Город Невезучих

Елена Фоломеева (г. Москва)
Цель:
Повысить самооценку участников.
Задачи:
1.Научиться ценить себя (проблема — «я — плохой»).
2. Поверить в свои силы (проблема — «я сам ничего не могу, у меня ничего не получается»).
3. Развить коммуникативные навыки (проблема — «со мной никто не хочет общаться»).
Время игры: полный тренинговый день, возможно, включая значительную часть и следующего дня.


ход игры
Ведущий: Водном вполне благополучном государстве тихо и незаметно существовал довольно странный город. Находился он на берегу океана в удобной бухте и с огромным портом, на пересечении
торговых путей, но экономика его не развивалась, люди в нем жили бедно, только-только на хлеб хватало, и были такими тихими и незаметными, что порой казалось, что их и нет вовсе. Вокруг них жизнь бурлила и кипела, путники рассказывали яркие истории о разных городах, странах, обычаях, но местные жители только качали головами׃ «Это не для меня, вряд ли я смогу что-то изменить. Там будет то же самое, что и здесь». Практически все приезжие покидали этот город незадерживаясь, в нем не было достопримечательностей, ярких впечатлений, но были и такие, кто задерживался надолго или оставался навсегда. Постепенно сливаясь с общим серым обликом города и его незаметным населением.
Жителям этого города казалось, что ни они, ни их жизнь никому не интересны. Яркая жизнь где-то рядом, но их она не задевает, люди общаются, а они только смотрят со стороны. Конечно, иногда и им
приходится контактировать с другими людьми, но эти контакты всегда получаются неуклюжими и быстро прерываются.
РАЗМИНКА. Представьте себе, что вы гуляете по улице, у вас ого свободного времени и к вам на улице подходит не очень опрятно одетый парень и довольно развязно спрашивает, где тут в вашем
городе можно прилично поесть и какие есть достопримечательности. А заодно предлагает быть его гидом. Ваши действия.
Высказаться должны все.


Упражнение 1. Вспомнить, когда последний раз на улице: а) вы пытались завязать знакомство: б) с вами пытались познакомиться. Что из этого получилось? Если сложно вспомнить что-то свое, можно поделиться теми вариантами знакомств, которые вы наблюдали (как понравившимися, так и нет).
По завершении упражнения проводятся анализ и обоснование различных схем поведения, происходит расширение представлений каждого о возможных вариантах поведения и сравнение ощущений в моменты, когда вы проявляете инициативу и когда отвечаете на инициативу другого.


Упражнение 2. Каждый выбирает понравившуюся ему схему поведения, обязательно новую для себя, и идет знакомиться с кем-то в группе, разыгрывая случайную встречу на улице. Первый человек выходит добровольно, затем идет знакомиться тот, кого выбрали, для знакомства, и т.д. Люди не должны повторяться, заканчивается упражнение, когда последний участник идет знакомиться с первым.
Ведущий:Люди в городе Невезучих общались в основном на работе, по делу. Там же знакомились, создавали семьи. Часто через их город проходили веселые симпатичные люди, которые пытались вступить в контакт, но им почти никогда не отвечали. «Все равно, мы им не интересны, - говорили жители, - вот если бы мы были известными актерами, спортсменами, телеведущими, тогда бы все хотели с нами познакомиться».


Упражнение 3. Каждому участнику необходимо выбрать для себя образ какого-либо известного человека (спортсмена, телеведущего, шоумена), желательно балагура, и от его имени сделать рекламу какому-либо товару, чтобы у вас его купили на улице, хотя он этим людям не нужен.
Ведущий: Теперь, когда жителям этого города становилось одиноко или кто-то обращался к ним с вопросом, они представляли себя известными людьми и беседы клеились, общение становилось интересным и продолжительным.


Упражнение 4. Вы все известные люди, вы постоянно мелькаете на экранах телевизора, вас знают в лицо практически все, вы все прекрасно знаете каждого заочно, но лично не знакомы. Недалеко от то
города, где вы живете, в прекрасном живописном месте открылся новый роскошный отель. Владельцы отеля решили провести промоушн-акцию и пригласили вас всех провести уик-энд в отеле. И вот вы все неожиданно встретились в холле отеля. Администрация выделила каждому из вас роскошный номер. Сейчас вам предстоит расселиться по бунгало, которые состоят из четырех номеров и общей веранды. Вам необходимо разбиться на группы по 4 человека, пригласив к себе в соседи тех известных людей, с которыми вам хотелось бы провести выходные. Итак, вы расселились по бунгало, но администрация не просто так вас пригласила. Они попросили, чтобы на торжественном обеде в честь открытия отеля жители каждого бунгало рассказали о своих впечатлениях, о перспективах развития отеля, предложив для него: название, девиз (лозунг), скульптурную композицию при въезде и анимационный сценарий на один вечер.


Затем каждая группа показывает, что она сделала. Обсуждение: как разбивались на группы, по каким признакам выбирали соседей, легко ли это было, как сочиняли, обсуждали, что было сложно, чем был убедителен тот человек, вариант которого выбрали.
Ведущий: Начав общаться с другими людьми, жители города выяснили, что общение с одними легко и приятно, с другими, наоборот, как будто в грязи извалялся. И стали они думать, в чем же разница.


