Миссия и цели организации. Способы формирования целей.

Миссия — это четко выраженная общая цель, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:

1. Для чего существует организация (причина ее существования), какая продукция производится и какую потребность удовлетворяет организация;

2. Кто основные потребители и каково отношение к ним;

3.В чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;

4. Каковы основные принципы деятельности организации.

Главный вопрос, на который отвечает миссия, — это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в средствах передвижения.

Часто вопрос формулировки миссии организации кажется слишком очевидным. В коммерческих организациях на вопрос о том, какова миссия организации, можно получить простой, лаконичный и в корне неверный ответ: «Прибыль». Однако дело в том, что миссия отражает не столько внутренние проблемы самой организации, сколько внешние потребности, и прежде всего причины ее существования: «Для чего организация существует, какую потребность людей она удовлетворяет?»

Миссия любого бизнеса состоит в решении проблем потребителя. Поэтому все, что делает компания, должно быть ориентировано на эту цель.

Для собственных сотрудников и для внешних контрагентов миссия помогает ответить на самые простые и одновременно самые сложные вопросы: что такое наша организация? какой она будет? какой она должна быть?

Важной составляющей миссии являются принципы работы организации и ценности, которые разделяют сотрудники. Миссия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия должна быть официально сформулирована, и ее содержание должно быть известно сотрудникам организации. Миссия служит ориентиром для принятия всех управленческих решений.

Цель- это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует системного подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.

На основе миссии вырабатываются цели организации, обладающие следующими характеристиками:

1. Измеримость: любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной цели или даже о ложной цели;

2. Ориентация во времени: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;

3. Достижимость: цель должна быть реальной. Если цели не достижимы, то страдает мотивация сотрудников;

5. Взаимосвязь: разные цели должны дополнять друг друга и «работать» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.

В любой организации цели служат ориентиром в процессе принятия решений, а также в работе по повышению эффективности ее деятельности. Цели организации определяются ее спецификой. Если это коммерческая организация, то они могут включать в себя достижение конкретных рубежей в положении компании на рынке, в прибыльности собственной работы и эффективности использования ресурсов.

Таким образом, миссия формулирует общие установки и принципы, определяющие предназначение организации и ее взаимоотношения с другими объектами. Стратегия — система взаимосвязанных решений и установок, определяющих приоритетные направления действий по реализации миссии организации, а цели определяют конечные и промежуточные состояния в реализации стратегии.

Текущее планирование в организации. Состав и структура бизнес-плана.

Наши рекомендации