Тема 6. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе 5 страница
Конкретное консультирование осуществляется тогда, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида (группы). При этом происходит не только передача дополнительной информации, которая помогает консультируемому по-новому увидеть волнующую его проблему, но и осуществляется поддержка клиента.
Программное консультирование – процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению (организации) объективно проанализировать их деятельность, устранить элементы субъективизма в оценках, тем самым повысить качество оказываемых социальных услуг.
В ряде случаев конкретное и программное консультирование сочетаются.
Имеются еще и другие классификации социальных консультаций.
По характеру и содержанию обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем (а их бывает множество) выделяют медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие. Эти виды социального консультирования хорошо знакомы тем, кто обращался за помощью к соответствующему специалисту – врачу, медику, юристу, чиновнику и т.п.
По целевой установке клиента выделяют:
– рефлексивное консультирование – совместное с клиентом осмысление жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Консультирование в данном случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта – выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей (работа психоаналитика или психотерапевта);
– проектное консультирование включает поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация-программирование, а консультант – проектировщик (консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом тактику поведения на судебном заседании);
– технологическое консультирование предполагает поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы. Это консультация-рекомендация, а консультант – человек, обладающий необходимыми знаниями и опытом (консультация у педагога родителя, столкнувшегося с необходимостью гармонизации отношений с ребёнком);
– прогностическое консультирование – построение идеальной модели вероятного состояния конкретной ситуации. Это консультация-предвидение, где консультант – человек, который способен подняться над ситуацией, её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития позитивного или негативного характера. Здесь появляется возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании программу действий.
Социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций:
- передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способах деятельности;
- предоставление необходимой клиенту информации;
- создание условий для формирования у человека новых ценностей;
- контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента;
- формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире;
- обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностно-нормативных конфликтов.
В практике социальной работы находят применение все формы и виды консультирования, а в соответствии с возникающими проблемами может быть использовано и их сочетание.
Решение многих проблем социальной работы требует консультаций как специалистов по социальной работе с другими специалистами, так и консультирования их клиентов. По мере роста профессионального самоуважения, специалист по социальной работе начинает рассматривать не только консультирование своего клиента, но и консультации с другими экспертами как необходимый элемент своей деятельности. Например, юристы помогают специалистам, занятым защитой детей, в толковании и разъяснении законов, касающихся программ, уставов, политики, правил и функционирования той или иной организации.
Рассмотрение основных видов социального консультирования позволяет предположить, что в процессе своей профессиональной деятельности консультанту приходится,
во-первых, быть достаточно компетентным по целому ряду социальных и личностных проблем,
во-вторых, доверительно общаться с клиентом,
в-третьих, брать на себя определённую ответственность за решение его проблемы.
Консультирование не является одномоментной акцией. Как любой процесс оно имеет протяженность во времени, поэтому в нем можно выделить несколько этапов. Каждый из них направлен на решение определённых задач и достижения определённых целей.
1 этап. Выявление причин, побудивших клиента обратиться за консультацией.
2 этап. Анализ, оценка и диагностика проблемы. Задача заключается в том, чтобы клиент мог «взглянуть на себя со стороны». Это позволяет понять, что многие затруднения связаны не столько с объективными трудностями и обстоятельствами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеалами человека.
3 этап. Постановка проблемы. Происходит непосредственное воздействие на систему ценностей клиента с целью её изменения. Здесь начинается процесс восстановления связей между субъектом и окружающим его миром. Последовательно должны быть решеныважнейшие задачи, а именно:
- «разблокирование» – пересмотр и переоценка предыдущей системы ценностей;
- «изменение» существующей системы ценностей, когда человек получает возможность апробировать новые, не свойственные ему ранее ценности;
- «заблокирование», окончательное принятие человеком новых ценностей и норм, которые становятся неотъемлемым элементом его личности.
Для решения перечисленных задач требуется время, в течение которого клиент нуждается в поддержке, поощрении и необходимой помощи.
