Проектирование трудовой деятельности
В частности, работы должны быть спроектированы т. о., чтобы соответствовать как способностям людей, занимающим определенные должности, так и их мотивации. Поэтому промышленные психологи склонны выбирать один из двух осн. подходов к проектированию трудовой деятельности. Первый подход — мотивационный. В последнее время в области мотивации большое значение придается изменению работ т. о., чтобы они позволяли работникам лучше контролировать рез-ты своего труда, повышали автономность, улучшали обратную связь и давали возможность увлечься своей работой. Такая т. зр. лежит в основе области деятельности, называемой обогащением содержания работы (job enrichment).
Второй подход сконцентрирован на индивидуальных способностях и сводится к проектированию рабочих заданий в разных видах профессиональной деятельности т. о., чтобы они как можно точнее соответствовали способностям людей, занимающимся этими видами деятельности. Эта область называется инженерией челов. факторов, или эргономикой. Прикладная дисциплина под названием «человеческие факторы» испытала на себе сильное влияние исслед. способностей людей к обработке информации и возможностей технических устройств с т. зр. взаимодействия между людьми и компьютерами, а тж технических достижений в области робототехники.
См. также Изучение мнений и отношений персонала к условиям труда, Человеческие факторы, Профессиографический анализ, Моральный дух в организациях, Оценка персонала
Д. Р. Илген
Промышленный клинический психолог (occupational clinical psychologist)
Специалист, занимающийся проблемами психол. адапт. людей на рабочем месте, это психолог, к-рый, выступая в роли внешнего консультанта или штатного специалиста, адресуется к благополучию работников и орг-ции через программы и услуги, предоставляемые за счет спонсора, такого как работодатель или профсоюз.
П. к. п., как правило, обладает докторской степенью, полученной в результате выполнения аккредитованной программы, необходимым стажем практ. работы с занятым населением под руководством опытного специалиста в специализирующемся на проблемах психич. здоровья учреждении, и отвечает лицензионным требованиям, предъявляемым законодательством штата. Квалифицированный в применении психол. принципов в работе с проблемами психич. здоровья как работников, так и работодателей, этот психолог прошел обучение методам диагностики и оценки; методам консультирования и психотер., особенно ее кратким формам; кризисному вмешательству; работе со стрессом; управленческому и организационному консультированию; методам укрепления трудовой дисциплины, а тж разраб. и оценке соотв. программ. Такие профессионалы должны обладать практ. знанием федеральных, штатных и муниципальных регулирующих норм и правил, законов о тестировании и неприкосновенности частной жизни, а тж разделов законодательства, касающихся труда женщин, представителей этнических меньшинств и пожилых лиц.
См. также Производственные консультанты, Промышленная клиническая психология
X. В. Шмиц
Пропаганда (propaganda)
П. — это продвижение позиции или идеи в манере, отражающей попытки скорее навязать, чем дать о ней сбалансированное общее представление. П. можно противопоставить образованию, целью к-рого является передача знаний.
Первая попытка систематического анализа П. времен войны была предпринята Г. Д. Лассуэллом. Он исследовал успехи каждой из воюющих сторон в достижении четырех целей: а) деморализации врага; б) усилении ненависти к врагу; в) поддержании дружественных отношений с нейтральными государствами и г) возможности достижения сотрудничества с нейтральными государствами.
В др. странах термин «П.» использовался совершенно открыто и без сопутствующего негативного оценочного оттенка. Так, печально известный Й. Геббельс был рейхминистром народного образования и П. в гитлеровской Германии. США обычно называли свои агентства, к-рые выполняли сходные функции, «информационными» агентствами и агентствами «связи». В США термин П. приобрел негативный оценочный оттенок с 1930-х гг., когда он стал ассоциироваться с усилиями Германии и Италии добиться благоприятного отношения к новому политическому устройству своих государств.
В военной П., имеющей своей целью подорвать моральный дух врага, целью яв-ся потенциально колеблющийся человек, к-рый еще продолжает сражаться, но уже утратил боевой энтузиазм. Нереалистично ожидать, что такие люди бросят оружие и сдадутся в плен на основе одной лишь П., однако их можно подтолкнуть к тому, чтобы позволить взять себя в плен при соотв. стечении обстоятельств.
