Социальная политика в отношении свободного времени

Цели социальной политики свободного времени. Регули­руемая социальная политика свободного времени возникла, когда рабочие получили возможность употреблять свое сво­бодное время не только на репродукцию собственной рабочей силы. По причинам политического характера и с целью раз­вития рабочей силы была предпринята попытка вызвать у ра­ботающего населения заинтересованность неполитическими и безопасными способами проведения свободного времени, ограничив таким образом право этих членов общества как на индивидуальное развитие, так и на возможность коллектив­ного действия.

Традиционное культурно-критическое направление в иссле­дованиях свободного времени, которое разрабатывало в основном регулирующие тенденции, изучало важные аспекты, ка­сающиеся злоупотреблений и вредных привычек, подтверждаю­щих существование ущемленных структур и указанных прав. Этому направлению противостоят достаточно поверхностные концепции, согласно которым массам необходимо предоставить возможность нерегулируемого свободного времяпрепровожде­ния, что на деле означает передачу свободного времени основ­ного населения в ведение рынка и других возможных влияний. При этом устанавливается разграничение между “культурой для элиты” и “свободное время, ни к чему не обязывающего ти­па для масс”.

Содержание политики свободного времени. Общественные дей­ствия в области свободного времени, т.е. управление свободным временем, касаются различных аспектов. Прежде всего должны быть созданы условия для репродукции и регенерации сил чело­века (спортплощадки, оборудование инфраструктур, гуманиза­ция рабочей обстановки с целью сокращения нагрузок на рабочем месте и т.д.). Требование внимания к проблеме свободного време­ни лежат в том же русле, что отношение к культурной политике в соответствии с характером социального правового демократичес­кого государства. Развитие физических, интеллектуальных, со­циальных и эмоциональных сил и возможностей в сфере услуг свободного времени, что не только служит регенерации, но и яв­ляется частью формирования стиля жизни, относится к программ­ным пунктам культурной и досуговой политики, которые долж­ны рассматриваться как единое целое.

Растущее значение сфер культуры и досуга признается сего­дня политиками всех направлений. Практически все понима­ют роль ценностей свободного времени для развития городов и регионов. Поддержка учреждений культуры и досуга объясня­ется тем, что с их помощью можно повысить ценности свобод­ного времени того или иного города. Действительно, это способ­ствует привлечению в определенный город или регион квалифицированной рабочей силы, росту промышленности, торгов­ли, улучшению баланса перемещений населения и повышению финансового положения местности. Если развитие систем услуг, культуры и досуга будет зависеть только от рыночной конкуренции, то, прежде всего, будут ущемлены интересы жителей финансово слабых регионов; во-вторых, будут удовле­творяться интересы только той части населения, которая про­живает в производственных районах. Понятно, что это обречет неразвитые районы на отток из них молодежи, т. е. на дальней­шее состояние застоя и ослабления.

В условиях сложной социальной структуры, все более мно­гообразных требований и растущих запросов к здоровому и удов­летворяющему личность образу жизни проблемы свободного времени должны своевременно решаться. Следует осознать и не­обходимость восстановления тех учреждений (спортивных, кружковых и т.д.), которые имелись ранее в обществе, наряду с “природными” зонами отдыха. Сегодня весь этот комплекс должен быть пересмотрен и планово представлен.

При планировании политики культуры и досуга существует тенденция возлагать основную нагрузку на местные и инфраструктурно ориентированные учреждения досуга. В связи с этим даже говорят об “инфраструктурной ловушке”. Односторонне соотнесенная с определенными пространственными рамками точка зрения на политику досуга обесценивает социальные и воспитующие возможности свободного времени, как и вообще нематериальной инфраструктуры свободного времени. К облас­ти политики свободного времени относится также планирова­ние общественного бюджета времени, например: разделение труда как инструмент рынка труда и политики образования или планирование ритмов труда и отпусков как мероприятия по ре­гулированию запросов и передвижений.

