Культурно-историческая концепция Выготского
Выготский первый ответил на вопрос, какие процессы стоят за очеловечением человека.
Сознание формируется, когда человек может отделить объект от его свойств.
Личность формируется, когда человек развит себя и свое сознание.
Если бы все взрослые умерли, и в мире остались бы одни дети, то человечество было бы отброшено в каменный век, так как дети еще не познали законы предметного мира, только взрослые могут им в этом помочь.
Первое, что помогло научиться помогать познавать предметный мир – это язык. Язык – универсальное орудие, состоящее из знаков, помогающее передавать информацию в сжатом формате от одного человека другому.
Сначала человека овладевает орудиями труда, следующий этап – использование одного и то же орудия дважды, для этого нужно отделить свойства объекта от него самого. Сделав это один раз, человек начинает делать это снова и снова.
Следующий скачок – человек научился обобщать одинаковые признаки разных объектов (проявление отвлеченных понятий). Например, понятия жесткости, объема, мягкости. Чтобы сделать это обобщение, человеку понадобился знак, потому что эти отвлеченные понятия не изображаются с помощью предметов.
Первый возникший язык – язык жестов (замена манипуляций с предметом на манипуляции без предмета). Сначала знак был максимально расширен, потом он концентрируется и сворачивается, т.е. появляются символы (это до сих пор используется в языках с иероглифами, когда учат такие языки, то символы заново разворачивают, т.е. распредмечивают).
Далее язык жестов стал сопровождаться звуками, следовательно, появилась членораздельная речь. Речь с практической точки зрения является наиболее удобной, она предоставила возможность создать большое количества отвлеченных образов, множество способов копировать информацию. Развитие речи связано с характером деятельности человека. Круг задач, которые решал человек, определял количество частей речи, падежей, времен, спряжений. Понятие времени понималось только избранными, велось летоисчисление избранными. Наши предки не представляли себе временной вектор, в «Слово о полку Игореве» осада города длилась 30 лет. Для нас это много, а наши предки не представляли себе, сколько это.
Сейчас появляется язык визуальных символов (смайлы), из сейчас 3000, что упрощает нам общение
Каждый язык создает термистские фильтры, выступает ограничивающим фактором. Если в нашем языке нет такого названия, то на этот признак мы не обратим внимания (Про японские цвета).
3 части размышлений Выготского:
1. «Человек и природа» относится к общефилософским предпосылкам теории:
Два основных положения этой части
1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. Во время существования животного мира среда действовала на него и видоизменяла его, что обуславливало биологическую эволюцию животного мира. С появлением человека начался противоположный процесс: человек начал действовать на природу и видоизменять ее. Человек оказался способен к овладению природой.
2. Человеку удалось наложить на природу печать своей воли благодаря использованию орудий, обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Механизмом изменения взаимоотношений человека и природы стало использование орудий.
1. «Человек и его собственная психика»
Два положения этой части:
1. Способность к овладению природой привела человека к овладению собственной психикой: сначала человек использует одни орудия для влияния на природу, затем эти же орудия для овладения чужим поведением, а затем и для овладения своим поведением. Выготский это назвал поворотом орудия на себя. Появились произвольные формы деятельности или ВПФ (высшие психические функции). Процесс овладения природой и собой – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.
2. Человек овладевает собственным поведением с помощью психологический орудий. Психологические орудия – это знаки. Так, например, память животного ограничена и зависима от актуальной ситуации: чтобы вспомнить, животному нужно попасть в те же условия. Человеческая память благодаря приемам опосредствования может вбирать в себя большое количество информации, человек может в любой момент вспомнить что-то нужное.
3. «Генетические аспекты».
Труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Сначала это были слова-приказы, направлявшие действия другого. Потом человек стал обращать слова-приказы на самого себя. Из внешнекомандной функции слова родилась внутреннеорганизационная функция. Сначала прочес был интерсихическим, затем интрапсихическим. Процесс превращения интерпсихических отношений в интрапсихические Выготский назвал интериоризацией. Это процесс, в ходе которого происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.
Принцип интериоризации – перенос из внешней картины во внутреннюю. Все, что мы делаем сейчас, раньше было внешним по отношению к нам.
Дабы воспринять объект, мы должны уподобиться ему, поэтому между объектом и его образом стоят наши чувства. Например, для дальтоников те же объекты, но образы другие.
Стадии интериоризации:
1.Индивидуализация – нейтральное по отношению к нам знание благодаря личному смыслу становится для нас означенным;
2.Стадия интимизации начинает, когда мы вступаем в деятельность, осуществляем операции с объектом.
Стадия построения внутреннего плана сознания. Если человек присваивает знание себе, то он руководствуется этой заповедью. В итоге личностного выбора это знание встраивается или нет в наш внутренний план.
3.Построение внутреннего плана есть процесс кристаллизации личности. После формирования этого плана начинается обратный процесс – этот план начинает определять наше поведении.
Процесс экстериоризации – из внутреннего во внешнее. Мы осмыслили это знание и отдали его во внешнее. Чтобы что-то внутри человека изменилось, нужно это вынеси вовне, там изменить и обратно интериоризировать