Один из путей изучения П. включает в себя анализ апелляций к страху в процессе убеждения. Исследуемыми зависимыми переменными при этом являлись такие последствия как намерение использовать ремни безопасности и получать соотв. инъекции для профилактики заболевания. Несмотря на отсутствие полной согласованности в результатах, установлена общая тенденция к положительной связи между интенсивностью побуждения страхом и степенью изменения аттитюда в результате П.
Возможно, что подверженность влиянию или убеждению средствами П. и др. убеждающих коммуникаций относится к классу общих черт, однако исслед. этой темы привели лишь к весьма скромным успехам в идентификации ее коррелятов. П. оказывается наиболее эффективной в работе с людьми, к-рые уже благоприятно настроены в отношении продвигаемых ею взглядов. Если они не настроены благоприятно, они могут избегать ее воздействия (не слушать передачи, не обращать внимания на плакаты и т. д.). Если они не настроены благоприятно, но все же подвергаются ее воздействию, они могут не воспринимать данное сообщение, не относя его к себе или искажая его смысловую структуру. По этой причине, пропагандистские усилия могут начинаться с предварительной подготовки аудиторий к восприятию сообщения и благоприятному к нему отношению. Этот процесс подразумевает апелляции к важности рассматриваемого вопроса.
Маркетинг товаров или услуг, связи с общественностью и рекламная деятельность представляют собой одну из форм П., т. к. они зачастую заинтересованы не в доведении до потребителей всей истины, а в выборочном дозировании информ. с целью стимулирования роста продаж.
См. также Аттитюды, Теория коммуникации, Убеждающие коммуникации, Социальное влияние
Ч. Виник
Просоциальное поведение (prosocial behavior)
П. п. состоит из реакций, к-рые не влекут за собой очевидных выгод для респондента, но выгодны реципиенту. В качестве гипотетических детерминант П. п. предлагались как внутренние, так и внешние механизмы. По мере взросления и развития индивидуумы совершенствуют свое понимание, лучше предвидят последствия своих действий и поступков и научаются ориентироваться и поступать на основе общих нравственных принципов. При акценте на внешних факторах внимание исследователей сосредоточивалось на ситуационных детерминантах П. п. Два осн. теорет. подхода к пониманию П. п. подчеркивали важность ситуации или окружения: попытки объяснить, исходя из теории подкрепления, почему люди иногда оказывают помощь др., и когнитивный анализ способа влияния на поведение восприятий и оценочных суждений. С т. зр. нек-рых представителей теории научения, просоциальные реакции возникают потому, что они вознаграждались в прошлом. Наряду с прошлым опытом, на индивидуумов тж влияют их ожидания в отношении будущих вознаграждений или наказаний.
Обнаружено, что к факторам, влияющим на П. п., относятся такие внешние детерминанты, как присутствие случайных свидетелей. Присутствие более чем одного свидетеля в чрезвычайной ситуации приводит к сдерживанию реакций со стороны каждого присутствующего человека. Такое подавление свидетелем своих реакций, по-видимому, является следствием неопределенности отношения присутствующих к самой ситуации. Люди реагируют в меньшей степени, когда обстоятельства оказываются неопределенными, когда они оказываются в незнакомой обстановке и когда они испытывают неуверенность в отношении поведенческих норм в условиях конкретного окружения.
Внутренние факторы, влияющие на П. п., включают такие переменные как настроение чел. Вероятность помогающего поведения возрастает, когда индивидуумы находятся в хорошем настроении. П. п. тж варьирует как функция от относительного баланса воспринимаемых затрат и вознаграждений.
См. также Альтруизм, Вмешательство случайных свидетелей, Сотрудничество/соперничество, Развитие социального поведения людей, Исследование социального климата
Ч. Г. Хьюбер
Профессиографический анализ (job analysis)
Разраб. исследовательских и психол. программ в орг-циях часто требует знания различных аспектов работ, выполняемых людьми. Процесс, посредством к-рого это знание приобретается, наз. П. а., тогда как отчет по рез-там такого анализа наз. профессиограммой (job description). Иногда эти термины употребляются как взаимозаменяемые.
