Когда ребенок рисует семью

Когда ребенок рисует, он не контролируемо изливает на бумагу свои эмоции, переживания, проблемы, которые он еще не может решить самостоятельно. Конечно, с абсолютной точностью расшифровать рисунок сможет только профессиональный психолог, но и близкие могут узнать кое-что для себя о своих детях, если внимательно познакомиться с рисунками детей.

Рисуя родных, ребенок четко определяет место для каждого, наделяя фигуры персональными, только им присущими качествами. Если ребенок нарисовал кого-то с дополнительными деталями (бантики, воздушные шарики, украшения, игрушки) это говорит об особой любви и привязанности к такому человеку. Если рисует опущенные руки со сжатыми кулаками, это может означать пессимистический настрой, безнадежность, страх или агрессивность. Если руки подняты вверх, ребенок положительно настроен, весел, уверен. Когда все члены семьи держатся друг за друга, улыбаются, это говорит о том, что ребенок воспринимает свое окружение сплоченным, дружным- родителям можно позавидовать. Далее обратим внимание.

1. Размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и ребятишки, с повышенной тревожностью располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой- то его части. Эти малыши часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, нервничают в процессе работы.

2. Фигуры детей.Дети часто изображают отца большим, крепким, сильным, что ассоциируется с материальной властью в семье. Если папа слишком велик по сравнению с мамой, может говорить о том, что роль мамы в семье принижается, возможно существуют проблемы в отношениях родителей. Если папа слишком малого размера, его роль в семье принижается. Идеально, если папа с мамой нарисованы в одном стиле и пропорции их фигур сохранены.

3. Контуры линий. Счастливый и уверенный ребенок рисует четкие, жирные линии, без сомнений. Нерешительный ребенок выберет не очень яркие цвета и нарисует едва касаясь бумаги, не станет привлекать к себе внимание, его картинка будет блеклой и невыразительной. Если малыш агрессивен, может сломать грифель карандаша, надавливая на него. Мягкий по характеру ребенок будет использовать извилистые, тонкие, плавные линии. Дети с волевым характером, уверенные, самостоятельные отдадут предпочтение прямым и четким углам. Они редко используют кружочки и овальные формы – несерьезные художества.

4. Выбор цвета. Говорит об эмоциональном состоянии. Если рисунок яркий, значит у него хорошее настроение. Если рисунок в мрачных

( серых, темно-синих, черных ) тонах – свидетельствует о плохом

настроении.

5. Состав семьи.Если ребенок «забыл» нарисовать кого-то, скорее всего это тот, кого в семье не уважают, не ценят, с кем идет негласная вражда. Если включил кого - то постороннего, спросите, почему он так нарисовал.Ребенок может не нарисовать того, с кем конфликтует, или кого больше боится. Может нарисовать деда, живущего в другом городе, но ребенок его любит и считает членом своей семьи. Может нарисовать папу, у которого другая семья, но ребенок скучает по нему. Бывает, что на рисунке присутствуют два папы (родной и отчим), потому, что любит обоих и причитает к членам семьи. Если ревнует родителей к своим братьям и сестер, часто их не рисует.

6. Малыш нарисовал себя. Если ребенок изобразил себя где-то в уголке, отдельно, спиной к остальным членам семьи, скорее ребенок чувствует себя одиноко, ему не хватает любви. Еще тревожнее, когда ребенка совсем нет на картинке. Если ребенок нарисовал только себя – вероятно, он маленький эгоист, привыкший быть объектом заботы. Но может быть и другой смысл, имея в виду, что он первый ушел за грибами в лес. Любые интерпретации всегда должны вестись с обсуждением.

7. Размеры фигур на рисунке. По величине и расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье и как сам относится к этим людям. Если кого-то нарисовал выше ростом, то он и значимый и главный человек в семье (с точки зрения ребенка). Самый маленький, неяркий – наоборот. Люди, которых малыш нарисовал ближе к себе, вероятно, самые приятные и близкие.

8. Как нарисованы отдельные части тела. Голова означает разум, интеллект. Если ребенок по особому прорисовывает голову, это может означать, что в его воспитании чрезмерно большое внимание уделяется разуму, а не душе. Уши означают за способность слышать, воспринимать информацию, критику. Рот – способность выражать свои интересы, Тело символизирует чувства, эмоциональное состояние. Если оно маленькое, худое, а голова слишком большая, это говорит о доминировании мысли над чувствами. Руки символизируют способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги означают свободу передвижения в мире: если они большие, «налитые», может означать, что ребенок чувствует себя зависимым.

Если ребенок накануне поссорился с братом, может его нарисовать его черным, с рогами. Это вовсе не означает, что он ему ненавистен.

Все замеченное надо обсудить с самим автором. Аккуратно, не высмеивая, не навязывая своего мнения.

Диагностику можно провести еще раз через какое- то время. Если результат повторился - обратиться за консультацией к профессиональному психологу.

Наши рекомендации