Клинико-психологическая диагностика младших школьников.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Б1.В.ОД.14 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология образования

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

Очная форма обучения

Составитель: Храпенко И.Б., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ   Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 06.06 2016 г.) Клинико-психологическая диагностика младших школьников. - student2.ru Зав. кафедрой И.А. Синкевич

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Б1.В.ОД.7 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология образования

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

Очная форма обучения

Составитель: Храпенко И.Б., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ   Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 06.06 2016 г.)   Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических занятий

Практическое занятие 1.

Предмет, проблемы и задачи клинической психологии младших школьников.

План занятия.

1. Статус современного младшего школьника.

2. Социальная ситуация развития младшего школьника. Нормативные проблемы младшего школьника. Кризис 7 –ми лет.

3. Исследование и обследование младших школьников: основные проблемы и задачи. Проблемы экспертизы младших школьников. Медико-психолого-педагогическая комиссия.

4. Причины нарушения развития в младшем школьном возрасте.

Вопросы для обсуждения.

1. Оценка знаний и оценка личности младшего школьника – проблемы и последствия.

2. Проблема смены ведущей деятельности: от игры к учебе.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. - Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. - МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 224 с. - (Высшее образование). (20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. - СПб. : Речь. - 176 с. : ил. - (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. - М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) "Педагогика" / под ред. У. В. Ульенковой. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. - СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. "Психология" и спец. "Психология" и "Клиническая психология" / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· написать эссе по теме «Нормативный кризис 7-ми лет».

· выписать основные понятия, характеризующие нарушения психического развития в младшем школьном возрасте, сопоставить с данными полученными на дисциплине «Клиническая психология детей раннего и дошкольного возраста».

Практическое занятие 2.

Клинико-психологическая диагностика младших школьников.

Наши рекомендации