Работа анализируется прежде всего для того, чтобы дать ответ на два вида вопросов: а) какие операции выполняются в процессе работы; б) какие ресурсы необходимы для этого. Ответы на первый вопрос могут описывать рез-ты работы или трудовые достижения, задания или обязанности, рабочие методы и процедуры и др. относящиеся к работе действия, типичные для всех людей, выполняющих эту работу. Всестороннее изучение работы может тж дать информ. о многообразных отклонениях в выполнении рекомендованных процедур или о возможных, но обычно не учитываемых или даже нежелательных последствиях к.-л. производственных действий. Ответы на второй вопрос могут описывать физ. ресурсы (напр., инструменты, оборудование или материалы), соц. или организационные ресурсы (напр., взаимоотношения между руководителями или коллегами и кадровую работу) или же личные ресурсы работника (напр., навыки, знания, способности или др. личные характеристики, необходимые для эффективного выполнения работы).
Профессиограммы служат основой для мн. видов исслед. и планирования практических программ. Примеры их использования можно обнаружить в проектировании трудовой деятельности (job design),разраб. программ профобучения, профконсультировании, оценке труда работника и определении профессиональных знаний и навыков или к.-л. более абстрактных конструктов, оцениваемых при подборе кадров.
Существует множество различных методов П. а., однако большинство их можно отнести к пяти категориям.
Самоотчеты.Осн. — часто единственным — источником информ. о работе яв-ся штатный исполнитель; нек-рые профессиограммы представляют собой не что иное, как отчет исполнителя, осн. отчасти на интроспективном взгляде на то, что ему приходится делать.
Непосредственное наблюдение.Нек-рые виды работ могут изучаться путем наблюдения за тем, как штатные исполнители выполняют свою работу. При этом могут использоваться такие вспомогательные средства, как видеокамеры или секундомеры, а сами наблюдения могут проводиться согласно заранее составленному временному графику. Этот метод информативен для тех видов работ, к-рые состоят из легко наблюдаемых физ. операций и коротких рабочих циклов, но он не очень подходит для работ, имеющих преим. когнитивный характер.
Исследования документации.Отчеты полицейских содержат сообщения о зафиксированных ими происшествиях (несчастных случаях, авариях и т. д.). Журналы регистрации жалоб могут содержать полезную информ. о работе как служителей правопорядка, так и представителей др. профессий, связанных с предоставлением разного рода услуг. Докладные записки могут сообщать о каких-то необычных, но важных событиях и достижениях. Мед. отчеты могут указывать источники опасности для здоровья и жизни людей в производственной среде или в методах работы. Могут существовать и составленные ранее Профессиограммы.
Интервью.Штатных исполнителей, их начальников и др. работников с сопряженными функциями могут интервьюировать по одиночке или группами, с тем чтобы определить широкие категории характеристик работы и отдельные детали внутри этих категорий. Интервью на ранних этапах анализа м. б. открытыми и неструктурированными; если анализ охватывает неск. различных видов работ, могут потребоваться стандартизированные формы интервью.
Дж. Фланаган разраб. специальный подход, к-рый хорошо зарекомендовал себя при групп. интервью. Работников или др. людей могут попросить выявить и описать критические случаи — примеры особо эффективного или неэффективного выполнения работы. Это описание включает цепочку событий, приводящих к критическому случаю, и его последствия. Анализируя совокупность критических случаев, можно многое узнать об источниках опасности, о факторах, влияющих на суждения людей, или о личных характеристиках, связанных с качеством выполнения работы. Этот прием особенно хорош для тех видов работ, где мн. важные аспекты профессиональной деятельности скрыты от сторонних наблюдателей.
Опросные методы.Когда нужно проанализировать множество видов работ или когда люди, имеющие одну и ту же профессию, выполняют различные варианты осн. работы, можно использовать анкеты или вопросники, с тем чтобы собрать информ., обычно получаемую посредством др. методов. Разраб. вопросника может потребовать наблюдений или интервью; если же он предназначен для широкого и частого использования, до проведения полномасштабных опросов его часто проверяют на небольшой выборке и при необходимости дорабатывают.
См. также Прикладные исследования, Промышленная психология, Оценка труда работника для установления заработной платы
Р. М. Гийон
Профессиональная адаптация (occupational adjustment)
П. а. — сложный и длительный процесс, к-рый начинается со времени вступления в трудовую деятельность и продолжается на протяжении всей жизни. Прикл. психологи изучают мотивацию и потребности работника в связи с удовлетворенностью работой и исследуют влияние различных индивидуальных и организационных характеристик на его трудовую деятельность.
