Билет 33. Последовательность проведения эксперимента

Планирование включает в себя два этапа[2]:

Содержательное планирование эксперимента:

· Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.

· Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.

· Выбор необходимого метода эксперимента.

· Решение вопроса выборки испытуемых:

· Определение состава выборки.

· Определение объёма выборки.

· Определение способа формирования выборки.

Формальное планирование эксперимента:

· Достижение возможности сравнения результатов.

· Достижение возможности обсуждения полученных данных.

· Обеспечение экономичного проведения исследования.

Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.

Билет 34. Внутренняя и внешняя достоверность

Внутренняя достоверностьопределяет, в каких пределах изменение зависимой переменной действительно обусловлено изменением зависимой переменной. Например, если в предыдущем примере не обеспечилось полностью условие эквивалентности контрольной и экспериментальной групп, скажем, магазины этих групп посещают посетители, различные по возрасту и материальному положению. Эти различия тогда будут относиться к неконтролируемым побочным факторам, и данный эксперимент не будет удовлетворять требованиям внутренней достоверности. Результаты таких экспериментов обладают малой ценностью. При проектировании эксперимента экспериментатор должен обратить внимание на следующие факторы, определяющие внутренную достоверность:

— наличие побочных явлений или факторов, влияющих на результаты эксперимента;

— биологические, социальные, психологические изменения исследуемого объекта в процессе эксперимента;

— однородность с точки зрения точности и чувствительности инструментов измерения в течение всего эксперимента; — идентичность характеристик обеих групп.

Внешняя достоверностьхарактеризует пределы, в которых можно использовать выявленные зависимости, полученные в ходе эксперимента.

Например, можно ли распространять на другие типы магазинов выявленную (если она есть) зависимость между объемом продаж и расположением бананов на прилавке магазина?

При определении внешней достоверности необходимо учитывать следующие факторы:

· обладает ли нужным уровнем репрезентативности выборка испытываемых единиц?

· характеризует ли с достаточной полнотой выборка популяцию в целом?

· соответствуют ли условия эксперимента реальным условиям?

Например, при тестировании рекламы оценивается реакция покупателей на разные виды рекламы, причем это тестирование осуществляется в специальной демонстрационной комнате. Однако реальная реакция покупателей на различные методы продвижения товара, в том числе на рекламу, в демонстрационной комнате и реальном торговом зале может различаться.

Билет 35. угрозы достоверного предварительного эксперимента

-результат связи с действием др.факторов(исторические, зрелости, отбор)

-искажение вследствие отбора

-выравнивание контрольного города, городов невозможно

-трудно доказать, что именно экспериментальный фактор вызвал изменение в зависимой переменной.

Билет 36. истинного эксперимента

-эффект обучения

-при отсутствии рандомизации может стать квазиэкспериментом

-сложно добиться идентичности экспериментальной и контр.групп

-дорогостояще

-эффект интервьюера

Билет 37. квазиэксперимента

-нет возможности контроля

-рез-т связан с действ др.факторов

-не понятно возникновение причинно-следственной связи

Наши рекомендации