового опыта в реальную жизнь. Литература: 1. Бэндлер Р.. Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Воронеж, 2001. 2. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М., 1999. 3. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М., 1997. 4. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. / Под ред. М. Лапуша. М., 1995. 5.Цапкин В.Н. Личность как группа – группа как личность. // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 4. 6. Фопель, К. Технология ведения тренинга. М., 2003 Дополнительное задание: Слушателям предлагается подготовить и провести на группе любое по выбору тренинговое упражнение или интерактивную игру. Обсуждение методологии проведенных игр и тренинговых упражнений. Рефлексия участника, выполнившего предложенное дополнительное задание. После проведения практических занятий по курсу слушателям предлагается разработать (в индивидуальном или подгрупповом порядке) программу любого вида тренинга. Проводится обсуждение и защита созданной программы.

Наши рекомендации