Теории П. а.Для объяснения процесса П. а. был выдвинут ряд теорий. Теоретик в области профессионального развития, Д. Супер, и его коллеги выделяют 3 стадии в процессе П. а. (определение, поддержание и спад). Супер описал задачи развития, к-рые решаются индивидуумом на каждой из стадий. Осн. задача начальной фазы, или фазы определения карьеры, состоит в реализации профессиональных предпочтений и осознании потребности достижения стабильности в профессиональной карьере. На следующей фазе индивидуум либо действительно приобретает постоянную работу, либо оказывается вынужденным смириться с более или менее постоянной нестабильностью. Наконец, индивидуум закрепляется и прогрессирует в избранной профессиональной карьере. Др. стадии были предложены Миллером и Формом (пробный период, стабильный период, и период отхода от дел) и Р. Хэвигхёрстом (становление, поддержание и раздумья [обозрение]).
Изучались тж проблемы или стили адаптации к работе. Нефф выделил 5 типов нарушений, или патологии трудовой адаптации, включающих низкую рабочую мотивацию, страх или тревогу в ответ на требования к рабочей продуктивности, враждебность и агрессию, зависимость и соц. наивность. Наконец, Холланд и Шейн показали, как взаимодействие черт индивидуума и характеристик среды вызывают П. а. и профессиональный рост.
Обстоятельная и эмпирически обоснованная теория П. а. была изложена Лофквистом и Дэвисом в их труде «Адаптация к работе» (Adjustment to work). Согласно этой теории, профессиональное окружение вырабатывает разнообразные паттерны подкрепления, к-рые вступают во взаимодействие с потребностями и способностями индивидуума. Соответствие, или гармония между индивидуумом и его рабочим окружением, будет приводить к удовлетворенности и удовлетворительности и, как следствие, к определенному уровню постоянства или трудовой стабильности. Удовлетворенность и удовлетворительность яв-ся комплементарными рез-тами адаптации к работе.
Т. обр., в адаптацию к работе вносят вклад индивидуальные факторы и факторы среды. В соответствии с этой теорией были подобраны психол. опросники для измерения индивидуальных потребностей (Миннесотский опросник важности, Minnesota Importance Questionnaire [MIQ])и составлены описания паттернов профессиональных подкрепляющих стимулов для различных профессий.
Уорр и Уолл говорят о существовании тесной связи между общим психич. здоровьем и адаптацией к работе. Эта авторы сходятся в мнении о том, что удовлетворение индивидуальных потребностей в работе существенно для самооценки и, следовательно, для общего здоровья. В целом рез-ты исслед. подтверждают наличие связи между общей и П. а. Крайтс обращает внимание на то, что эта связь яв-ся сложной и, по-видимому, зависит от индивидуальных и организационных опосредующих переменных.
Вмешательства в целях облегчения профессиональной адаптации.В промышленности применялись терапевтические и профилактические программы для содействия П. а. и психич. здоровью работников, включающие, помимо прочего, усовершенствования в процедурах отбора и обучения. В исслед. обнаружилось, что сбалансированная (позитивная и негативная) информ. о предстоящей работе, предоставляемая кандидату, приводила к более реалистическим ожиданиям и снижала число увольнений.
Др. программы предназначались для обучения менеджеров более эффективному руководству в вопросах развития профессиональной карьеры работников. Кроме того, орг-ция консультационных центров и центров по оказанию помощи работникам стала приобретать все большую популярность в сфере бизнеса, в пром-сти и гос. учреждениях. Эти и др. подобные им программы повышают способность работника и орг-ции справляться с проблемами П. а.
См. также Развитие профессиональной карьеры, Промышленная психология, Удовлетворенность работой
А. Р. Споукейн
Профессиональная реабилитация (vocational rehabilitation)
Согласно Ричарду Берку, первое Постановление о П. р. (гос. Закон 236) в США было принято Конгрессом 2 июня 1920 г. Это постановление делало особое ударение на профессии и определяло реабилитацию как «усилия, направленные на то, чтобы сделать инвалида способным заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью».
Теоретически программа П. р. должна адресоваться людям с ограниченной дееспособностью, предоставляя им возможность выбора. Она должна бы отличаться от схожих мероприятий, целью к-рых яв-ся первичное обучение, такое как профориентация, профобучение и повышение квалификации. Однако на практике, мн. инвалиды выбирают из имеющихся в наличии ресурсов, чтобы удовлетворить свои личные потребности, часто не принимая во внимание ни подобные официальные определения, ни рекомендации специалистов.
