Аспекты перинатальной психологии».
ОГЛАВЛЕНИЕ. Стр.
1.
Введение. 3
2.
Теория Ст. Гоффа о перинатальных матрицах. 5
3.
Мать – это первая вселенная ребенка. 8
4.
Психологическая помощь беременным женщинам. 9
5.
Как они развиваются. 11
6.
Советы родителям. 14
7.
Заключение. 17
8.
Использованная литература. 20
ВВЕДЕНИЕ.
Сложившаяся демографическая ситуация в России заставляет обратить особое внимание на родовспоможение. Обвальное снижение рождаемости, естественная убыль населения на протяжении многих лет вызывает необходимость бороться за жизнь каждого родившегося и еще нерожденного ребенка. При этом помимо физического здоровья немаловажное значение имеет и духовно-нравственное состояние потомства, поскольку формирование будущего поколения россиян происходит в новых общественно-экономических и социальных условиях. Оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Этот этап жизни женщин полностью монополизирован медициной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не является определяющей и поэтому не часто принимается во внимание.
В технологии проведения родов достигнуты заметные успехи, но, к сожалению, на роды стали смотреть как на процесс, требующий обязательного применения последовательных медицинских манипуляций, а роженица рассматривается в этой «системе» не столько как личность и основной участник, сколько как объект для проведения этих манипуляций. Лишь в последние годы акушеры всего мира заметили, что ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. В то же время в обществе наметилось повышение интереса к психологии личности, психологии рождения и смерти, смысле нашего бытия. Исследования, проведенные в данной области знаний, позволили взглянуть на проблему беременности и родов по-новому.
Около 25 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в «Ассоциации перинатального воспитания», возник новый раздел науки о человеке – перинатальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека.
^ ТЕОРИЯ СТ. ГОФФА О ПЕРИНАТАЛЬНЫХ МАТРИЦАХ.
Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Гроффом. По С.Гроффу, перинатальные матрицы – это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Всего этих матриц четыре.
^ Первая матрица длится все 9 месяцев и образно называется «Раем». Если ребенок желанен и мама психологически уравновешена, то ребенок ощущает безопасность, умиротворение, расслабленность, океаническое блаженство. Младенцы, испытывающие в утробе положительные эмоции матери, впоследствии гораздо лучше растут, обладают большей живостью и интеллектом. Такие люди, как правило, открыты, оптимистичны, жизнерадостны.
^ Вторая матрица – от начала схваток до полного раскрытия шейки матки. Каждое сокращение матки ограничивает приток крови, а значит, кислорода, питания и тепла для ребенка. Это переживание невероятных душевных и телесных мучений, связанных с «Отсутствием выхода» (шейка матки еще не открыта и выход недоступен). Если мама психологически не готова к родам или период затянулся по каким-либо причинам, то эта матрица прочно закрепиться в подсознании человека. Тогда в его дальнейшей жизни возможны затяжные депрессии, сопровождающиеся мучительными чувствами одиночества, беспомощности, безнадежности, униженности, отчаяния и вины, отсутствию инициативы, потери интереса ко всему, к неспособности радоваться существованию, к подавленному сексуальному желанию, к малой способности испытывать оргазм, к общей двигательной заторможенности. Типичные соматические проявления депрессии – ощущения сдавленности, зажатости и ограниченности, удушья, напряжения и давления, головные боли, мигрень, запоры, сердечные расстройства, потеря интереса к еде и сексу. Биохимики открыли, что у людей, страдающих подавленной депрессией, высокий по содержанию катехоламинов и стероидных гормонов состав крови, что обуславливает высокий уровень стресса, а это вполне соответствует картине этой матрицы, которая отражает высокострессовую ситуацию без внешних действий и проявлений.
^ Третья матрица– период потуг, когда ребенок начинает продвигаться по родовому каналу. Младенец подвергается механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Однако ситуация уже не так безнадежна: шейка матки уже полностью раскрыта, а значит, «Появился выход». Начинается яростная борьба за выживание, в которой возможны совершенно полярные ощущения: боль и мучительное удовольствие, обжигающий жар и леденящий холод, жесткая агрессия и страстная любовь, агония смерти и экстаз рождения. Позитивный опыт этой матрицы помогает человеку впоследствии преодолеть критические ситуации, в которых требуется максимальное напряжение всех сил, чувствовать уверенность в своей возможности достигнуть цели, каким бы трудным это ни казалось. Тяжелое, длительное или патологическое протекание родов на фазе прохождения ребенка по родовому каналу способно привести к разнообразным психопатологическим отклонениям: мазохизм, садизм, некрофилия, сексуальные отклонения, самоувечье, кровавое самоубийство (броситься под поезд, перерезать вены), изнасилования, агрессивность. Агрессивность крайних степеней связана с трудным процессом рождения как реакция на чрезмерную физическую и эмоциональную боль, удушье и угрозу жизни. У ребенка, зажатого в узком пространстве родового канала, нет способа вывести поток эмоциональных и моторных импульсов, так как он не может двигаться, сопротивляться, выйти из ситуации и даже кричать. Поэтому огромный запас агрессивных импульсов и общего напряжения будет оставаться внутри организма в ожидании высвобождения. Этот громадный резервуар задержанной энергии может позднее послужить основой не только агрессивности и насильственных импульсов, но и различных моторных явлений, которыми обычно сопровождаются многие психиатрические нарушения – общее мышечное напряжение, тремор, судороги, тики и припадки.
^ Четвертая матрица – непосредственно рождение ребенка. Ребенок совершил трудный путь, оказавшись в совершенно новых для него условиях. Чем более дружелюбной будет окружающая атмосфера, тем выше вероятность, что человек в дальнейшем будет воспринимать мир как прекрасное и безопасное место, тем больше доверия будет у него к себе и людям. Самое важное для ребенка после пережитого стресса – вновь почувствовать себя в безопасности. И если он сразу находится в руках мамы, чувствуя ритм биения ее сердца и дыхания, слышит слова любви и радости, тогда он познает «Матрицу свободы». Такие люди чувствуют гармонию и связь с Природой.
Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому, он функционирует как универсальное и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии. В той мере, в какой перинатальной матрице отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях.
Рождение травмирует не только потому, что ребенок от райских безопасных условий в чреве матери переходит к неблагоприятным условиям внешнего мира, но и потому, что само прохождение через родовой канал связано с чрезвычайно высоким эмоциональным и физическим стрессом и неимоверной болью. Понятно, что среди индивидов, чье рождение было схожим, одни могут быть относительно нормальным, тогда как другие будут проявлять психопатологию различного вида и разной степени. Разовьется ли психопатология, какую специфическую форму она примет и насколько будет серьезной – все это решающим образом определиться индивидуальной постнатальной историей. Чуткое обращение с новорожденным, возобновлением симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.
Если ситуация рождения прошла без эксцессов и истощения, а постнатальный уход был правильным и чутким, человек остается с «почти клеточным» ощущением веры в себя в борьбе с препятствиями и в их преодолении. Те же, кто рождался в условиях тяжелой общей анестезии, нередко отмечают, что они способны мобилизовать достаточно энергии на ранних стадиях любого большого начинания, но потом теряют сосредоточенность и чувствуют, что энергия рассеивается и исчезает, в результате им никогда не доводится испытать полную завершенность своего проекта.
Эмоционально важные события последующей жизни влияют на то, в какой мере динамика перинатальных матриц перейдет в проявленную патологию. Хороший материнский уход, удовлетворенность, безопасность и общее преобладание позитивных переживаний в детстве могут создать динамическую буферную зону, предохраняющую индивида от прямого возмущающего воздействия перинатальных эмоций, ощущений и энергии. И наоборот, продолжение травматизации в детстве не только не дает защиты, но еще добавит материала к негативным эмоциям и ощущениям, накопленным на перинатальном уровне.
^ МАТЬ – ЭТО ПЕРВАЯ ВСЕЛЕННАЯ РЕБЕНКА.
Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и психической точек зрения. Мать является посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающееся психики. Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.
Беременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, сексуальной, телесной и других идентичностей. Вместе с тем, это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное психосексуальное взросление самой женщины – будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания, не только биологический, но и социальный процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.
^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ.
Психологи решили опереться на внутренний мир женщины, отыскать в ее биолого-психофизиологических резервах скрытые психологические конструкты, исходящие от ребенка, которого она вынашивает, и способствующие ее самоидентификации. Психологическая работа с беременными женщинами должна строиться на раскрытии эмоциональных, психических, характерологических, установочных черт образного механизма регуляции становления Я-матери, соотнесенного с образом чувственного переживания своего “Супер-Я”, созревающего в чреве.
