Особенности сценического действия

Уже современники Чехова отмечали некоторые необычные черты его пьес. Это отсутствие динамичности в сценическом действии, беспорядочность диалога; кроме того, это присутствие в пьесе так называемого «подводного течения», то есть лирического подтекста, скрывающегося за внешними деталями.

В самом деле, сценическое действие у Чехова буквально «растворяется» в бытовых подробностях. Надо сказать, что бытовые подробности играли важную роль и в дочеховской драматургии (например, у Островского). Однако у того же Островского быт играет роль фона, на котором разворачиваются драматические события, столкновения героев. У Чехова подобные события не так существенны.

В «Вишневом саде» события, связанные с продажей сада, лишь внешне организуют сценическое действие. Дело в том, что драму Чехов увиделне в каком-то переломном событии, а в повседневном течении жизни.Поэтому события у Чехова – кратковременная частность. Драма же совершается на каждом шагу, в душе каждого героя. У Чехова нет главных и второстепенных персонажей. Каждый герой (за немногими исключениями) переживает внутреннюю драму.

Любовные истории в пьесе Чехова не образуют интриги. Каждая из них важна сама по себе. Она характеризует данного конкретного персонажа, важна для понимания его душевного состояния, его мировосприятия.

Так, через всю пьесу проходит тема взаимоотношений Раневской с ее парижским любовником. У зрителя складывается твёрдое убеждение, что избранник Раневской – человек ничтожный, недостойный. Видимо, понимает это и сама героиня. Не случайно на протяжении всего действия она рвет полученные из Парижа телеграммы. И всё же в конце концов Раневская возвращается в Париж. Эта история подчеркивает душевную слабость героини, ее зависимость от сложившихся жизненных обстоятельств.

Епиходов испытывает «роковую страсть» к Дуняше, очень страдает из-за своей любви; Дуняша же равнодушна к Епиходову; она оказывается жертвой бессердечного и подлого Яши.

На протяжении всего действия зритель ощущает трогательную любовь Лопахина к Раневской. Герой влюблён в нее с детства; он готов помочь ей, поддержать ее; ясно, что чувство к Раневской выявляет светлые, благородные стороны души героя. Но Лопахин ничего не может поделать со своей натурой приобретателя: при всей любви к Раневской ему не хватает деликатности, чтобы скрыть радость в связи с покупкой имения; он не может удержаться и подождать с вырубкой сада до отъезда его прежних хозяев.

Трудно сказать, любит ли Варя по-настоящему Лопахина; во всяком случае, она чувствует симпатию к нему; она хотела бы выйти за него замуж; все постоянно говорят об их предполагаемой помолвке. Лопахин тоже, казалось бы, не прочь жениться на Варе. Однако перспектива их женитьбы оказывается иллюзорной. Лопахин так и не решается сделать Варе предложение.

Аня, по-видимому, увлечена Петей. Но всем ясно, что он несерьезный жених. И их будущее счастье, «ожидание счастья», о котором они так много говорят, кажется эфемерным.

Любовьв пьесе не показана как глубокое чувство, олицетворяющее прочные духовные связи между людьми. Это чувство нередко возвышенное, одухотворенное, светлое,иногда грустное,но почти всегданепрочное, непостоянное, оторванное от реальной жизни.

Любовные истории в пьесе Чехова усиливают впечатление нескладности, неустроенности жизни героев.

Рассмотрим основные моменты сценического действия.

В первом действии содержится экспозиция. Раневская и ее дочь Аня приезжают в свое имение; их встречают другие персонажи пьесы, читатель знакомится с их характерами.

Возникает тема неизбежной продажи вишневого сада. Эту тему открывает Варя в разговоре с Аней, затем ее настойчиво проводит Лопахин, сообщая старым хозяевам собственный проект в отношении их имения.

Здесь же, в первом действии, намечается тема предполагаемого сватовства Лопахина к Варе – сватовства, которому так и не суждено было осуществиться в реальности.

В первом же действии намечена тема безответной любви Лопахина к Раневской.

Существенно, что ни одна из этих тем не получит развития в реальной жизни. Ни женитьба Лопахина на Варе, ни сохранение имения в руках прежних хозяев не осуществится. Всё останется на уровне разговоров.

