Симметричные композиции. Композиционный центр
В работе над плакатом художник опирается прежде всего на внутреннее чувство гармонии, на ощущение слаженности всех элементов композиции. Это чувство не покидает его на всех этапах творчества — от первого штриха до завершения работы.
В античности слово «гармония» означало степень совершенства устройства космоса и мира человека как подобия космоса, душевный склад. Гармонией греки называли также скрепу, связь, соединение, согласование, соглашение, договор, строй и лад (в музыке), стройность, соразмерность, равновесие противоположностей, согласие разногласного, а кроме того, симметрию, пропорциональность.
Даже в простом перечислении значений этого слова можно увидеть глубокое родство с пропорциями. Не случайно композиционные средства иногда называют средствами гармонизации.
Плакат — произведение искусства, создаваемое на плоскости прямоугольной формы. Поэтому изучение гармонии лучше проводить на геометрических композициях прямоугольной формы.
Психологические, экспериментально-эстетические методы анализа гармонии композиции не противопоставляются философским, историческим, методологическим, понятийным, а также искусствоведческим исследованиям. Они дополняют, углубляют и уточняют их. Разумеется, не следует видеть в элементарных композициях, которые изучаются экспериментальными методами, прототип композиции реальных плакатов. Здесь познаются закономерности, типичные проявления гармонии для родственных по композиционно-художественному приему композиций.
Может ли среди геометрических композиций одного и того же вида (например, прямоугольников с любым отношением сторон и разделенных симметрично двумя вертикальными линиями на три произвольные части) существовать такая композиция, которая была бы наиболее гармоничной по отношению к остальным? (рис. 86). Ответ на этот вопрос дали проведенные со студентами-художниками эксперименты [15].
Подобрать критерий, на основе которого испытуемые должны сделать выбор композиции, достаточно трудная задача. Исходя из того, что необходимой составной частью композиции является гармония, были выбраны критерии «выразительного» и «приятного».
Слово «выразительное» ориентирует человека на поиск композиции, которая вызвала бы у него сильную реакцию. В искусстве с этим понятием связывают большую силу воздействия композиции на человека, ее повышенную контрастность, подчеркнутую динамичность, напряженность, интенсивность, например насыщенность цвета. Такие качества композиции в большей мере адресованы сложным психическим процессам.
Слово «приятное» создает у человека установку на поиск других решений, так как адресуется прежде всего к важнейшим физиологическим процессам.
Было исследовано 256 композиций. Можно сделать следующие выводы.
1. Композиции, наиболее часто выбираемые при установках на «выразительное» и «приятное», существенно отличаются друг от друга. При поиске «выразительных» композиций художники выбирали прямоугольники с контрастным отношением сторон центральной части и целого. Поиск «приятных» композиций приводил к выбору прямоугольников, близких к золотому сечению.
2. Между этими двумя группами прямоугольников (с качеством контрастности и качеством умеренности отношений) располагаются композиции у которых отношение сторон можно назвать одновременно и «выразительным», и «приятным».
3. В центре группы прямоугольников, характеризующихся «борьбой двух качеств», находится композиция, которую всегда выбирали студенты-художники, обладающие хорошо развитым, обостренным художественным восприятием, наделенные от природы тонким чувством гармонии.
4. Композицию, вобравшую в себя лучшие качества выразительности и вместе с тем спокойствия, следует признать самой гармоничной среди исследованных.
Какими же свойствами обладает эта композиция? Оказалось, что она построена на основе двух прямоугольников золотого сечения. Эти прямоугольники как бы наложились друг на друга, при этом вычленился центральный, главный прямоугольник, подобный целому. Его поворот на 90 градусов по отношению к целому создает необходимый контраст, своеобразное диалектическое противоречие между главной частью композиции и ее целым.
Заметим, что в этой композиции проявляются закономерности трех классических средних величин. Геометрическая средняя: √ac = 2,890, арифметическая средняя: (а + с) : 2 = 4,676.Третья основная величина прямоугольника получается путем умножения значения гармонической средней на известное число золотого сечения: [2 ас : (а + с)] * √(2+√5) = 3,676.Гармоническая средняя связана с двумя другими средними через следующее отношение:(√ас)2 : [ (а + с) : 2] = 2ас : (а + с).
Найденную гармоническую композицию следует рассматривать не в виде готовой композиции для плаката, а как модель, которую можно использовать для выяснения одной из сторон гармонии геометрической композиции. Однако в симметричных композициях с выраженным центром такая структура встречается часто. Очевидно, что композиция плаката «Ленинские заветы, ленинские принципы...» (рис. 87) аналогична строению рассмотренной геометрической модели.
Не меньший интерес представляет изучение композиций тех же прямоугольников, но расчлененных двумя горизонтальными линиями. Тогда получится также множество (поле) композиций, но с асимметричным расположением частей по вертикали, от середины вверх и вниз.