Упражнение 5. Нужно написать 10 ваших характеристик, по которым людям нравится с вами общаться. Листок убрать. Написать 10 характеристик людей, с которыми вам нравится общаться. Разбиться на пары (тройки) и из написанных характеристик выработать общих 10. Объединиться по две-три группы так, чтобы осталось две команды и внутри каждой опять выработать общие характеристики. Сравнить варианты, выработанные группами, между собой. Сравнить варианты, выработанные группами, с написанными индивидуально. Каждый отдельно без огласки сравнивает черты, привлекательные для общения, выработанные группами, с теми, которые вначале написал как свои привлекательные.
Ведущий: Посмотрели жители на те черты, которые делают людей привлекательными, посмотрели на себя — и опять загрустили. Слишком сильно отличаются они от идеального образа. «Хорошо, конечно, что мы теперь можем общаться с другими, представляя себя известными людьми, но нас настоящих все равно никто не полюбит», — думали они.


Упражнение 6. Каждый человек выбирает себе самого отрицательного героя, с его точки зрения, из общеизвестных книг, фильмов сказок, мультфильмов. Разбиться на 3—4 группы (рассчитавшись на 1—2—3—4, чтобы не повторились команды из бунгало), выработать в каждой группе общего отрицательного героя. Каждой группе назвать минимум 3 характеристики данного героя, за которые его можно а) уважать, б) ценить, в) хотеть с ним общаться. Затем каждая группа представляет своего героя.
Ведущий: После уик-энда в загородном отеле вы вернулись к себе на работу и стали рассказывать друзьям и коллегам, с какими замечательными людьми познакомились, как вам было интересно и весело. И тогда ваш шеф (режиссер, редактор и т.п.) предложил вам собрать кого-то из этих людей и сделать с ними передачу «один уик-энд известного человека». Сюжет должен быть коротким, буквально 5минут, но отражать особенности проведения выходных популярных людей. Сейчас нужно разбиться на 3—4 команды (необязательно, как в отеле, вы за выходные лучше узнали друг друга и пристрастия могли поменяться) и за 20 минут подготовить передачу. При необходимости можно использовать бумагу и фломастеры.


После выполнения этого задания следует сделать большой перерыв.
Ведущий:Жизнь у жителей города Невезучих хоть и стала немного интересней благодаря общению, но принципиальных изменений не претерпела. Все так же яркие новые события проходили мимо, а жители города молились только о том, чтобы не было хуже. Уже много лет никому из постоянных жителей города не удавалось выбраться из этой рутины, они научились довольствоваться малым и не стремились к большему.
Как-то раз в одной из маленьких гостиниц города поселился путник. Он обратил внимание, что холл украшен прекрасной вышивкой. Хозяйка сказала, что это она в свободное время вышивает и развешивает для украшения. «Но это так великолепно, это надо показывать людям», - сказал гость. Но она только покачала головой: «Ну, что вы, так каждый может, что тут такого». «У вас уникальный дар, вам нужно организовать выставку, люди будут в восторге от ваших работ». «Никто не захочет пойти на такую выставку, никто не обратит внимания на меня». «А вы попробуйте!»
Очень убедителен и настойчив был постоялец. И она пошла к соседке с просьбой: «Только ты умеешь так красиво, каллиграфически писать. Напиши мне, пожалуйста, плакаты, что в холле моего отеля будет выставка». Соседка тоже долю стеснялась и отнекивалась. Но в конце концов согласилась.


Упражнение 7. Найти в себе уникальные умения (возможно, способности и таланты, на которые обращали внимание в детстве, но они не были реализованы) и рассказать об этом. Обсуждение: легко ли было найти, что чувствовали, пока выбирали, насколько важно для вас иметь этот дар.
Ведущий:Все жители города после споров и обсуждений нашли в себе уникальные способности, но не знали, зачем они им нужны. Ведь в жизни много сложных ситуаций, в которых эти способности бесполезны. Нужны какие-то другие способы решения. И тут имв голову пришло воспользоваться тем же методом перевоплощения, который они применяли, чтобы научиться легко и непринужденно общаться с другими людьми. И они попробовали.


Упражнение 8. Вспомнить (или сочинить) ситуацию из жизни, которая поставила вас или ваших знакомых в тупик и вы до сих пор не знаете, как лучше всего надо было из нее выйти. Каждый участник коротко (не более минуты) оглашает ситуацию, и группа выбирает три наиболее интересных. Группа делится на три подгруппы. Оглашается первая ситуация, и группам назначаются роли. Одной — Эркюль Пуаро (чистый разум), другой — Арнольд Шварценеггер (голые мускулы), Третьей — классическая мусульманская жена (полная зависимость и несамостоятельность). Каждая группа должна смоделировать выход из ситуации с точки зрения одного из героев. Оглашение вариантов. То же самое со следующей ситуацией, группы меняются ролями. То же самое с Последней историей, каждая группа должна побывать в каждой роли. Обсуждение: какие решения в каком случае оказались лучше.
Ведущий: Тем временем популярность гостиницы, в которой была открыта выставка, росла и росла. Хозяйкой восхищались, делали ей комплименты. Она стала по-другому одеваться, ездить в другие города, Посещать салоны красоты и т.п. Выросшие доходы позволили ей начать строительство второй гостиницы.
«Счастливая, — говорили жители города, — ей повезло, вот бы мне такой случай». «Попробуйте и вы, — отвечала она, — в свои все более редкие посещения города Невезучих». — «Но у нас не выйдет, Мы же не умеем так вышивать».