Психологическая помощь беременным женщинам может быть направлена на актуализацию и осознание ими радости материнства, собственной женственности, которые согласуются с более широкими представлениями о своей личности, нахождением способов ее проявления в контактах с внешней средой, а также свободным выбором и принятием ответственности за их реализацию. С психологической точки зрения работа в период беременности должна быть сфокусирована на следующих моментах:
·
ознакомление с физиологическими аспектами протекания беременности и связанными с ними изменениями в данный период;
·
предоставление будущей матери информации о возможных эмоциональных и поведенческих особенностях, характерных для женщин, в период вынашивания ребенка.
Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.
^ КАК ОНИ РАЗВИВАЮТСЯ.
Поэтому целесообразно начать разговор о внутриутробном развитии ребенкаи его особенностей, о психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.
Периоды эмбрионального развития ребенка:
1.
начальный (первые 7 дней развития);
2.
зародышевый (со 2-й до 8-й недели беременности);
3.
плодный (с 9-й недели и до родов).
На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.
К 8-й неделе зародыш начинает приобретать черты, свойственные человеку. В процессе эмбрионального развития человек проходит несколько кризисных периодов, связанных с формированием его отдельных систем. В стабильный период проходят стадии принятия (с 8-й по 16-ю неделю беременности) и стадия внутриутробного младенца (с 20-й по 28-ю неделю беременности).
Кризисными являются:
· стадия инобытия – это момент зачатия ребенка и его принятия организмом матери, т.е. начальный этап формирования плода;
· стадия принятия – на этой стадии происходит принятие плода организмом матери, ее осознание собственной беременности;
· стадия фетальности (с 15-й по 22-ю неделю беременности).
У 23-дневного эмбриона сердце уже имеет форму трубки, но уже сокращается!
На 2-м месяце беременности начинает формироваться скелет. На 5-6 неделе у ребенка вырисовываются черты лица и формируются слуховые анализаторы, ребенок начинает слышать.
С 16 недель появляются спонтанные движения глаз, головы, рук и ног. На этом сроке формируются вкусовые рецепторы, и младенец «на зубок» узнает свою маму, ощущает вкус околоплодных вод. Если мама наелась яблок, малыш будет морщиться, а от сладкого – улыбаться. Ребенок проявляет интерес к запахам ванили, клубники, банана.
На 3-м месяце беременности в животе мамы находиться не эмбрион, а плод, у которого с помощью ультразвука можно прослушать сердцебиение. Формируются внутренние органы.
К 12-14 неделям ребенок – уже человек с пальчиками, ручками и ножками. Он может сосать палец, играть с пуповиной, кувыркаться.
В 26 недель ребенок реагирует на вспышку света.
Младенец в животе матери может видеть сны. За полтора месяца до рождения ребенок начинает различать мужской и женский голоса, запоминает стихи и колыбельную.
В шесть месяцев он открывает глаза…
С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.
К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.
До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы «запускают» процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека.
Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.
^ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
В момент зачатия мать и отец – равноправные партнеры. Однако на протяжении последующих девяти месяцев главным действующим лицом становится женщина, но и отец играет важную роль в формировании психологического здоровья будущего ребенка. Поэтому психологическая помощь необходима обоим родителям.
Отцы должны понимать важность его роли в развитии физически и психически здорового ребенка. Необходимо напомнить ему следующее:
· не дожидайтесь часа физического появления ребенка на свет, он уже есть, он ваш, любите его и будьте его покровителем;
·
не жалейте времени на общение с плодом, разговаривайте с ним, и, родившись, он начнет почти сразу же узнавать вас;
·
относитесь с нежностью и вниманием к своей жене, готовящейся стать матерью, потому что ее тревоги, переживания и обиды обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье вашего ребенка.
Каждая будущая мать должна следовать некоторым советам, которые кратко можно сформулировать так:
·
откажитесь от всех вредных привычек, ибо образ жизни и питания беременной женщины закладывают основу здоровья плода;
·
старайтесь избежать стрессов и не давайте воли отрицательным эмоциям, потому что страх, ревность, злоба, душевная боль наносит непоправимый вред плоду и его формирующееся психике;
·
любите свое будущее дитя, ибо любовь матери – мощный фактор защиты, способный прикрыть плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых ситуациях;
·
не забывайте о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природой успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые благоприятно сказываются на ребенке, приносят ему ощущения счастья и покоя;
·
пытайтесь думать о тех качествах, которые хотели бы видеть в ребенке, направляйте мысли на такие категории, как доброта, мудрость, интеллигентность, честность, духовная красота. Будущая мать с помощью воображения может нарисовать себе картины проявления этих качеств и в детском возрасте и в подростковом, и в более зрелом. При этом не следует особо сосредоточиваться на половой принадлежности. Подобная визуализация – осознанное влияние на силы подсознания с целью их активизации и воплощения задуманного в жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.