Такое исследование было проведено. В экспериментах использовалось 420 композиций, ориентированных в одном направлении, и столько же прямоугольников, повернутых на 180 градусов. В результате экспериментов выявились в основном те же закономерности, что и при исследовании симметричных композиций, расчлененных по горизонтали. Имеются лучшие композиции и в области «приятных» и «выразительных» прямоугольников. Точно так же обнаружилась одна композиция, которая признана наиболее гармоничной.
Рис. 88 а, б
Изучение асимметричных прямоугольников позволило уточнить понятие гармонии композиции, выявить фактор, который не мог быть обнаружен в предыдущем эксперименте из-за симметричного расположения частей в целом. Дело в том, что наиболее гармоничной оказалась композиция, которая также находится посередине между наилучшей «спокойной» и «контрастной», однако эта композиция не теряет своих качеств притягательной красоты даже в том случае, если ее повернуть на 180 градусов. Таким же свойством обладают и две другие композиции — лучшие из «спокойных» и «контрастных», причем при изучении поля из 420 + 420 композиций, то есть ориентированных в нормальном и перевернутом положении, оказалось, что несколько других, также отмеченных как «приятные» и «выразительные», при различной ориентации не совпадают.
Совпадающими оказались фактически три прямоугольника. То есть выбор этих композиций как наиболее привлекательных не зависел ни от характера психологической установки, ни от их ориентации в пространстве (рис. 88а, б, в). Первую композицию назовем спокойно-гармоничной (а), противоположную ей — контрастно-гармоничной (в), среднюю между ними — среднегармоничной (б).
Как это видно из иллюстрации, все элементы спокойно-гармоничной композиции те же самые, что и в среднегармоничной. Ее «спокойствие» определилось тем, что центральное место в композиции занял наибольший элемент. Контрастность третьей композиции обусловлена уменьшением высоты центрального элемента в сравнении с таким же в среднегармоничной композиции.
В этой связи небезынтересно вспомнить, что художники (плакатисты, живописцы, графики) в процессе работы над композицией периодически переворачивают планшет (холст, лист), чтобы увидеть свою работу по-новому. В перевернутом положении особенно ясно видны все недостатки работы. Некоторые детали ее начинают как бы «вылезать» из плоскости листа или «проваливаться» в глубину. Какие-либо предметы могут зрительно изменять направление «движения» при визуальном продолжении этой траектории. Художнику лучше видны даже незначительные несогласованности цвета, светлых и темных мест произведения. Этому способу видеть свою композицию молодых художников учат еще на школьной скамье, в училище, вузе. Когда в обычном и перевернутом состоянии работа смотрится хорошо, можно говорить о появлении в ней гармонии. Однако из этого не следует, что все композиции, в которых при их переворачивании не замечаются какие-либо отклонения, всегда гармоничны.
Эксперимент с асимметричными композициями подтвердил важную роль золотого сечения для достижения гармонии и показал, что восприятие совершенных композиций мало зависит от условий их предъявления зрителю.
В искусстве плаката имеются примеры композиций, структура которых аналогична рассмотренной асимметрии. В плакате «Время не ждет!» (рис. 89) показано, что части композиции расчленяют целое в отношениях, близких к отношениям, рассмотренным в эксперименте с отрезками золотого сечения.
Если же внимательно посмотреть на плакат «1 Мая. Всероссийский субботник» (рис. 90), то обнаружится, что структура «спокойно-гармоничной» композиции проявляется в этом плакате дважды, в двух ее поворотах. Данный факт является еще одной характеристикой гармонии композиции, и то обстоятельство, что этот плакат относится к классическим образцам советского искусства, конечно же нельзя считать случайностью.
Рис. 89, 90
Выделение в модельных примерах средней части прямоугольника связано с вопросом организации композиционного центра плаката. Организация ядра композиции всегда является предметом особого внимания художника, так как центр произведения во многом определяет компоновку остальных частей целого. Малейшие изменения положения композиционного центра влекут за собой значительную перестройку в других частях плаката. В то же время изменения, даже существенные, на периферии композиции не всегда вызывают большие перемены в области ее ядра. Каждая относительно самостоятельная деталь художественного образа лучше решает свою задачу, если она точнее «настроена» по композиционному центру, как по своеобразному камертону.
Ядро композиции по величине пятна варьируется в плакате в широких пределах. Если его площадь понимать в узких границах, тогда в нем можно определить точку как средоточие всей композиции. Вертикаль и горизонталь, проведенные через такую точку-средоточие, расчленят композицию на четыре прямоугольника. Можно предположить, что в высокоорганизованной композиции соотношения между пропорциями этих прямоугольников будут закономерными, гармоничными. Возьмем квадрат. Так как положение точки-центра может в квадрате широко варьироваться, то с целью сокращения вариантов разместим эту точку только на диагонали квадрата. Вертикальная и горизонтальная средняя линии не будут представлять интереса для исследования, так как их симметрия не позволит получить гамму разнообразных пропорций внутри квадрата.
