Глава пятая фальшивые лица

Все военные действия зиждятся на обмане.

Сунь-цзы

Взгляните на рисунок. Какой отрезок, по-вашему, длиннее, АВ или CD?

глава пятая фальшивые лица - student2.ru

На первый взгляд, кажется, что длиннее АВ, хотя на самом деле оба отрезка равны. Но убедиться в этом можно, только измерив отрезки.

Представьте, что вы строите дом, используя метровую рулетку, длина которой на самом деле на 1 см меньше. Если во время работ производить все измерения такой рулеткой, не зная, что она укороченная, то абсолютно все - стены, окна, потолки, двери - будут иметь неправильные размеры. Однако если начать строительство с проверки рулетки, подобная ситуация вряд ли возникнет.

Это справедливо и при решении любой проблемы: неверная исходная посылка неминуемо ведет к ложному результату. Иногда наши представления кажутся столь незыблемыми, что мы и думать не думаем подвергать их сомнению. Посмотрите на следующий рисунок. Основываясь на законах переспекти-вы, мы полагаем, что более удаленная фигура, которая внешне ничем не отличается от тех, что расположены ближе к нам, должна казаться меньше, поскольку всеми признано, что предметы и люди по мере удаления как бы уменьшаются. В данном случае фигуры, расположенные дальше, выглядят большими, хотя на самом деле это не так. Измерьте мужские фигуры линейкой, и вы убедитесь, что все они одного роста.

глава пятая фальшивые лица - student2.ru

Многие предположения сохраняются веками, но это не всегда гарантирует их справедливость и обоснованность. Время от времени они обнаруживают свою ошибочность, которую мы долгое время принимали за истину, не допускающую сомнений. Посмотрите на рисунок. Как можно соединить все девять точек тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги?

глава пятая фальшивые лица - student2.ru

Пытаясь решить эту задачу, многие имеют в виду следующее:

1. Линии не должны выходить за границы воображаемого квадрата.

2. Линии должны проходить через центр точек.

На самом деле ни одно из этих ограничений не упоминалось в условиях задачи. Отбросьте их, и вы легко найдете решение. Рассказывают, что Томас Эдисон, перед тем как принять в свою фирму нового сотрудника, приглашал его домой отобедать. Если приглашенный брался за солонку прежде, чем пробовал на вкус предлагаемое блюдо, Эдисон никогда не предлагал ему работу. Великому изобретателю не нужны были работники, чей образ мыслей и действий чересчур зависел от повседневных привычек. Его интересовали люди, способные подвергать сомнению то, что другим казалось очевидным. Часто решаемые нами проблемы бывают опутаны сетью различных ограничений, сковывающих творческую активность. Допустим, во время заказа на постройку дома вы упоминаете архитектору о том, что хотите установить круглую ручку на дверь, ведущую из кухни в столовую. Для архитектора это будет заранее означать, что такая дверь будет являться единственно возможным "средством сообщения" между кухней и столовой - вне зависимости от общей планировки, дизайна, способа приготовления пищи и подачи ее к столу. Таким образом, ваше предложение установить круглую ручку на дверь сразу же ограничивает творческие возможности архитектора. Я придаю столь большое значение необходимости подвергать сомнению исходные установки, дабы показать, что это может относиться буквально к любой из них. Конечно, многие вещи следует считать само^обой разумеющимися, да и вряд ли у кого-то найдется время и желание оспаривать абсолютно все. Однако важно понять, что в мире нет ничего, не допускающего сомнений. Как только вы это осознаете, перед вами откроются необъятные перспективы удивительнейших открытий. Итак, сомневайтесь и смелее шагайте в неизведанное!

План действий

1. Сформулируйте возникшую проблему.

2. Запишите ваши исходные установки.

3. Попытайтесь их оспорить.

4. Для каждой исходной установки найдите альтернативную и обязательно ее запишите.

5. Составьте список иных точек зрения на проблему - они могут оказаться весьма полезными.

6. Спросите себя, как можно реализовать на практике каждую выдвинутую вами альтернативную установку. Зафиксируйте новые идеи и взгляды относительной вашей задачи.

В течение многих лет в банковских кругах существовало убеждение, что при совершении денежных операций клиенты предпочитают иметь дело со служащими, а не с автоматами. Первым, кто отважился на нововведение, стал "Ситибанк", решивший в начале восьмидесятых годов установить специальное оборудование, чтобы снизить операционные издержки. Однако, опасаясь потери крупных клиентов, которые, возможно, не захотели бы отказаться от привычной формы обслуживания, было решено, что все клиенты, имеющие на счетах свыше пяти тысяч долларов, смогут по-прежнему контактировать с "живыми" людьми. Опыт оказался неудачным, и уже в 1983 году "Ситибанк" отказался от использования автоматов. При этом его руководство рассматривало итоги эксперимента как подтверждение правильности мнения о недоверии населения к новой банковской технике. Через несколько месяцев специалисты другого банка усомнились в справедливости такого предположения и попытались составить собственное мнение. Выяснилось, что вкладчики, имеющие на счетах незначительные суммы денег, предпочли бы иметь дело с техникой, чтобы не чувствовать себя клиентами второго сорта. Поэтому в байке были установлены автоматы, обслуживающие, впрочем, владельцев как крупных, так и мелких счетов. Такой подход полностью себя оправдал. Сейчас даже "Ситибанк" признает, что около 70 процентов денежных операций осуществляется с помощью автоматов.

глава пятая фальшивые лица - student2.ru

Банкиры смогли подвергнуть сомнению укоренившиеся представления о предпочтениях клиентов, потому что взглянули на ситуацию под иным углом зрения. Такой подход позволяет переосмыслить любое исходное предположение. Попробуйте кратко сформулировать свою проблему, а затем оцените ее с разных позиций. Опишите, какой она будет видеться мужчине и женщине, продавцу и покупателю, начальнику и подчиненному и т. д.

Наши рекомендации