Новый ценностный и мотивационный комплекс, который формируется у человека в ходе решения указанных задач, продолжает развиваться в процессе дальнейшего общения с консультантом и последующей жизнедеятельности, приобретая всё новые и новые элементы, черты и свойства. Этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека и непосредственно влияет на то, какие пути, средства и способы самореализации он для себя выбирает.
4 этап. Формулировка (определение) целей. Клиент при поддержке и помощи консультанта получает возможность поставить перед собой новые цели в соответствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.
5 этап. Выработка решений, установление стратегии и плана действий. В ходе совместной с консультантом деятельности клиент вырабатывает определённый диапазон возможных решений. При их практической реализации возможно достижение клиентом новых жизненных целей.
6 этап. Реализация решения. Осуществляется процесс выбора и реализации человеком одного из принятых ранее решений по достижению новых целей. Последние, как и новые мотивы деятельности человека, становятся основой для его последующей жизнедеятельности.
7 этап. Оценка результатов консультации и выводы. Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведения до клиента дополнительной информации.
В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующиеформы и способы деятельности:
- монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;
- диалог, свободная беседа клиента и консультанта;
- ответы консультанта на прямые вопросы клиента;
- разнообразные тестирования;
- различные тренинги и обучения и т.п.
Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста:
во-первых, искреннего желания помочь человеку,
во-вторых, деликатности при контакте с ним,
в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.
В процессе консультирования не следует начинать общение с клиентом словами: «Я думаю ...», «Я чувствую ...». Золотое правило: выслушать клиента полностью и затем реагировать на мнение клиента, его вопросы и поставленные проблемы. Лишь когда клиент продемонстрирует потребность в помощи, проанализировать его действия и определиться с советами и рекомендациями. В этом случае уместно использование фраз: «Вы полагаете ...», «Вы чувствуете ...», чтобы дать возможность клиенту прислушаться к себе.
Следует учитывать, что на результаты консультации большое влияние оказывает мнение, бытующее среди ближайшего окружения клиента.
Технология консультирования близка технологии посреднической деятельности специалиста по социальной работе. Специалист не всегда может в полном объеме оказать необходимую помощь своему клиенту. Но он всегда должен быть готов содействовать решению его проблемы. А для этого необходимо знать, какое учреждение (организация) или лицо (лица) могут оказать соответствующую социальную услугу. Специалисту по социальной работе важно правильно оценить соответствие требований и потребностей клиента характеру деятельности конкретных социальных учреждений и компетентных лиц.
Посредничество как вид деятельности широко используется во всех сферах жизнедеятельности человека: экономике, политике, при разрешении социальных конфликтов. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта для решения жизненно важных проблем – задача посреднической деятельности.
Термин «посредничество» используется в социальной работе
как отражение ее сути,
как обозначение одной из базовых ее функций,
как метод вмешательства.
Именно в последнем смысле мы и будем использовать данный термин.
В словаре русского языка посредничество определяется как «содействие соглашению, сделке между сторонами» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).
Специалисты по урегулированию конфликтов относят посредничество к традиционным методам разрешения споров, определяя его как вмешательство в спор с целью помочь конфликтующим сторонам найти компромиссы, достичь взаимоудовлетворяющей договоренности.
Посредник в социальной работе – это связующее звено между клиентом и разного рода социальными институтами. Необходимость обращения к посреднику возникает тогда, когда человек не может самостоятельно реализовать свои права и возможности.
При этом специалисты призваны руководствоваться рядом принципов социального посредничества. К ним относятся:
- гарантирование непрерывности процесса оказания услуг по уходу за клиентами;
- обеспечение полного соответствия этих услуг потребностям клиента с учетом их изменений в различные периоды его жизни;
- помощь в получении доступных и необходимых услуг;
- предоставление услуг надлежащим образом и своевременно, не дублируя их без надобности.
Разумеется, в практике социальной работы используется большее разнообразие принципов посредничества.