Возвращение Раневской к парижскому любовнику, о котором героиня с негодованием вспоминает в первом действии, окажетсявполнереальным в конце пьесы.

Во втором действии темы, намеченные в начале пьесы, продолжают развиваться. Лопахин безуспешно пытается убедить Гаева и Раневскую отдать вишневый сад под дачи. Варю так же безуспешно пытаются выдать замуж за Лопахина. Епиходов всё так же влюблён в Дуняшу и не находит в ней взаимного чувства. За внешними событиями все более выявляется душевная разобщенность персонажей, тоска, неприкаянность. Зрителю ясно, что и Раневская, и Гаев, и Епиходов, и Шарлотта глубоко несчастны. Их существование бессмысленно. Даже преуспевающий Лопахин называет свою жизнь дурацкой. Одновременно нарастает тема новой жизни; ее проповедует в своих восторженных монологах Петя Трофимов.

Кульминация приходится на третье действие. Разорившаяся Раневская устраивает вечер – своего рода «пир во время чумы». Лопахин объявляет о покупке им вишневого сада. Эта новость поражает Раневскую. Однако эмоциональное напряжение персонажей связано не с самим фактом продажи имения, а с ощущением общей неустроенности, «нескладности» их жизни. Звуки еврейского оркестра усиливают ощущение надрыва в душах героев.

В четвертом действии происходит развязка. Вишневый сад начинают вырубать, старые хозяева имения готовы его покинуть. Эмоциональное напряжение в душах героев уменьшается; они успокаиваются, смиряются со своей участью. Никто из персонажей не собирается кардинально менять свою жизнь.Раневская вновь уезжает за границу. Гаев устраивается в банк. Варя, которой Лопахин так и не сделал предложения, поступает в экономки к помещикам Рагулиным. Одна только Аня готова начать жить по-новому.

Таким образом, сценическое действие в пьесе Чехова определяют не столько события, сколько эмоциональные переживания героев, отражающие внутреннюю драму – в их сердцах.

Внутренний конфликт, конфликт в душах героев, выражается в том лирическом подтексте, который Немирович-Данченко определил как «подводное течение». Часто в репликах героев существенно не то, что они говорят, а то, что скрывается за их словами. Слова героев создают определенное настроение в пьесе.

Роль детали

Особую роль в пьесе Чехова играют деталипейзажные, звуковые;детали, описывающие внешность героев, детали речевых характеристикперсонажей.

Развёрнутые ремарки, предваряющие каждое действие в пьесе, включают детали, помогающие понять общий смысл произведения, настроение героев, их мироощущение. Особенно важными представляются пейзажные детали.

Рассмотрим ремарку, описывающую декорации первого действия. Из окна детской видны цветущие вишневые деревья. С помощью этой детали автор вводит в пьесу тему вишневого сада, а вместе с ней и тему весны, весеннего пробуждения природы, новых надежд и иллюзий героев пьесы.

Декорация ко второму действию воссоздает южнорусский степной пейзаж: перед глазами зрителя открывается картина полей, заброшенной часовни, тополей, большого города на горизонте. Пейзаж усиливает лирический подтекст сценического действия; возникает образ уходящей в бескрайние просторы России.

Отметим также звуковые детали в пьесе Чехова. Звуки пастушьей свирели(конец первого действия) воссоздают атмосферу утра, а также вводят в пьесу тему народной жизни, неотделимой от жизни природы. Игра Епиходова на гитаре, исполнение им романса «Что мне до шумного света…» передают поэтичность и одновременно комизм натуры персонажа. Звук лопнувшей струны – символ душевной тоски, переживаемой героями чеховской пьесы. Звуки еврейского оркестра в третьем действии усиливают ощущение надрыва в сердцах героев. Стук топора – символ гибели прежней дворянской жизни.

Отметим некоторые речевые детали. Так, слово «недотепа», часто произносимое Фирсом, подчеркивает неприкаянность чеховских героев, нескладность их жизни.

Выражение «пропадай моя телега, все четыре колеса» в речи Пищика выявляет добродушный комизм в характере персонажа.

Детали, содержащиеся в ремарках, передают особенности характеров персонажей, а также способствуют созданию общей атмосферы неустроенности жизни чеховских героев.

