Тема 8. Психологические особенности последипломного образования

Психологическая детерминация последипломного образования. Личностно ориентированное последипломное образование. Аттестация как фактор стимулирования последипломного образования. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов. Коррекция развития профессиональных деструкции специалистов. Технологии профессионального самосохранения личности.

Тема 9. Педагог как субъект профессионального развития

Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности. Функции и содержание профессионально-педагогической деятельности.

Формирование профессионального опыта, ключевых квалификаций и компетенций. Социально и профессионально важные качества. Профессиональные деформации педагогов и психотехнологии их преодоления. Повышение педагогического мастерства. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.

Профессионально-педагогическое общение. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое и личностно ориентированное. Педагогическая рефлексия. Стили общения. Технологии фасилитационного общения.

.

11.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

12.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Примерные темы практических занятий:

Занятие 1. «Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Задание 1.На основе ознакомления с научными и практическими особенностями психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии, студенты самостоятельно заполняют таблицы

Проблемное поле психологии профессионального образования

на разных стадиях профессионального становления личности

табл.1

Стадии профессионального становления Психологически обусловленные образовательные проблемы
   
Оптация  
Профессиональная подготовка  
 
   
Профессиональная адаптация  
Профессионализация  
Профессиональное мастерство  

Особенности психологии профессионального образования

Табл.2

Системо-образующие факторы Психология профобразования как наука Психология профобразования как учебная дисциплина
Цель    
Объект    
Предмет    
Методы    
Задачи    

З

Занятие 2. «Методы исследования психологии профобразования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Задание 1. На основе ознакомления с исследовательскими методами психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии студенты самостоятельно заполняют табл. 1.5. Для каждой задачи исследования обучаемые должны подобрать соответствующие методы и заполнить таблицу по следующей схеме:

1) весьма информативные методики (+ +);

2) информативные методики (+);

3) методики, которые иногда могут применяться (+ –).

Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.

Таблица 1.5

13.Методы исследования психологии профессионального образования

    Задача исследования 14.Название метода
Лонгитюдный метод Корреляционный анализ Наблюдение Метод анамнеза Диагностика проф. обучаемости Лабораторный эксперимент Факторный анализ Биографические методы Тесты достижений Опросники интересов Изучение документации Естественный эксперимент Формирующий эксперимент Анализ продуктов деятельности Дисперсионный анализ Тесты специальных способностей Трудовой метод Каузометрия Интервью
Описание профессионального становления личности                                      
Характеристика профессий                                      
Измерение профессионально важных качеств                                      
Объяснение профессионального становления личности                                      
Коррекция профессионального становления личности                                      
Обработка результатов исследования                                      

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие методы психологии профессионального образования относятся к группе праксиметрических методов?

2. Какой метод предполагает многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых в процессе их развития?

3. Какие методы могут быть использованы для изучения содержания профессиональной деятельности?

Занитие 3. «Психологические основы периодизации и становления личности»

Порядок работы

В рамках внеаудиторной подготовки обучаемым предлагается ознакомиться с отечественными концепциями профессионального становления. Студенты самостоятельно заполняют таблицу 2.1. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.

Таблица 2.1.

Характеристика отечественных концепций профессионального развития

Автор Критерии выделения стадий профессионального становления Содержание профессионального развития на каждой стадии
Климов Е.А.    
Зеер Э.Ф.    
Маркова А.К.    
Митина Л.М.    
Фонарёв А.Р.    

.

Занитие 4. «Психологические особенности молодости»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Профессиональное самоопределение человека на этапе молодости.

2. Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи.

3. Содержание профессионально обусловленных противоречий человека на этапе молодости и способы их преодоления.

4. Психологическое сопровождение человека на этапе молодости

Занитие 5. «Профессиональное становление личности»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие личностные качества позволяют Вам быть успешным в учебно-профессиональной деятельности.

2. Какие качества и свойства личности Вам необходимо развивать у себя в ближайшие 2–3 года с целью благополучного трудоустройства и успешного овладения профессией?

3. Разработайте определенную систему методов, процедур, приемов и техник, которые позволят Вам развить в себе профессионально значимые личностные характеристики.

Занятие 6. «Психология развивающего профессионального образования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Значение развивающей диагностики в организщации управления учебным процессом.

2. Использование тренингов в профессиональном обучении.

3. Возможности организационно-деятельностных игр в профессиональном самоопределении учащихся.

4. Развивающее значение проектировочной деятельности учащихся.

5. Методы формирования социально-профессиональных компетенций в учебном процессе.

Занятие 7 «. Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравните понятия «обучаемость» и «обучение».

2. Какую роль играет обучаемость для личности в процессе овладения ею специальностью и в ходе профессиональной деятельности?

3. Проанализируйте какие общие способности могут входить в структуру обучаемости?

4.Назовите важнейшие психические процессы, которые должны быть обязательно включены в разрабатываемую методику диагностики обучаемости для технических специальностей

5Попытайтесь представить, с какими трудностями Вы можете столкнуться в первый год своей работы по специальности. Что Вам необходимо сейчас предпринять, чтобы этих затруднений не возникло?

6. Какие качества личности, на Ваш взгляд, помогают Вам в преодолении профессиональных затруднений?

7.Заполните самостоятельно табл.

Таблица 4.1.

Анализ проблемных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности

Проблемная ситуация в учебно-профессиональной деятельности Негативные личностные качества Позитивные личностные качества Пути преодоления проблемной ситуации
       

Занятие 8. «Психологические особенности последипломного образования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Особенности профессиональной аттестация, как фактор стимулирования последипломного образования.

2. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов.

3. Технологии профессионального самосохранения личности.

Наши рекомендации