Функции посредничества:
– оценка – предполагает, что посредники должны быть в курсе всех нужд клиента, знать его возможности, видеть его сильные и слабые стороны в настоящее время и в перспективе. Они должны быть уверены, что располагают полной, достоверной и свежей информацией;
– планирование – предполагает обеспечение клиента всеми видами услуг. План должен быть сконцентрирован на возможности дальнейшего расширения сферы услуг в сочетании официальных и неофициальных форм оказания помощи. Посредники подготавливают список организаций, оказывающих соответствующие услуги, определяют их линию поведения и способы ведения дел, объясняют цели и функции плана тем, кто должен оказывать услуги;
– связь – посредники связывают клиентов с теми структурами по оказанию помощи, которые отвечают их нуждам. Данная функция включает в себя помощь клиентам в преодолении барьеров при пользовании услугами и при реализации своих прав;
– оперативный контроль – состоит в контроле качества и своевременности предоставления услуг клиенту. Это требует контактов не только с клиентом, но и с соответствующими службами;
– уполномоченные по урегулированию конфликтов на разных уровнях.
Как свидетельствует опыт социального посредничества, специалисту недостаточно подобрать для клиента нужную социальную службу. Важно помочь ему установить с ней прочный контакт и убедиться в том, что он начал получать поддержку в избранном социальном учреждении.
Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи.
В роли социального объекта может выступать трудовой коллектив, отдельный клиент, семья, группа лиц и др. Для решения социальных проблем объекта могут привлекаться несколько субъектов, способных помочь (государственное социальное учреждение, общественные организации, коммерческие структуры и т. д.).
Быть социальным посредником – значит объяснять интересы и потребности одной стороны другой, содействуя их удовлетворению. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то специалист по социальной работе должен уметь устанавливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости.
К важнейшим видам социального посредничества можно отнести:
– посредничество в хозяйственно-бытовой сфере;
– социально-правовое посредничество;
– посредничество в решении медико-социальных вопросов;
– посредничество в социально-педагогической сфере.
Критерием классификации направлений социального посредничества служит многообразие конфликтных и проблемных ситуаций, возникающих в социальном функционировании. С учетом этого к основным направлениям социального посредничества относят:
— содействие в разрешении трудовых конфликтов;
— посредничество в преодолении семейных конфликтов;
— посредническая деятельность в разрешении межнациональных проблем;
— посредничество в решении вопросов занятости населения;
— между клиентом и разного рода социальными институтами;
— между клиентом и другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, юристами и др.);
— между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
— между клиентами (межличностное посредничество).
Посредническая деятельность, являясь технологической процедурой социальной работы, становится все более универсальным средством оказания помощи нуждающимся категориям населения. В современных условиях возрастает роль и значение посреднических социальных услуг. Их своевременное предоставление повышает действенность социальной работы, позволяет успешно разрешать различные социальные конфликты и проблемы, утверждать социальное партнерство.
Опираясь на исследования Э. Вейсмана, Н.Т. Щукиной и других авторов, в процессе осуществления посредничества принято выделять ряд этапов.
1 этап. Определение (уточнение) сути и специфики проблемы, стоящей перед клиентом, оценка возможностей ее решения. Если специалист не может предложить средства решения проблемы в своей службе, он обязан помочь клиенту найти другое учреждение, которое может это сделать. Чтобы определить, отвечают ли запросы клиента критериям других учреждений, специалисту по социальной работе важно овладеть процессами сбора точной и хорошо документированной информации об организации, к услугам которой он прибегает, осуществляя посредничество.
2 этап. Специалист по социальной работе изучает и оценивает вместе с клиентом все возможные варианты того выбора, который делает клиент, обращаясь в то или иное учреждение. Важно хорошо взвесить все преимущества и недостатки учреждений, которые имеются в районе, городе, регионе. Клиент должен иметь реальное представление о потенциальных выгодах, чтобы принять решение (прибегнуть к их помощи или отказаться от нее). Специалист должен быть весьма осторожным, помня о том, что дать совет – это значит взвалить груз ответственности за ситуацию клиента на свои плечи. Если ресурсы клиента ограничены или проблематичны, то специалист обязан дать четкую рекомендацию, основанную на профессиональной оценке проблемы клиента и всех имеющихся возможностей.
3 этап. Оказывается помощь клиенту в установлении контакта с избранной им организацией. По некоторым данным, лишь менее двух третей клиентов доходят до избранных ими организаций. А из тех, кто сделал это, только половине были оказаны услуги, за которыми они обращались. Ошибочно считать, что сам факт направления клиента в избранную организацию за необходимой помощью решает проблему ее предоставления. Главная задача, решаемая специалистом на данном этапе посредничества, – довести клиента до избранной им организации.