Раневская постоянно плачет, все время в слезах, смеется сквозь слезы; это примета эмоциональной натуры героини. Телеграммы из Парижаповторяющаяся деталь, проходящая «пунктиром» через всё произведение и описывающая нарастающую страсть Раневской к ничтожному, по выражению Пети Трофимова, человеку.

Неуклюжесть Епиходова, нескладность его характера подчеркивается тем, что он роняет букет цветов, предназначенных Раневской, натыкается на стул, ставит чемодан на коробку со шляпами; герой оказывается и в других комических ситуациях.

Падение Пети с лестницы – комическая деталь, выявляющая чудачество героя, его неприспособленность к жизни. То же можно сказать и о потерянных Петей калошах.

Гаев постоянно сосет леденцы; эта деталь напоминает зрителю об инфантильности, детской наивности, несерьезности персонажа, о его неумении реально смотреть на жизнь.

Шарлотта достает из кармана и ест огурец – комическая деталь, передающая своеобразие характера и манер героини. Она же «надевает ружье» – еще одна деталь, подчеркивающая экстравагантность манер Шарлотты. Карточные фокусы и чудеса чревовещания героини усиливают впечатление «театральности» происходящего.

Некоторые детали в произведении Чехова приобретают символический смысл. Так, образ воздушного шара – символ окрыленности души Ани, ее устремленности в будущее.

Вопросы и задания

1. В каком году Чехов написал «Вишневый сад»? Когда пьеса была опубликована и поставлена на сцене? Кратко охарактеризуйте эпоху рубежа XIX – XX веков. Какие тенденции этой эпохи отражены в «Вишневом саде»? Сформулируйте основную проблему пьесы.

2. Как система персонажей в «Вишневом саде» соотносится с темой прошлого, настоящего и будущего России? Кто из персонажей какую эпоху представляет?

3. Охарактеризуйте прежних хозяев вишневого сада. Почему Раневская, Гаев, а также их сосед Симеонов-Пищик олицетворяют прошлое? Кого из действующих лиц можно назвать «осколком» крепостнической России и почему?

4. Кто из героев ярче всех олицетворяет настоящее? Подробно охарактеризуйте этого персонажа и его взгляд в отношении того, по какому пути должна пойти Россия. Какое противоречие в мировоззрении и деятельности этого героя обнажает автор? Почему представления этого персонажа о будущем кажутся Чехову неубедительными?

5. Какой тип русской жизни того времени представляет Петя Трофимов? Можно ли назвать этого героя идеальным? Как через образ Пети выражается авторская позиция? В чем здесь парадокс?

6. Что во взглядах Ани отличает её от других представителей дворянского сословия? Можно ли назвать позицию Ани убедительной?

7. Кратко охарактеризуйте других действующих лиц пьесы, выявите роль каждого из них в идейном содержании и художественной структуре чеховского произведения. Назовите наиболее ярких внесценических персонажей, выявите их роль в пьесе.

10. В чем состоит жанровая специфика «Вишневого сада»? На каком жанровом определении этого произведения настаивал сам Чехов? Есть ли в пьесе черты драмы?

11. Какое событие лежит в основе сюжета пьесы? Является ли это событие главным фактором, определяющим конфликт в «Вишневом саде»? Происходит ли в пьесе конфликт между героями? Почему А.П.Скафтымов определил основную коллизию «Вишневого сада» как конфликт между «данным» и «желанным»? Что он под этим понимал?

12. Расскажите об особенностях сценического действия в «Вишневом саде». Какие черты сценического действия в пьесах Чехова показались необычными современникам драматурга? Каково в пьесе соотношение между событиями и переживаниями героев? В чем Чехов увидел драму жизни?

13. Что вы можете сказать об особенностях любовных историй в «Вишневом саде»? Какую роль они здесь играют? Прокомментируйте важнейшие из них.

14. Рассмотрите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку чеховской пьесы. В чем заключается их специфика в «Вишневом саде»? Кто из героев Чехова возвращается в итоге к прежней жизни, а кто стремится начать новую жизнь? Какова функция «подводного течения» в сценическом действии «Вишневого сада»?

15. Назовите основные типы деталей в «Вишневом саде» Приведите примеры каждой из их разновидностей и прокомментируйте их.

16. Составьте развернутый план-конспект по теме: «Роль деталей в прозе и в драматургии А.П.Чехова».

17. Напишите сочинение на тему: «Сатира и юмор в творчестве А.П.Чехова».

