Психологические аспекты взаимодействия
Цель занятия:понять суть проблемы формирования и функционирования массового сознания как специфического вида общественного сознания; познакомиться с механизмами воздействия на массы и массовое сознание; знать инструменты медиамифологии (имиджи, медиасобытия, псевдособытия и др.).
План
1. Массовое сознание: психологическое и социально-психоло-гическое измерение.
2. Общественное мнение и массовые настроения как основные макроформы массового сознания.
3. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
4. Инструменты манипулирования массовым сознанием.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Раскройте понятие «социальная психика».
2. Какова роль СМИ в формировании и управлении массовым соз-нанием?
3. В чем социальный смыл понятий «имидж», «псевдособытие», «медиасобытие»?
4. Охарактеризуйте разнообразие инструментов медиамифологии.
Темы рефератов
1. СМИ как инструмент убеждения и мобилизации.
2. История изучения массового сознания.
3. Манипулятивные возможности СМИ.
4. Роль СМИ в формировании и обогащении духовного мира лич-ности.
5. Эффекты и суперэффекты новых массовых коммуникаций (Интернет).
6. Эффекты телекоммуникации.
7. Последствия информационной передозировки в коммуника-ционных процессах.
Основная литература
Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002.
Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия.- М.,1984.
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. - М.,1996.
Дилигенский Г.П. Социально-политическая психология .- М.,1996.
Дополнительная литература
Массовая информация и коммуникация в современном обществе. - М., 1989.
Массовое сознание и массовые действия. - М., 1994.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. - Киев, 1998.
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. -СПб., 1996.
Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. -М., 1989.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996.
Тема 4. Психологические эффекты массовой коммуникации
Цель занятия: проанализировать коммуникационный процесс с точки зрения системы, включающей коммуникатора и аудиторию, связанных между собой каналами (техническими средствами) передачи сообщений; знать социально-психологические механизмы (суггестия, контрсуггестия и др.), которые вызывают эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях и формируют массовое поведение; знать основные особенности механизмов массовой психологии (заражение, подражание и внушение), психологические модели убеждающего воздействия и механизмы психологической защиты (вытеснение, протекция и рационализация); обсудить психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания.
План
1. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общест-венном уровнях.
2. Методы психологического воздействия в массовой коммуникации.
3. Теории медиаэффектов в массовой коммуникации.
4. Механизмы психологической защиты в массовой коммуникации.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Опишите эффекты массовой коммуникации на общественном уровне: установление «пунктов повестки дня», «спираль молчания», «информационный дефицит» и т.д. (по П. Бергеру, Т. Лукману, Э. Ноэль-Нойман и др.).
2. Опишите эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне: планируемые и непланируемые, преднамеренные и непреднамеренные, краткосрочные и долгосрочные (индивидуальный отклик, индивидуальная реакция и т.д.).
3. Раскройте теории медиаэффектов. Опишите суть эффекта аудитории, эффекта аккумуляции, эффекта зрителя-наблюдателя, эффекта запоздалой реакции, эффекта ложного консенсуса и пр.
4. Проанализируйте основные методы психологического воздействия в массовой коммуникации (убеждение, внушение, заражение и т.д.).
5. Опишите социально-психологические феномены восприятия коммуникатора (идентификация, эмпатия, аттракция).
6. Раскройте основные подходы к оценке эффективности массовой коммуникации.
7. С помощью результатов исследования Р.Смита (о зависимости эффективности сообщений от психологического типа аудитории) дайте рекомендации по работе с PR-сообщениями (3-4 с.).
Темы рефератов
1. Механизмы психологической защиты и их проявления в массовой коммуникации.
2. Анализ теорий медиаэффектов.
3. Групповые факторы в процессе убеждения.
4. Модели визуальной коммуникации: М. Маклуэн, Р. Арнхейм, Ю. Лотман, К. Метц, Р. Барт.
5. Теоретические модели массовой коммуникации.
6. Демассификация средств связи в условиях информационного общества (О. Тоффлер).
Основная литература
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований. - М.:УРСС, 1999
Маклуэн М. Вселенная Гуттенберга // Кентавр. 1994. № 4.
Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия и тактика потребления. - М., 1996.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996.
Войтасек Л. Психология политической пропаганды.- М.,1981.
Годфруа Ж. Что такое психология? - М.,1992.Т.1-2.
Гоулстон М., Гольберг Ф. Психологические ловушки. - СПб.,1996.
Дополнительная литература
Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. -М., 1989.
Грушин Л.Я. Массовое сознание. - М., 1987.
Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. - М., 1984.
Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.