Разобьем диагональ квадрата ABC на любое количество равных интервалов, например шестнадцать (рис. 91). Достаточно рассмотреть девять точек, лежащих на половине одной из диагоналей, так как вторая их часть даст симметричный результат. Разделим квадрат двумя взаимно перпендикулярными линиями, параллельными его сторонам, так, что точка их пересечения (а) будет проходить через каждую из девяти точек диагонали. Квадрат делится на четыре прямоугольника: 1, 2, 3, 4, из которых путем соединения смежных частей будут получены еще пять прямоугольников: 1+2, 1+3, 2+4, 3+4, 1+2+3+4.
Для анализа пропорций вычислим отношения сторон обособленных и составных прямоугольников, а также отношения их площадей к площади всего квадрата. Результаты отношений изобразим в виде графиков отношений сторон и отношений площадей (рис. 92а, б), предварительно упорядочив их по величине отношений. Из иллюстраций видно, что для отношений сторон графики пересекаются в точке 0,618 (больший отрезок золотого сечения), а для отношений площадей — в точке 0,382 (меньший отрезок золотого сечения). Если же точки пересечения прямых не лежат на диагонали квадрата, то графики отношений сторон и площадей не пересекаются в указанных точках. Более того, точки пересечения большинства графиков фактически отсутствуют, они как бы «размыты».
Тот факт, что исследованные прямоугольники внутренне связываются золотым сечением, подтверждает особую роль диагоналей прямоугольника в организации центра композиции. Эта закономерность хорошо согласуется с практикой. Во многих произведениях главные элементы композиции размещаются вдоль одной из диагоналей. Этот композиционно-художественный прием помогает достичь гармонии пропорций частей и целого, особенно в асимметричных композициях.
Внимательно изучая модель и графики, можно заметить два прямоугольника, выделяющихся из всех других. Прямоугольники 3+4 и 1 максимально сближены по величине отношений сторон и одновременно максимально отличаются по величине отношений площадей. Прямоугольники 3 и 1+2, наоборот, максимально контрастны по величине отношений сторон и максимально сближены по величине отношений площадей. Отметим, что в указанных парах прямоугольники смежные и не дублируются.
Рис. 92
Изучение пропорций и площадей квадрата позволяет лучше понять гармонию симметричного прямоугольника, у которого центральный элемент подобен целому (см. рис. 86).,Если в этой композиции взять отношение площадей отдельных и составных прямоугольников к площади целого, то получим значения: 8,352, 2,272, 1,786. Для отношений сторон: 1,272 (√1,618), 1,618, 2,890, 2,890. Очевидно, что отношения площадей здесь максимально разнообразны, а отношения сторон максимально сближены, так как они или подобны, или тождественны. Поскольку эта композиция одновременно и спокойная и контрастная, то, по-видимому, сближенность отношений сторон (пропорций) оказалась решающим фактором при выборе художниками данной композиции как «приятной». Контраст отношений площадей «сказал свое слово» при выборе «выразительной» композиции.
Расположение композиционного центра на одной из диагоналей играет особую роль в плакатах с выраженным и асимметричным центром. Тема плаката к кинофильму «Октябрь» (рис. 93) раскрывается в направлении его диагоналей. Острия штыков создали две точки — кульминации и средоточия композиционного центра. В плакате «Дети пролетарской революции рождены для борьбы за мировой Октябрь» (рис. 94) точка композиционного центра совпадает со ртом юноши, произносящего революционный призыв. Композиция плаката активно развивается по двум диагоналям и их параллелям.
Геометрический центр — пересечение диагоналей выражен в плакате «Верю, сотую встретим годовщину» (рис. 95). Эта точка находится как раз посередине пространства, на рукопожатии рабочего и крестьянина.
Рис. 94, 95
Местоположение композиционного центра может быть любым. Если центр плаката предоставлен второстепенным деталям образа, это означает, что или композиция несовершенна (такое встречается чаще всего), или в этом состоит новизна композиционно-художественного приема. Бывает, что художники намеренно создают композиционный центр на периферии листа, чтобы перевести туда внимание зрителя, добиться большей динамики восприятия всего плаката, снять излишнюю концентрацию внимания в центре, переключить и распределить его по всему пространству произведения.
Перенесение композиционного центра на край плаката обусловливает появление резкой асимметрии композиции, которая становится контрастно-гармоничной (конечно, если она совершенна).
Функции плаката различны. Каждой из них соответствует своя степень напряженности, возникающей у зрителя при восприятии плаката, а значит, и соответствующий ей вид гармоничности.