Список литературы

Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» (проблемы его изучения). — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967.

Алексеев М.П. Избранные труды: Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. — С. 421-443.

Андреев И.М. Очерки по истории русской литературы XIX века. Сб. I. Джорданвилль, 1968.

Анненков – добавить

Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. — Т. 1. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — С. 7-39. <впервые опубл. в 1941г. >[37]

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 2-е, переработ. и доп. — М.: Сов. писатель, 1963. <1-е изд. — «Проблемы творчества Достоевского. — Л.: Прибой, 1929.>

Белинский В.Г.Полн. собр. соч.: в 13 т. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953-1959.

Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923.

Березнева А.Н., Гальцева Р.А., Кедров К.А., Коровин В.И., Муравьев Д.П., Осьмакова Н.И., Песков А.М., Пульхритудова Е.М., Роднянская И.Б., Старостин Б.А., Турбин В.Н. Щемелева Л.М., Мотивы. // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энц., 1981. — С. 290-312.

Бонди С.М. О Пушкине. — М.: Худож. лит., 1978.

Бонди С.М. Черновики Пушкина. Статьи 1930-1970-х гг. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1978.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. — М.: Наука, 1974.

Бушмин А.С. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина // Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988. — С. 204-222.

А.Н.Веселовский - добавить

Виноградов В.В. Язык Пушкина: Пушкин и история русского литературного языка. — М.-Л.: Academia, 1935.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. — М.: Гослитиздат, 1941.

Виноградов В.В. Из истории стилей русского исторического романа (Пушкин и Гоголь) // Вопросы литературы. — 1958.— №12. — С. 120-149.

Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя: Избр. труды. — М.: Наука, 1990. — С. 182-270. <впервые опубл. в 1941 г. >

Виноградов И.И. Философский роман Лермонтова // Новый мир.— 1964. — № 10. — С. 210-230.

Винокур Г.О. Слово и стих в «Евгении Онегине» // Пушкин: Сборник статей / Под ред. Еголина А.М. — М.: Гос. изд-во худ. лит., 1941. — С. 155-213.

Винокур Г.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи // Уч. зап. МГУ им. М.В. Ломоносова. — Вып. 128: Тр. каф. рус. яз. Кн. первая / Под ред. акад. В.В.Виногра­дова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1948. — С. 35-69.

Воропаев В.А., Виноградов И.А. Составление, вступ. статья и комментарии к изданию: Н.В.Гоголь. Собрание сочинений в девяти томах. – М.: Русская книга, 1994.

Воропаев В.А., Виноградов И.А. Составление, вступ. статья и комментарии к изданию: Н.В.Гоголь. Ревизор. Комедия в пяти действиях. – М.: МИД Синергия, 1995.

Воропаев В.А., Виноградов И.А. Составление, вступ. статья и комментарии к изданию: Н.В.Гоголь. Мертвые души. Поэма. – М.: МИД Синергия, 1995.

Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. – М., 1914.

Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. — М.: Academia, 1926.

Гиршман М.М., Маранцман Т.Г. // «Парус» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. — С. 366-367.

Голованова Т.П. «Ангел» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. — С. 29-30.

Ап. Григорьев - добавить

Динесман Т.Г. «Молитва» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энц., 1981. — С. 284.

Динесман Т.Г. «Сон» // Лермонтовская энциклопедия. -М.: Сов. энц., 1981. — С. 521-522.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы: Избранные труды. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. <впервые опубл. в 1924 г. >

Журавлева А.И. Александр Николаевич Островский (1823-1886) // История русской литературы XIX века: Вторая половина: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Скатова Н.Н.— М.: Просвещение, 1987. — С.230-284.

Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М., 1997.

Зубарева Е.Ю. М.Е.Салтыков-Щедрин. // Русская литература XIX-XX веков: В 2 т. Т. 1: Русская литература XIX века. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова / Сост. и научн. ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1976.

Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблема интерпретации. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998.

Коровин В.И. «Дума» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. — С. 147-149.

Лебедев Ю.В. «Вишневый сад» А.П.Чехова // Литература в школе. — 1990. — № 1. — С. 29-39.

Ломинадзе С.В. Печаль и радость // Вопросы литературы. – 1985. – №8. – С. 130-151.

Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953.

Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Пушкинский сборник. — Псков: Псковский гос. пед. институт им. С.М.Кирова, 1962. — С. 3-20.

Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. — Изд. 2-е. — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1983.

Макогоненко Г.П. Исторический роман о народной войне // Пушкин А.С. Капитанская дочка. — Изд. 2-е, доп. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. — С. 200-232. (Сер. «Лит. памятники»).

Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л., 1974.

Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982.

Максимов Д.Е. «Выхожу один я на дорогу…»: Стихотворение М.Ю.Лермонтова // Литература в школе. — 1965. — № 6. — С. 13-21.

Максимов Д.Е. «Завещание» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. — С. 173.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — 2-е изд., доп. М.: Художественная литература, 1988.

Мануйлов В.А. «Бородино» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. — С.67-68.

Мануйлов В.А. «Родина» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. — С. 469-470.

Масловский В.И. «И скучно и грустно» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. — С. 179-180.

Матюшенко Л.И. О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С.Тургенева // Проблемы теории и истории литературы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – С.315-326.

Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974.

Мейер Г.А. Свет в ночи (о «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения. Frankfurt / Main, Посев, 1967.

Миллер О.В. «Поэт» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. - С. 441.

Миллер О.В. «Пророк» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. - С. 449-450.

Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.

Назарова Л.Н., Найдич Э.Э. «Как часто, пестрою толпою окружен...» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. - С. 215-216.

Назиров Р.Г.Творческие принципы Достоевского. – Саратов, 1982.

Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»: Книга для учителя. М., 1987.

Орлов А.С. Народные песни в «Капитанской дочке» Пушкина // Художественный фольклор. Вып.II-III.М, 1927. – С. 80-95.

Орлов П.А. К вопросу об идейном смысле романа Пушкина «Евгений Онегин» // Литература в школе. — 1960. — №6. — С.9-15.

Орлов П.А. Основной конфликт поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» / / Филологические науки.— 1961. № 4. — С.31-41.

Пиксанов Н. К. Грибоедов. Исследования и характеристики, М., 1960.

Пумпянский Л.В. Тургенев и Запад // И.С.Тургенев. Материалы и исследования / Под ред. Н.Л.Бродского. — Орел: Орловский обл. совет деп. трудящихся, 1940. — С. 90-107.

Роднянская И.Б. «Выхожу один я на дорогу...» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц. 1981. — С.95-96.

Роднянская И.Б. «Нет, не тебя так пылко я люблю...» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энц., 1981. С. 340-341.

Русская литература XIX-XX веков. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова. В 2х тт. Том I. Издание второе, доп. и переработ., М.,: Аспект Пресс, 2000.

Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1959.

Скатов Н.Н. «Пушкинское» стихотворение Некрасова («Элегия») // Литература в школе. — М., 1981. — № 5. — С.13-16.

Скатов Н.Н. Литературные очерки. — М.: Современник, 1985.

Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1985.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских писателях. — М.: Худож. лит., 1972.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. Первая половина: Учеб. для филол. спец. вузов. — 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1985.

Степанов Н.Л. «Вновь я посетил...» А.С.Пушкина // Литература в школе. — 1958. — № 6. — С. 11-18.

Степанов Н.Л. «Парус» М.Ю. Лермонтова // Литература в школе. — 1964. — № 1. - С. 22-26.

Степанов Н.Л. «К Чаадаеву». Анализ стихотворения // Литература в школе. — 1966. — № 5. — С. 3-7.

Тимофеев Л.И. «Анчар» // Русская классическая литература. Разборы и анализы: Сб. статей / Сост. Д. Устюжанин. — М.: Просвещение, 1969. — С. 39-47.

Томашевский Б.В. Стихотворная система «Горя от ума» // А.С.Грибоедов: Сб. статей / Под ред. И.Клабуновского и А.Слонимского. — М.: Гос. лит. музей, 1946. — С. 74-109.

Томашевский Б.В. Пушкин. Книга первая (1813-1824). — М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956.

Томашевский Б.В. Пушкин. Книга вторая (1824-1837). Материалы к монографии. — М-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.

Турбин В.Н. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. М., 1978.

Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тыня­нов Ю.Н. Теория литературы. Поэтика. Кино. — М.: Наука, 1977. — С. 52-77. <1921-1922>

Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. — М.: Наука, 1969. — С. 347-379.

