Музыка, включаемая по ходу сценического действия.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.
По способу использования музыки в драматическом спектакле ее можно подразделить на несколько типовых видов:
а) увертюра;
б) музыкальные антракты (вступление к действию или картине);
в) музыкальный финал акта или спектакля;
г) музыкальные номера по ходу сценического действия.
Рассмотрим последовательно основные задачи каждого из указанных видов музыки.
Увертюра — в переводе с французского «открытие». Так обозначаются музыкальные вступления к оперным и драматическим спектаклям. Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и является первым звеном в контакте зрителя со сценой. Увертюра обычно вводит зрителя в атмосферу спектакля, однозначно определяет его жанр, подготавливает его эмоционально к восприятию, комедии, ориентирует зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и т. д.
Когда-то в давние времена о начале спектакля возвещали призывные фанфары труб. В дальнейшем в качестве увертюры к драматическим произведениям стали использовать оркестровые произведения. В современной постановке нередко в качестве увертюры звучат народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы.
Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия спектакля.
В увертюре вложена обобщающая идея драматургического произведения в целом. В некоторых случаях увертюра рассказывает слушателю содержание предстоящего действия или вводит его в общую атмосферу спектакля. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие в дальнейшей музыке спектакля.
К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или смены картин. Музыка в этом случае большей частью излагает события, которые совершаются между картинами. Эти события зритель не видит, он их должен вообразить сам. Воспринимая «действие» на слух и не видя внешних его признаков, зритель становится как бы соучастником этого действия, развивающегося в музыкальных образах.
ПРИМЕРЫ: Сеча при Керженце Р.-Корсакова, Антракты из оперы Кармен Ж.Бизе,
Музыка антракта является связующим звеном между двумя действиями.
Концовки, или музыкальные финалы, обобщают высказанные в спектакле идеи, в конце спектакля ставит точку. Они как бы подводят итог мыслям и чувствам, которые зритель уносит из театра. При наличии увертюры создает симметричное обрамление всего спектакля.
Музыка, включаемая по ходу сценического действия.
Музыку, включаемую по ходу сценического действия разделяют на две основные категории.
1. Музыка из внешней, то есть видимой стороны действия.Эту музыку называют сценической, а также реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по ходу действия», «от автора» и т. д. Поскольку такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств, то условно договорились такую музыку называть «сюжетной». Эту музыку называют сценической, а также реальной, оправданной, мотивированной, «от автора». Такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств.
В качестве сюжетной музыки обычно используют бытовые музыкальные формы — песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и т. д. Но могут быть использованы и классические произведения сложных академических музыкальных форм, таких, как симфонии, оратории, арии из опер и т. д.
Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении героев пьесы или по радио, с магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости концертной площадки, из ресторана и т. д. Примеры подобного включения музыки в действие можно найти почти в любом спектакле.
Обычно сюжетную музыку в пьесе вводит сам драматург, указывая в ремарках на те места пьесы, где она должна звучать. В этом случае от режиссера зависит только точная распланировка в спектакле всех музыкальных моментов и определение способа воспроизведения - то ли с фонограммы, то ли в «живом» исполнении.
Однако есть много пьес, в которых автор не дает никаких указаний относительно музыки. Тем не менее идеей пьесы, развитием ее действия, образами действующих лиц, часто считает нужным вводить музыку в действие, предварять ею спектакль, включать музыкальные «антракты» между актами и картинами, в финале.
Вставные номера. Их драматургический смысл - заполнение паузы, предусмотренной режиссером в развертывании действия на сцене. Почти все песни, танцы и другие жанрово-определенные музыкальные фрагменты вызывают задержку или замедление действия.
Только что зритель волновался за жизнь героя, интрига развертывалась с невиданной быстротой. Но все обошлось благополучно, и герой, радуясь победе, запел песню. Действие, по сути дела, остановилось, но это не значит, что оно прервалось. Зритель не только успокаивается и отдыхает перед новым драматическим взлетом, но еще глубже проникается определенными чувствами, переживая с героем радость его победы.
Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении действующих лиц, либо по радио, с грампластинки, магнитофона, доноситься с предполагаемых поблизости концертной площадки, ресторана и т. д. Примеры использования сюжетной музыки можно найти почти в любом спектакле.
В качестве сюжетной музыки обычно используют бытовые музыкальные жанры — песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши. Но могут использоваться и оригинальные или классические произведения сложных «академических» музыкальных форм, такие, как симфонии, оратории, арии и т. д.
Обычно сюжетную музыку в пьесу вводит сам автор, указывая в своих ремарках те места, где она должна звучать. В этом случае от режиссера зависит только точная распланировка в спектакле всех музыкальных моментов и определение способа воспроизведения — то ли с фонограммы, то ли в «живом» исполнении.
Однако имеется достаточно много пьес, в которых автор не дает указание на введение музыки. Тем не менее режиссер, руководствуясь идеей пьесы, развитием ее действия, образами действующих лиц, имеет право вводить музыку самостоятельно внутри действия, а также в качестве вступления к спектаклю, антрактов между актами и картинами, в финале.
Сюжетная музыка выполняет еще и дополнительную функцию - косвенной характеристики действующих лиц. Это происходит в том случае, если ее исполняют действующие лица, либо они слушают и как-то реагируют на нее.
РЕЖИССЕРСКАЯ МУЗЫКА