4 этап. Специалист убеждается, что клиент начал получать необходимую помощь в избранной им организации. Это этап сохранения взаимодействия с клиентом до установления им прочных контактов с соответствующей социальной службой. При расставании с клиентом специалисту рекомендуется попросить его позвонить и сообщить о результатах вхождения в данное учреждение и оценить их. Пока контакты клиента с избранной им организацией не стали прочными, специалист призван поддерживать с ним связь. При этом важно избегать давления на клиента.
В ходе социального посредничества используются различные методы:
– сбор, систематизация и предоставление клиенту необходимой информации;
– консультационная беседа;
– подготовка и направление клиенту писем-представлений;
– использование в посредничестве результатов тестовых заданий, возможности тренинговых методик и др.
Для эффективности посреднической деятельности специалист по социальной работе использует ряд проверенных практикой организационных приемов:
– информация для клиентов данных об организации: адрес, номер телефона, фамилия, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснение пути следования и транспорта. Объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении (прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д.) Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом;
– сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение – четкое представление о том, что ожидает от него клиент;
– сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться;
– предварительно позвонить в учреждение и сообщить необходимые сведения о клиенте;
– договориться о том, чтобы клиента сопровождал кто-либо, предварительно проинструктированный работником социальной службы.
Эти и другие организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.
Разнообразие методов социального посредничества расширяет возможности данной технологической процедуры в оказании необходимой помощи лицам, нуждающимся в поддержке. При этом важно обеспечить системность посреднической деятельности, соблюдать основные этапы ее осуществления.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальное консультирование? Что лежит в основе социального консультирования?
2. Как соотносятся понятия «социальное консультирование», «психологическое консультирование», «психосоциальное консультирование»?
3. Какими принципами необходимо руководствоваться специалисту при проведении социального консультирования?
4. Какие типы и виды социального консультирования используются на практике?
5. Каковы этапы социального консультирования?
6. Какие ошибки может допустить специалист, проводя социальное консультирование?
7. Что такое социальное посредничество? Каковы его функции?
8. Какие принципы необходимо соблюдать специалисту по социальной работе, организуя посредническую деятельность?
9. Каковы этапы посреднической деятельности?
10. Какие основные методы и приемы применяются в социальном посредничестве?
Тема 11. Технология социальной опеки и попечительства, социального страхования |
1. Сущность понятий «опека», «попечительство». Функции опеки и попечительства.
2. Порядок назначения опекуна (попечителя).
3. Инновационные подходы к установлению опеки и попечительства.
4. Понятие, виды, задачи и функции государственного социального страхования.
5. Направления, задачи и функции деятельности Фонда социальной защиты населения.
Вопросы для самоконтроля
Появление института опеки и попечительства обусловлено тем, что не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия.
Опека, попечительство и патронаж – это общие социальные технологии. Они применяются при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты личных, имущественных, правовых интересов граждан и оказания помощи разным категориям населения.
Опека и попечительство – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции. В отношении детей опека и попечительство назначаются также с целью их содержания, образования и воспитания
Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы районных, городских, районных в городе, поселковых и сельских Советов народных депутатов). Эти органы устанавливают и отменяют опеку и попечительство, назначают опекунов и попечителей, освобождают или отстраняют их от выполнения опекунских обязанностей, совершают другие действия, предусмотренные законодательством. Решения, принятые органами опеки и попечительства по вопросам, отнесённым к их компетенции, обязательны для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на соответствующие отделы исполкомов районных (городских) Советов народных депутатов. Так,
на отделы образования возлагается осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц;
на отделы здравоохранения – в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
на отделы социального обеспечения – в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья (патронаже).
Закон обязывает граждан и организации немедленно извещать органы опеки и попечительства о несовершеннолетних детях, лишившихся родительского попечения. Обследование условий жизни таких детей проводит специалист отдела образования или работник исполкома поселкового (сельского) Совета народных депутатов.
