Глава пятнадцатая. выбираю жизнь
В недавно опубликованной работе доктора Аарона Т. Бека сказано, что склонность к самоубийству наблюдалась у некоторых пациентов с легкой формой депрессии и у трех четвертей — с тяжелой. (Бек Аарон Т. Депрессия: причины и лечение. Филадельфия, издательство Пенсильванского университета, 1972, с. 30-31.) Пять процентов больных депрессией заканчивают жизнь самоубийством. Между прочим, когда умирает человек, больной депрессией, в одном из шести случаев причиной является суицид.
Ни одна возрастная группа, социальный или профессиональный класс не застрахованы от самоубийства. Печально, но есть и случаи суицида среди детей. Во время исследования седьмых, восьмых классов в пригородных школах Филадельфии выяснилось, что треть школьников склонны к депрессии, задумывались о самоубийстве. Даже у младенцев, попавших в изоляцию, можно обнаружить синдромы депрессии и непроизвольное стремление к смерти в виде отказа от приема пищи.
Но прежде, чем кто-то дойдет до мысли о суициде, я хочу, чтобы он узнал: стремление можно преодолеть с помощью когнитивной терапии. По нашим исследованиям у пациентов, прошедших эмоционально-когнитивную терапию, в течение одной-двух недель проявилась тяга (341:) к жизни. А изменение настроения к лучшему у больных подавляло импульсы к самоубийству.
Почему люди в состоянии депрессии так часто задумываются о смерти; что может помочь им? Понять это можно, исследовав мышление потенциальных самоубийц. У них преобладают пессимистические мысли, жизнь кажется кошмаром, вспомнить они могут только депрессию и страдание.
Во время депрессии появляется чувство, что счастья никогда не было и не будет. Если близкий человек пытается опровергнуть это, больной считает, что его пытаются приободрить или просто ошибаются. Потому что депрессия искажает все воспоминания, из памяти исчезают радостные минуты, и кажется, будто их вообще не существовало. Пациент думает: «Счастье — иллюзия. Настоящее мое состояние — депрессия. Я обманывал себя, думая, что я счастлив».
Если человек чувствует себя плохо, многое может измениться, поверь он, что все улучшится; ведь мысль о самоубийстве приходит, когда все кажется необратимым, когда будущее кажется ужасным.
Брокер, сорок девять лет, болен депрессией. Недавно он сказал мне: «Доктор, я уже лечился у шести психиатров; на протяжении шести лет меня лечили шоковой терапией, транквилизаторами, другими лекарствами. Но депрессия ни на минуту не проходила. Я потратил на это восемьдесят тысяч долларов, но остался больным и стал нищим. Каждый доктор говорил мне, что я преодолею свою депрессию. Но теперь я понимаю — это была ложь; они все врали. По натуре я боец, я упорно сражался. Поэтому я пришел к выводу, что лучшее лекарство — смерть».
Исследования показали, что безнадежность — основа
самоубийств. Из-за искаженного мышления больному кажется, что он в западне, из которой ему нельзя выбраться. Он убежден, что его проблемы неразрешимы. А так как мука кажется несносной и нескончаемой, больной ошибочно приходит к выводу, что единственный путь к спокойствию — самоубийство.
Если такие мысли посещали человека в прошлом, или он серьезно задумывается об этом сейчас, я заклинаю его: не верьте, что самоубийство — лучшее и единственное решение проблемы.
Заклинаю: ВЫ НЕ ПРАВЫ! Когда человек думает, что он безнадежен, то это значит, что его мысли нелогичны, искажены. Не зависимо от того, насколько сильно его верование в это или даже, если окружающие согласились с этим, он ошибается, самоубийство — не лекарство от депрессии. Оно не является рациональным решением проблем. Я покажу другие пути.