Билет 33. Последовательность проведения эксперимента
Планирование включает в себя два этапа[2]:
Содержательное планирование эксперимента:
· Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
· Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
· Выбор необходимого метода эксперимента.
· Решение вопроса выборки испытуемых:
· Определение состава выборки.
· Определение объёма выборки.
· Определение способа формирования выборки.
Формальное планирование эксперимента:
· Достижение возможности сравнения результатов.
· Достижение возможности обсуждения полученных данных.
· Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Билет 34. Внутренняя и внешняя достоверность
Внутренняя достоверностьопределяет, в каких пределах изменение зависимой переменной действительно обусловлено изменением зависимой переменной. Например, если в предыдущем примере не обеспечилось полностью условие эквивалентности контрольной и экспериментальной групп, скажем, магазины этих групп посещают посетители, различные по возрасту и материальному положению. Эти различия тогда будут относиться к неконтролируемым побочным факторам, и данный эксперимент не будет удовлетворять требованиям внутренней достоверности. Результаты таких экспериментов обладают малой ценностью. При проектировании эксперимента экспериментатор должен обратить внимание на следующие факторы, определяющие внутренную достоверность:
— наличие побочных явлений или факторов, влияющих на результаты эксперимента;
— биологические, социальные, психологические изменения исследуемого объекта в процессе эксперимента;
— однородность с точки зрения точности и чувствительности инструментов измерения в течение всего эксперимента; — идентичность характеристик обеих групп.
Внешняя достоверностьхарактеризует пределы, в которых можно использовать выявленные зависимости, полученные в ходе эксперимента.
Например, можно ли распространять на другие типы магазинов выявленную (если она есть) зависимость между объемом продаж и расположением бананов на прилавке магазина?
При определении внешней достоверности необходимо учитывать следующие факторы:
· обладает ли нужным уровнем репрезентативности выборка испытываемых единиц?
· характеризует ли с достаточной полнотой выборка популяцию в целом?
· соответствуют ли условия эксперимента реальным условиям?
Например, при тестировании рекламы оценивается реакция покупателей на разные виды рекламы, причем это тестирование осуществляется в специальной демонстрационной комнате. Однако реальная реакция покупателей на различные методы продвижения товара, в том числе на рекламу, в демонстрационной комнате и реальном торговом зале может различаться.
Билет 35. угрозы достоверного предварительного эксперимента
-результат связи с действием др.факторов(исторические, зрелости, отбор)
-искажение вследствие отбора
-выравнивание контрольного города, городов невозможно
-трудно доказать, что именно экспериментальный фактор вызвал изменение в зависимой переменной.
Билет 36. истинного эксперимента
-эффект обучения
-при отсутствии рандомизации может стать квазиэкспериментом
-сложно добиться идентичности экспериментальной и контр.групп
-дорогостояще
-эффект интервьюера
Билет 37. квазиэксперимента
-нет возможности контроля
-рез-т связан с действ др.факторов
-не понятно возникновение причинно-следственной связи