Индивидуальная практика искажает статистические тенденции и лишает точности определения. Однако за ней стоят определенные причины. Она отражает практ. соображения. Чел. может предпочесть одну программу др. из-за близости места учебы. Др. причиной м. б. чувство стыда, связанное с П. р. и недееспособностью, вынудившей чел. ее проходить. Ольшански высказывает предположение, что инвалид часто страдает от чувства стыда не в какой-то одной его форме, а от множества его разновидностей, связанных с внешними физ. недостатками, стереотипными представлениями о людях, получающих соц. помощь, и даже с аттитюдами в отношении расовой принадлежности, цвета кожи или религиозных убеждений. В то время как достижения медицины и науки продолжают способствовать увеличению продолжительности жизни, будет все больше расти потребность в П. р., направленной на повышение качества более долгой жизни инвалидов.
С. Берент
Профессиональная этика (professional ethics)
Этика представляет собой совокупность норм, к-рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг-ций, участников исслед., профессиональных групп и об-ва в целом.
Можно организовать этические нормы вокруг чел. или группы, по отношению к к-рым возникает ответственность специалиста, либо вокруг широких классиф. принципов. В любом случае нормы, как правило, яв-ся, скорее, общими направляющими линиями для принятия решений относительно этичных действий как до, так и после того, как они имеют место, чем набором правил для всех возможных профессиональных ситуаций. Когда этические нормы вырабатываются профессиональными орг-циями, то следование этим нормам становится одним из условий принадлежности к этим орг-циям. В таких случаях нормы становятся основой для официального рассмотрения вопросов предполагаемого неэтичного поведения.
Системы этических принципов осн. на целях, задачах и фундаментальных ценностях конкретных профессий. Не столь весомые как гражданское или уголовное право, они все же могут служить руководящей линией для разраб. законодательства или для определения в ходе гражданского разбирательства, были ли нарушены принятые нормы практики. Этические принципы обычно периодически пересматриваются, отражая развитие профессии, изменение норм об-ва в целом или рез-ты судебных решений.
В 1953 г. были опубликованы первые официальные этические стандарты Американской психол. ассоц. (АПА), к-рые с тех пор неск. раз пересматривались.
Первая сфера — «ответственность» — обращает особое внимание на то, что психологи должны быть чрезвычайно чувствительны к потенциально возможным конечным рез-там своих профессиональных действий.
Принцип «компетентности» подчеркивает, что психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в тех областях, в к-рых они, несомненно, обладают знаниями, умениями, подготовкой и опытом.
Принцип «моральных и правовых норм» требует от психологов знания норм поведения, существующих в об-ве, и использования этой информ. при разраб. собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения.
Принцип, управляющий «самопрезентациями», определяет способы предоставления орг-цией либо специалистами сведений о своей профессиональной квалификации, участии в профессиональных сообществах и своих функциях.
Принцип «конфиденциальности» яв-ся неотъемлемой частью эффективной психол. практики. Сведения, предоставленные психологу в контексте профессиональных отношений, никоим образом не должны передаваться др. лицам в любой форме без согласия заинтересованного лица, если не возникает очевидной опасности для кого-либо др.
В целях защиты прав тех, кто прибегает к психол. услугам, разраб. принцип, касающийся «благополучия потребителя».
Принцип, касающийся «профессиональных взаимоотношений», обращает внимание на обязательства психологов при взаимодействии с др. специалистами. От психологов ожидается, что они будут принимать во внимание нужды и умения др. специалистов и гарантировать наилучшие из всех возможных услуги для клиентов.
Принцип, регулирующий использование «методик оценки», требует от психологов соблюдения норм, относящихся к данным методикам в целях обеспечения их надежности и предотвращения неправильного использования.
Принцип, касающийся «проведения исслед. с участием чел.», яв-ся столь сложным, что заслуживает отдельной большой публикации. Может иметь место непреодолимый этический конфликт, связанный с тем, что на одну чашу весов должна быть положена ценность исслед., а на др. — любой потенциально возможный риск для участников.
Завершающий принцип охватывает «заботу о животных и обращение с ними». При использовании животных в целях исслед. следует позаботиться о гуманном обращении с ними и о соблюдении действующего законодательства.