Упражнение 9.Найти поприще (направление деятельности), где бы ваш дар (умение, способности) могли бы пригодиться, и рассказать об этом. Обсуждение: много ли вариантов деятельности пришло в голову, почему выбрали этот? Что вы при этом чувствуете? Совпадает ли это направление деятельности с тем, что вы делаете сейчас? Если нет, то хотелось бы поменять, если да, то кем еще могли бы стать?


Упражнение 10.Нарисовать или найти метафору, написать стихи,в общем, в любой форме преподнести атмосферу той деятельности или того коллектива, в которых вы бы хотели себя реализовать, Желательно указать, где вы видите себя в этой картине мира.
Ведущий:Случилось так, что рядом с этим городом открыли офшорную зону, построили более современный порт, проложили прекрасные дороги. И те богатые люди, что давали стабильную работу жителям города, потеряли к ним всякий интерес. Жители лишились дохода и должны были срочно искать другие возможности для существования. Как бы вы могли в такой ситуации организовать свой бизнес? Использовать свой талант? Найти другие формы и возможности получить работу? Были ли такие ситуации в жизни?


После выполнения задания организуется обсуждение: есть ли разница в ощущениях в реальной жизненной ситуации и сейчас, какая, чем обусловлена?


Ведущий: Вы сейчас услышали, кто и каким бизнесом собирается заниматься. В течение пяти минут вы должны решить, хотите ли вы предложить кому-то объединиться для занятия бизнесом, или взаимовыгодно объединить под одной крышей различные виды бизнеса, или остаться в своем бизнесе индивидуально. Пожалуйста, договоритесь и обозначьте получившиеся группы... Через 30 минут вам необходимо представить публике, для которой вы работаете: название фирмы, девиз, логотип (обязательно указать цветовое решение логотипа), вид деятельности, а также сделать радио- и телерекламу вашего предприятия.
Затем организуется представление полученных результатов и обсуждение: с кем объединялись, почему, кто предлагал идеи для создания фирменного стиля, чьи идеи принимались, что убеждало.


Ведущий: Ваши корпорации разрастались, осваивали новые континенты, укрупнялись, включали в себя новые виды бизнеса. В конце концов, осталось всего две крупных корпорации. Вам сейчас нужно дополнительно объединиться, чтобы получилось 2 команды.. На Земле уже не осталось неосвоенных вами земель, и вы решили поискать новых клиентов в Космосе. Вы прилетели на обитаемую планету. Вас окружили местныежители. Они настроены достаточно настороженно. Если вам не удастся убедить их в своих добрых намерениях, то вам грозят серьезные неприятности. Никаких доступных вам языков они не понимают. Через 25минут вам надо вступить в контакт с инопланетянами, расположить к себе, невербально объяснить им, зачем вы прилетели, чем вы занимаетесь, чем вы для них полезны. Пока одна команда показывает свое обращение, другая — играет роль инопланетян. Если им что-то непонятно или не нравится, они могут (тоже невербально) выражать агрессию, гнев, раздражение и т.д. Если нравится - приглашать в гости, дарить подарки. Можно издавать различные звуки... Оказалось, что на этой планете жители находятся в ранней стадии развития, климат у них такой, что в еде, одежде,жилищах они не нуждаются. О транспорте,телефонах и
прочих атрибутах цивилизации не знают и знать не хотят. Но у них есть много ценных металлов и драгоценных камней, поэтому вам очень важно организовать здесь свой бизнес. Завоевать их вы не можете. Через 30 минут вам надо определить, какую совместную деятельность вы можете им предложить, и с помощью рисунков и жестов объяснить им все это. Звуки издавать нельзя.
По завершении последних заданий организуется обсуждение:
Что чувствовали участники, когда приходилось объясняться без слов?
Что легче: когда разрешены звуки или рисунки?
Насколько сложно понять, что же нужно созданию, живущему совершенно в других условиях, с иными потребностями? и т.п.

Маски-шоу

Татьяна Соловьева (г. Волжский)

Цель:
Ознакомление выпускников школы с простейшими приемами снятия эмоционального напряжения, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, получение опыта поведения на экзамене, структурирования ответа, поиск ресурса для уверенного поведения, настрой на позитивное начало.
Оборудование:Желателен, но не обязателен магнитофон, аудиокассеты со спокойной музыкой для релаксации. Маски для игры. Небольшие мягкие или полиуретановые игрушки — персонажи различных сказок (можно заменить картинками). Карточки с текстами билетов.

ход игры

Наши рекомендации