Удодов Б.Т. «Когда волнуется желтеющая нива…» // Лермонтовская энциклопедия. – М.: Сов. энц., 1981. — С. 227.

Чистова И.С. «Смерть поэта» // Лермонтовская энциклопедия. – М.: Сов. энц., 1981. — С. 511-513.

Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М.Достоев­ского. – Свердловск, 1978.

Щемелева Л.М. «Утес» // Лермонтовская энциклопедия. -М.: Сов. энц., 1981. — С. 591-592.

Эйхенбаум Б.М. Герой нашего времени // Эйхенбаум Б.М. О прозе. — Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1969. — С.231-305 <рукопись 1958 г. >

Якубович М.П. Об эпиграфах к «Капитанской дочке» // Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А.И.Герцена. – Л.,1949. Т.76. С.111-135.

Оглавление

Предисловие

Тема 1.А.С.Грибоедов. Краткие биографические

сведения. «Горе от ума»

Тема 2. А.С.Пушкин. Краткие биографические

сведения. Лирика

Тема 3. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

Тема 4. А.С.Пушкин. «Медный Всадник»

Тема 5. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

Тема 6. М.Ю.Лермонтов. Краткие биографические

Сведения. Лирика

Тема 7. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана

Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Калашникова»

Тема 8. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»

Тема 9. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»

Тема 10. Н.В.Гоголь. Краткие биографические

сведения. «Ревизор».

Тема 11. Н.В.Гоголь. «Мертвые души»

Тема 12. А.Н.Островский. Краткие биографические

сведения. «Гроза»

Тема 13. И.А.Гончаров. Краткие биографические

сведения. «Обломов»

Тема 14. И.С.Тургенев. Краткие биографические

сведения. «Отцы и дети»

Тема 15. Н.А.Некрасов. Краткие биографические

сведения. Лирика

Тема 16. Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить

хорошо...»

Тема 17. М.Е.Щедрин. Краткие биографические

сведения. Сказки

Тема 18. Ф.М.Достоевский. Краткие биографические

сведения. «Преступление и наказание»

Тема 19. Л.Н.Толстой. Краткие биографические

сведения. «Война и мир».

Тема 20. А.П.Чехов. Краткие биографические

сведения. Проза.

Тема 21. А.П.Чехов. «Вишневый сад»

Список литературы

[1] В разделе об А.С.Грибоедове использованы работы таких исследователей, как М.О.Гершензон, А.Л.Крупчанов, И.Н.Медведева, Н.К.Пиксанов, Б.В.Томашев­ский, Ю.Н.Тынянов.

[2]Просвещение – это идейное течение, получившее распространение в странах Западной Европы, Америки в XVII-XVIII веках и в России в XVIII веке. Основная идея Просвещения состоит в том, что мир можно изменить в лучшую сторону с помощью человеческого разума, передовых научных знаний. Идеологи Просвещения выступали против деспотизма, за политическую свободу, гражданское равенство, общественный прогресс. Наиболее известные представители Просвещения: в Англии – Дж. Локк; во Франции – Ш. Монтескьё, Вольтер, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо; в Германии – И.-В. Гёте; в России – Н.И. Новиков, А.Н.Радищев. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на декабристов и на оппозиционные движения в России в последующие эпохи.

[3] В разделах об А.С.Пушкине использованы исследования таких ученых, как М.П.Алексеев, С.М.Бонди, С.Г.Бочаров, В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, В.М.Жирмунский, Ю.М.Лотман, Г.П.Макогоненко, А.А.Смирнов, Н.Л.Сте­панов, Л.И.Тимофеев, Б.В.Томашевский, В.Н.Турбин, Т.Г.Цявловская.

[4] Эпикур – древнегреческий философ. С его именем связывают философию эпикурейства, в основе которой лежит культ жизненных наслаждений.

[5] Символ – разновидность иносказания. Это художественный образ, передающий некую абстрактную идею.

[6] Мф., 13:3-9; Мк., 4:3-9; Лк., 8:4-8.

[7] Лирике поэта посвящена пятая статья В.Г.Белинского из цикла «Сочинения Александра Пушкина»

[8] Ис., 6.

[9] «Она была девушка, она была влюблена».

[10] «Нравственность в природе вещей».

[11] «Там, где дни облачны и кратки, / Родится племя, которому умирать не больно».

