Социальная политика в отношении свободного времени как фактор гармонизации общественных отношений
Цели социальной политики свободного времени. Регулируемая социальная политика свободного времени возникла, когда рабочие получили возможность употреблять свое свободное время не только на репродукцию собственной рабочей силы.
Содержание политики свободного времени.Общественные действия в области свободного времени, т.е. управление свободным временем, касаются различных аспектов. Прежде всего должны быть созданы условия для репродукции и регенерации сил человека (спортплощадки, оборудование инфраструктур, гуманизация рабочей обстановки с целью сокращения нагрузок на рабочем месте и т.д.). Развитие физических, интеллектуальных, социальных и эмоциональных сил и возможностей в сфере услуг свободного времени не только служит регенерации, но и является частью формирования стиля жизни, относится к программным пунктам культурной и досуговой политики, которые должны рассматриваться как единое целое.
Растущее значение сфер культуры и досуга признается сегодня политиками всех направлений. Практически все понимают роль ценностей свободного времени для развития городов и регионов. Поддержка учреждений культуры и досуга объясняется тем, что с их помощью можно повысить ценности свободного времени того или иного города. Если развитие систем услуг, культуры и досуга будет зависеть только от рыночной конкуренции, то, прежде всего, будут ущемлены интересы жителей финансово слабых регионов; во-вторых, будут удовлетворяться интересы только той части населения, которая проживает в производственных районах. Понятно, что это обречет неразвитые районы на отток из них молодежи, т.е. на дальнейшее состояние застоя и ослабления.
В условиях сложной социальной структуры, все более многообразных требований и растущих запросов к здоровому и удовлетворяющему личность образу жизни проблемы свободного времени должны своевременно решаться. Следует осознать и необходимость восстановления тех учреждений (спортивных, кружковых и т.д.), которые имелись ранее в обществе, наряду с «природными» зонами отдыха.
При планировании политики культуры и досуга существует тенденция возлагать основную нагрузку на местные и инфрастуктурно-ориентированные учреждения досуга.
В основе муниципальной социально-культурной политики лежит Программа социально-культурного развития региона, разработанная совместно с другими комплексными программами («Досуг», «Здоровье», «Спорт» и т.д.). Главной целью этой программы является обеспечение максимального удовлетворения возрастающих потребностей людей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, развитие этих потребностей и интересов.
Не менее важно сделать систему дивергирующихся (расходящихся) ценностей в коммерческой и общественной сферах (например, конкуренция и готовность к злоупотреблениям в противоположность партнерству и экономическому использованию сил и средств) предметом контроля и соответствующих решительных мер. Если этого не произойдет, то в системе потребностей появятся те же диспропорции, что и в системе использования территорий: сферы деятельности, сулящие выгоду, развиваются интенсивно, однако обычные сферы оттесняются на край и приходят в упадок.
Необходима культурно-досуговая политика, которая способна открыть возможность для всестороннего всеобъемлющего культурного развития всего населения и помогает создать условия, при которых деятельность общественных индивидуумов направлена на освоение природы и развитие общественного жизненного процесса посредством осознанных, скоординированных действий, с целью раскрытия человеческих жизненных возможностей.
Актуален вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства, который носит двойственный характер: цели культурной политики определяются их социальным характером, поскольку культура практически представлена во всех делах общества. Но и общество, со своей стороны, заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений сферы досуга.
В настоящее время в России происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются:
– принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
– принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
– принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;
– принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;
– принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельностью.