Рождение ребенка – переход к новому типу развития
При рождении происходит физическое отделение ребенка от матери. Отделение от организма матери приводит к разрыву множества связей между ними – биохимических, физиологических, структурно-органических – и к появлению двух самостоятельных форм жизни. Первоначально исходная субъектность ребенка есть просто другой, отличный от него субъект.Таково, по словам Г. Ф. Гегеля, «в непосредственном существовании отношение ребенка в утробе матери – отношение, не являющееся ни чисто телесным, ни чисто духовным, но психическим, – отношение души. Это два индивидуума, но в еще не расторгнутом единстве; один еще не является самостью, не есть нечто непроницаемое, но нечто не способное к противодействию, другой есть субъект этого единства, единичная самость обоих. Мать есть гений ребенка».[80]В этих словах подчеркнут факт изначального психосоматического единства, глубоко укорененного в природе двух существ, вмещающего в себя огромное число разнообразных связей.
Тот фундаментальный сдвиг в развитии, в котором завязывается узел противоречивого бытия ребенка, с момента которого, собственно, только и возможно вести речь о становлении субъектности, связан с рождением. Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, резкое изменение в ситуации развития.Происходит переход от биологического типа развития к социальному. Уход за ребенком со стороны взрослого уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Младенец сам не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности. Самые элементарные и основные жизненные нужды младенца могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним. Развитие через других, через взрослых – основной принцип жизнедеятельности ребенка в этом возрасте. Что бы ни происходило с новорожденным, он всегда находит себя в ситуации, связанной с ухаживающими за ним взрослыми. Зависимость младенца от взрослого создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности: эти отношения оказываются опосредованными родным взрослым. Физиологическая связь плода и организма матери сменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими его жизнь близкими.
Живая общность, сплетение и взаимосвязь двух жизней, их внутреннее единство и внешняя противопоставленность друг другу самим фактом своим указывает на то, что взрослый (вообще – другой человек) для ребенка не просто одно из условий его развития наряду со многими другими (не просто персонификатор и источник общественно выработанных способностей), а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъектности , основание нормального развития и полноценной человеческой жизни.
Новым, что возникало в период кризиса рождения, является то, что жизнь младенца становится индивидуальным существованием; жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена в социальную жизнь окружающих ребенка людей . Родовой кризис обнаруживается сразу же как острое жизненное противоречие между пренатальной формой витального единства матери и ребенка (психобиологический симбиоз [81]) и тотальным разрывом множества связей между ними. Поэтому, чтобы возникшее противоречие не разрешилось гибельным для ребенка образом, данный разрыв и противостояние двух жизней должен быть преодолен практически – как совместное простраивание новой формы со-бытийности в новых условиях существования.
Соответственно, чтобы новая форма совместного бытия – как способ выхода из кризисной ситуации – начала складываться, должна существенно измениться общая установка взрослого на ребенка: не столько общедиффузная расположенность и приязнь к нему, сколько действенная стратегия отношения к нему как к целому. Взрослый так и относится, всегда реализуя вполне определенную, культурно заданную программу ухода за ребенком.
Факт рождения есть скачок в развитии, главной особенностью которого является начало процесса физического обособления ребенка. Однако здесь происходит и противоположно направленный процесс отождествления взрослого с ребенком. Ребенок еще очень долгое время находится в системе устойчивых непосредственных связей со взрослым. Многое из их совместной жизнедеятельности направлено на восстановление прерванных связей или на порождение новых, обеспечивающих новую форму единства ребенка и взрослого – витально-органическое со-бытие. Основой этой формы совместности ребенка и ухаживающего за ним взрослого выступает поддержание жизни и возможности развития, удовлетворение органических потребностей ребенка.
Ребенок входит в со-бытие своей органичностью, живой пластичностью , можно сказать – предельной неопределенностью, незаданностью того или иного способа бытия, незаданностью своих способностей, чистой потенциальностью (даже «тело» еще не оформлено, есть только телесность). Взрослый входит в со-бытие как живой носитель культурной программы ухода за ребенком , определенной программы действий по его воспитанию и образованию. Во встрече пластичной органичности и действенной программы в со-бытии ребенка и взрослого (в первую очередь – матери) и происходит обретение индивидуальных способностей. Ребенок, по существу, реактивен с самого начала. От взрослого исходит все, что младенец получает на этой ступени развития: не только удовлетворение его потребностей, но также все развлечения и возбуждения, вызываемые переменой положения, движением, игрой и т. п. Ребенок приходит в мир без потребности в общении и без умения общаться. Ухаживая за ребенком, взрослый организует атмосферу общения, устанавливает с ним связь, оформляет его поведение .
В кризисе рождения происходит включение, задействование целого ряда органических систем, имеющих биогенетическую природу, но еще не соотнесенных друг с другом, как бы рядоположенных, нескоординированных. Программа ухода за ребенком выступает как внешняя рефлексия взрослого в со-бытии. Она прекращает спонтанную активность некоторых врожденных реакций, обособляет ребенка в качестве скоординированного комплекса телесно-поведенческих функциональных органов(виды сосредоточения, временной упорядоченности движений, некоторых двигательных координаций и т. п.). В следующей стадии новорожденности органы обособления все более совершенствуются, координируются, ложатся в основу первичной инициативности ребенка.
1.2. Новорожденность – синтез психосоматического единства (3 нед. – 3,5 мес.)