[12] «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай».

[13] См. об этом: А.Г.Матюшенко, Ф.И.Панков. Сон Онегина как элемент «зеркаль­ной» композиции романа в стихах А.С.Пушкина / «Русская словесность». – 2006. - №1. – С. 38-41.

[14] См. об этом: Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века ,, Учён. зап. Тартуского университета, 1975, вып. 365. Труды по знаковым системам, VII. :

[15] «Статуарно», по выражению Г.П.Макогоненко.

[16] Наблюдение Г.П.Макогоненко.

[17] В разделах о творчестве М.Ю.Лермонтова использованы работы таких исследователей, как В.Ф.Асмус, А.Н.Березнева, И.И.Виноградов, Т.П.Голованова, Т.Г.Динесман, А.И.Журавлева, В.И.Коровин, С.В.Ломинадзе, Д.Е.Максимов, В.А.Мануйлов, В.Г.Маранцман, В.И.Масловский, О.В.Миллер, Д.П.Муравьев, Л.Н.Назарова, Р.Г.Назиров, Э.Э.Найдич, П.А.Орлов, А.М.Песков, И.Б.Роднянская, А.Н.Соколов, Б.Т.Удодов, И.С.Чистова, Л.М.Щемелева, Б.М.Эйхенбаум.

[18] Термин В.Г.Белинского, почерпнутый из диалектики Г.Гегеля.

[19] Трактовка жанров лирики Лермонтова дается по Б.М.Эйхенбауму.

[20] Ссылка на книгу В.Афанасьева «М.Ю.Лермонтов», изданную в серии «ЖЗЛ». Существует и другая точка зрения в отношении возможного адресата этого стихотворения: речь здесь, по мнению некоторых исследователей, идет о Варваре Лопухиной, с которой поэта связывали узы взаимной любви. Затем пути поэта и его возлюбленной разошлись. Варвара вышла замуж за другого человека. Чувство к «подруге юных дней» поэт сохранял в своей душе до конца жизни.

[21] Термин Б.М.Эйхенбаума.

[22] Подробно см. об этом в исследовании Д.Е.Максимова «Поэзия Лермонтова».

[23] В разделах о творчестве Н.В.Гоголя использованы работы таких исследователей, как прот. В.В.Зеньковский, К.В.Мочульский, В.А.Воропаев, И.А.Виногра­дов, А.Н.Соколов, Ю.В.Манн.

[24] «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846).

[25]В разделе о творчестве А.Н.Островского использованы исследования А.И.Жу­равлевой.

[26] При подготовке раздела об И.А.Гончарове учтены работы В.А.Недзвецкого.

[27] Концептуальная основа раздела об И.С.Тургенева изложена в статье Л.И.Ма­тюшенко «О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С.Турге­нева» (см. список литературы).

[28] «Жизнь бесконечная» – слова из заупокойного православного богослужения.

[29] В разделах о Н.А.Некрасове использованы работы Н.Н.Скатова.

[30] Подробный анализ пушкинских традиций в этом произведении см. в работе: Скатов Н.Н. «Пушкинское» стихотворение Некрасова (“Элегия”)».

[31] При подготовке материалов о М.Е.Салтыкове-Щедрине использовались работы А.С.Бушмина, Е.Ю.Зубаревой.

[32] При подготовке материалов по Ф.М.Достоевскому использовались работы таких исследователей, как М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Г.А.Мейер, Н.О.Лосский, Р.Г.Назиров, А.А.Смирнов, Г.К.Щенников.

[33] При подготовке материалов по творчеству Л.Н.Толстого использованы фрагменты монографии А.А.Сабурова «“Война и мир” Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика». – М, 1959. Кроме того, учтены исследования таких авторов, как С.Г.Бочаров, Н.К.Гудзий, Л.Д.Опульская, А.П.Скафтымов.

[34]Материал этого раздела излагается в соответствии с концепцией А.П.Скафты­мова.

[35]Разделы о жанре и композиции «Войны и мира» излагается по уже упомянутой нами книге А.А.Сабурова «“Война и мир” Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика».

[36] В разделах о творчестве А.П.Чехова использовались работы В.Б.Катаева, А.П.Скафтымова.

[37] В угловых скобках после библиографического описания работы в необходимых случаях указывается год ее написания или первой публикации.

Наши рекомендации