Эти этические разделы иллюстрируют типы проблем, с к-рыми сталкиваются психологи и др. специалисты. Ясно, что в центре внимания находится защита тех, с кем работают психологи. Это помогает тж защитить и самих психологов, предоставляя рамки, в к-рых проводится работа, и обеспечивая поддержку других коллег. Кроме того, такое внимание защищает от вмешательства непрофессионалов.
В разраб. этических норм и следовании им существует неск. важных проблем. К одной из них относится сильное различие методов работы с клиентами, причем мн. из них не имеют четких стандартов в применении. Далее, поведение тех, кто ищет психол. помощь, часто находится в конфликте с соц. ожиданиями, и психолог несет ответственность за обе стороны. Третья проблема — интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями об-ва в том виде, в каком они описаны в законодательстве. Еще одной проблемой яв-ся работа психологов в непсихологическом окружении (напр., бизнесе) с иными организационными стандартами. Это лишь малая часть того многообразия проблем, к-рое связано с разраб. четких этических директив.
Существуют определенные группы клиентов, относительно к-рых психологам особенно трудно выносить суждения об этичности практики. Лица, страдающие психич. нарушениями, составляют одну из таких групп ввиду их неспособности самостоятельно принимать эффективные решения, что возлагает дополнительную нагрузку на психолога.
Второй группой, требующей особого этического подхода, яв-ся дети вследствие их недостаточных навыков защиты себя. Права детей особенно уязвимы в отношении насилия, так как эти права ограничены законом.
В семейной терапии тж возникают нестандартные трудности. Трудно поддерживать конфиденциальность в тех случаях, когда терапевты общаются с др. членами семьи за пределами сеансов терапии, и это общение, даже если оно приносит пользу, должно оставаться конфиденциальным.
Особые этические проблемы возникают в терапевтических группах, так как их члены связаны только своими собственными моральными стандартами, а не формальными этическими или правовыми нормами. Вследствие этого члены группы могут потенциально нанести вред др. членам или же не смогут сохранять конфиденциальность.
Еще одна группа проблем касается этических вопросов, связанных с клиентами, помощь которым оплачивают страховые компании. Если психолог принимает оплату от страховой компании, он должен предоставлять ей определенную информ. о клиенте (напр., диагноз, обоснование необходимости терапии, количество сеансов). Следовательно, такая информ. не будет больше конфиденциальной.
Очевидно, что эти этические принципы не решают всех проблем, с к-рыми сталкиваются психологи. Исключения из типичных ситуаций этического суждения происходят по мере изменений в психол. теории и практике. Интеграция соц. и профессиональных ценностей с юридич. требованиями яв-ся непрерывным процессом.
Следовательно, этические принципы — это не застывший набор правил, а скорее путеводные линии, следуя к-рым, каждый психолог должен, тем не менее, непрерывно выносить решения на благо всех заинтересованных сторон.
См. также Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией, Профессиональные консультации
Т. С. Беннетт
Профессиональное консультирование (occupational counseling)
П. к. лучше всего разграничивается с др. близкими формами оказания помощи в области профессий и карьеры (напр., профориентационным консультированием, консультированием по вопросам карьеры, профориентацией) по его целям и содержанию. П. к. фокусируется на подготовке клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, наряду с традиционным акцентом на проблемах профессионального выбора, характерным для др. родственных ему форм консультирования. Кроме того, профессиональные консультанты работают с клиентами всех уровней профессиональной структуры (напр., квалифицированными рабочими). Трудоустройство и последующее сопровождение клиента яв-ся, т. о., важными дополнительными функциями консультанта в П. к.
Задача П. к. заключается в том, чтобы помочь чел. сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации. Поиск работы как задача консультирования и использование информ. о профессии как инструмент консультирования отличают П. к. от его более ориентированных на выбор аналогов.
П. к. уходит своими корнями в движение соц. реформ конца 1800-х гг. Его формальным основателем считается Фрэнк Парсонс. Парсонс описал трехшаговый процесс, в ходе к-рого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и др. в процессе «принятия выверенного решения».
Профессиональные консультанты работают в разнообразных структурах и орг-циях, в т. ч. в школах, органах соц. реабилитации отбывших наказание преступников, консультационных центрах, центрах по планированию карьеры, Ведомстве по делам ветеранов (Veterans Administration), гос. бюро по трудоустройству, общественных объединениях и, все чаще, в органах исполнительной власти, сфере бизнеса и промышленном пр-ве.