Основная обязанность опекуна (попечителя) над детьми – обеспечение надлежащего воспитания. Эта его обязанность не может быть передана другому лицу. В семье опекуна должны быть созданы нормальные жилищно-бытовые условия для подопечного. Опекун должен следить за тем, чтобы его подопечный разумно расходовал свой заработок или стипендию, культурно проводил свой досуг. Опекун (попечитель) обязан защищать личные и имущественные права и интересы подопечного. Он несёт ответственность за действия своего подопечного в такой же мере, как и родители.
Опекуны и попечители обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными. В порядке исключения орган опеки и попечительства может дать разрешение на их раздельное проживание (если подопечный достиг 16 лет и при условии, что раздельное проживание не отразится отрицательно на воспитании и защите прав и интересов подопечного).
Опекуны и попечители совершеннолетних лиц обязаны заботиться о создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении их уходом и лечением, должны защищать их права и интересы. Опекун над душевнобольным лицом в случае выздоровления этого лица обязан в установленном законом порядке возбудить ходатайство о признании его дееспособным и прекращении опеки.
Наряду с обязанностями опекуны и попечители имеют определённые права:
– могут отдавать своих несовершеннолетних подопечных на воспитание и обучение в детские учреждения (детские сады, школы и т. д.),
– вправе требовать возврата своих подопечных от любого лица, удерживающего их у себя без законных оснований,
– требовать расторжения договора, заключённого подопечным, если докажут, что этот договор ущемляет его права и интересы.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных, совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечители действуют не вместо подопечного, а наряду с ним.
Опека над несовершеннолетним, достигшим 14 лет, прекращается без вынесения по этому вопросу специального решения органом опеки и попечительства. Лицо, осуществлявшее опеку, автоматически становится попечителем несовершеннолетнего, достигшего 14 лет.Попечительство прекращается по достижении несовершеннолетним 18 лет.
Действия опекунов и попечителей могут быть обжалованы любым лицом, в том числе и подопечным, в органе опеки и попечительства по месту жительства подопечного.
При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).
Опекуны и попечители юридически не приравниваются к родителям, но решают в основном те же задачи, что и они.
Для нас представляет интерес еще одна технология социальной работы, близкая опеке и попечению – патронаж.
Патронаж – это оказание помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину в осуществлении и защите прав, исполнении обязанностей, если необходимость в такой помощи вызвана состоянием его здоровья.
В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора (поручения или доверительного управления), заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего.
Опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства в Беларуси: более 10 тысяч детей живут под опекой и попечительством.
Между опекой и попечительством существует разница только в возрасте подопечных. По Гражданскому кодексу Республики Беларусь опека устанавливается над детьми до 14 лет, а с 14 до 18 уже устанавливают попечительство.
На опеку и попечительство передаются две категории детей:
первая группа: дети, потерявшие родителей (умерли, признаны умершими, безвестно отсутствующими, лишены родительских прав),
вторая группа: дети – социальные сироты. Их родители не исполняют обязанности по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) по причинам как объективного, так и субъективного порядка:
объективные причины: хронический алкоголизм родителей, их тяжкое душевное заболевание, инвалидность, длительное пребывание на излечении, нахождение в местах лишения свободы, в длительной командировке или экспедиции и т.п. Во всех перечисленных случаях родители, как правило, не могут выполнять свой долг по отношению к своим детям;
субъективные причины: родители этого делать не хотят, уклоняются от выполнения своих обязанностей, отказываются от своего ребенка в родильном доме, больнице, забывают о своих детях, так как бродяжничают, не хотят работать, имеют другую семью, которая поглощает все их внимание, и т.п.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, в случаях:
– смерти родителей,
– при жизни родителей, если:
- они по суду лишены родительских прав,
- признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- судом принято решение об отобрании у родителей ребёнка без лишения родительских прав;
- родители, не проживающие совместно с ребёнком, уклоняются от обязанностей по его воспитанию;
- неизвестно местопребывание родителей (безвестное отсутствие);
- оба родителя более 6 месяцев по уважительным причинам не могут заниматься воспитанием своих детей (болезнь, командировка и т. п.).