Тем не менее перспектива осуществления местной (муници­пальной) политики развития культурно-досуговой сферы в ис­торически сложившихся и новых регионах приобретает все больше сторонников. Так, в основе муниципальной социально-культурной политики лежит Программа социально-культурно­го развития региона, разработанная совместно с другими ком­плексными программами (“Досуг”, “Здоровье”, “Спорт” и т.д.). Главной целью этой программы является обеспечение макси­мального удовлетворения возрастающих потребностей людей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, раз­витие этих потребностей и интересов.

Эффективность политики свободного времени. Некоторые ученые указывают на то, что основой для решения проблем сво­бодного времени выступает та же общественная деятельность, которая необходима для функционирования вообще всей демо­кратической общественной системы. Так, участие населения и отдельных индивидуумов в политике и самоуправлении и ак­тивное формирование достойного образа жизни в значительной степени связано со свободным от работы временем. Чем выше развитие демократической системы, тем больше времени уде­ляется именно этим видам деятельности. Качественная и дей­ственная политика свободного времени необходима также и для решения долгосрочных общественных проблем. Если исследо­вание направлено на изучение отношения свободного времени к социальному результату, где, с одной стороны, четко прослеживается влияние свободного времени на область личной жизни, и, с другой стороны, на интерес людей к общественным проблемам (что является необходимым условием функцио­нирования демократической политической системы), то вывод о важности культурно-досуговой политики оказывается неиз­бежным.

Не менее важным представляется сделать систему дивергирующихся (расходящихся) ценностей в коммерческой и обще­ственной сферах (например, конкуренция и готовность к зло­употреблениям в противоположность партнерству и эконо­мическому использованию сил и средств) предметом контроля и соответствующих решительных мер. Если этого не произойдет, то в системе потребностей появятся те же диспропорции, что и в системе использования территорий: сферы деятельно­сти, сулящие выгоду, развиваются интенсивно, однако обычные сферы оттесняются на край и приходят в упадок. Но и в том случае, если различными сторонами достигнуто соглашение от­носительно качественного аспекта развития свободного време­ни и тем самым осознана необходимость в структуре потребно­стей, возникает еще более важный вопрос, чьими интересами и каким содержанием это развитие будет определяться. Сам факт планирования не означает управления людьми и первостепенной ориентации на интересы большинства населения реализа­ции при участии социально ущемленных слоев. Тем самым це­ли раскрытия творческих возможностей и отдыха отодвигают­ся на задний план ориентированным на получение прибыли и развитие конкуренции производством. И в связи с этим право­мерны требования социальных работников, педагогов-специа­листов в области свободного времени и педагогов автономии сво­бодного времени, касающиеся автономии проблем свободного времени относительно других общественных проблем.

Речь идет не о создании изолированного поля “свободного времени”, а об интегрированной культурно-досуговой полити­ке, которая способна открыть возможность для всестороннего всеобъемлющего культурного развития всего населения и по­могает создать условия, при которых деятельность обществен­ных индивидуумов направлена на освоение природы и разви­тие общественного жизненного процесса посредством осознан­ных, скоординированных действий, с целью раскрытия чело­веческих жизненных возможностей.

В связи с этим несомненную важность приобретает вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства, которое носит двойственный характер: цели культурной поли­тики определяются их социальным характером, поскольку культура практически представлена во всех делах общества. Но и общество, со своей стороны, заинтересовано в росте культур­ного потенциала, повышении социального статуса учреждений сферы досуга.

В настоящее время в России происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обу­словленное общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются:

- принцип приоритета общечеловеческих интересов в про­цессе освоения духовных и нравственных ценностей;

- принцип всеобщего массового культуротворчества, само­организации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

- принцип гуманизации содержания и всего воспитатель­ного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и нацио­нально-этнического опыта, традиций, инноваций;

- принцип общественно-государственного соуправления со­циально-культурной деятельностью, обеспечения децентрали­зации и суверенности региональной политики в социально - досуговой сфере.

Наши рекомендации