·
помните о том, что плод способен улавливать информацию своими клетками, а также записывать ее;
·
беседуйте со своим будущим ребенком, объясняйте ему происходящее, успокаивайте и подбадривайте его, так как это приводит к полному единению с ним.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод отлично воспринимает музыку, которую слушает мать во время беременности. Он избирательно реагирует на прослушиваемую музыку. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его, а против рока он восстает и начинает активно колотить ножками в живот. Итак, следует запомнить, что во время беременности слушать полезно – спокойную классику, напевный джаз, веселые современные мелодии, русские народные песни; не очень полезно – рок, тревожную, трагическую классическую классику; вредно – рок, хард-рок, хеви-металл.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания.
Для успешного ведения беременности требуется не только медицинское обследование, но в равной мере – психологическое. Характерологический портрет полноценно функционирующей женщины, зрелой матери, включает следующие необходимые и достаточные черты:
· открытость опыту (включающую в себя телесную, эмоциональную и интуитивную рефлексию, внутренний опыт переживаний),
·
бытие «здесь и теперь» (умение оценить настоящий момент),
·
ответственную свободу (чувство свободной воли и контроля над жизнью),
·
творческую адаптивность, осознание собственной индивидуальности (уникальности существования, умение быть самой собой),
духовность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня человечество все отчетливее понимает, что отсчет жизни начинается не в момент появления ребенка на свет, а гораздо раньше. Именно осознание этого факта объясняется развертывание во многих странах мира движения, сторонники которого являются ярыми противниками абортов, считая их средством массового убийства беззащитных, слабых, но уже чувствующих и сжимающихся в крошечный комочек от страха за свою жизнь существ.
Я считаю, что проблему абортов не решить только психологам. Это проблема наиболее глобальная. Должно измениться отношение к семье, рождению ребенка. Я думаю еще в школе (12-13 лет) надо ввести занятия по этике, физиологии и психологии семейной жизни, которые будут вести высококвалифицированные психологи и врачи. На таких занятиях они могли бы познакомиться с физиологией сексуальной жизни, научиться пользоваться современными средствами контрацепции, узнать о последствиях абортов, научится искусству общения между противоположными полами. В женских консультациях обязательно должны работать психологи, которые могут помочь женщинам и семейным парам разобраться в возникших проблемах и помочь им их решить наиболее рациональным путем. В решении проблемы роста абортов должно быть заинтересовано и государство, которое бы создало все условия жизни, чтобы женщины рожали: улучшение жилищных условий при рождении трех и больше детей, достаточное количество дошкольных учреждений, достойное детское пособие, оказание квалифицированной бесплатной медицинской и психологической помощи, санаторно-курортное лечение и т.п.
Знакомясь с литературой, мне попался на глаза буклет, выпущенный православным медико-просветительским центром «ЖИЗНЬ», о проблемах абортов «Что такое мини-аборт?». Мне очень запал в душу приведенный в этом буклете дневник нерожденного ребенка и именно им я хочу закончить свою работу, но не поставить точку в проблеме абортов. Перинатальная психология сравнительно молодая отрасль психологии и необходимо ее активное развитие и внедрение в повседневную жизнь.
^ ДНЕВНИК НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА.
5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут русые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы.
19 октября. Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.
23 октября. Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет «мама».
25 октября. Сегодня начало биться мое сердце.
2 ноября. Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.
12 ноября. У меня формируются пальчики – смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.
20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!
23 ноября. Мои мама и папа, должно быть, думают, как меня назвать.
10 декабря. У меня растут волосы, они гладкие, русые и блестящие.
13 декабря. Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.
24 декабря. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!
28 декабря. Сегодня моя мама меня убила…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Н.П.Коваленко «Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов» – Автореф. Дисс. канд. мед. наук. С.-Петербург, 1998.
2. Л.Д.Столяренко«Основы психологии» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
3. Андрэ Бертин«Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях» - МНПО «Жизнь», 1992.
4. А. Плешакова«Младенцы помнят даже день зачатия!» - «Комсомольская правда» от 26.11.1999.