Тема 6. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе 1 страница

 

1. Понятие социальной адаптации.

2. Виды социальной адаптации.

3. Типы и формы адаптационного процесса.

4. Этапы процесса социальной адаптации. Его условия.

Вопросы для самоконтроля

Важную роль в содержании социальной работы играет адаптация. Ее можно охарактеризовать с двух сторон:

во-первых, – это процесс взаимодействия клиента социальной работы с социальной средой;

во-вторых, – это отражение определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности.

Социальная адаптация, как и многие другие категории в социальной работе, представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого человек приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Особое значение приобретает социальная адаптация в переломные периоды как жизни человека, так и в периоды радикальных перемен в обществе (политических, экономических и др.). 90-е годы прошлого века это хорошо показали.

В настоящее время проблема социальной адаптации привлекает особое внимание. Это обусловлено тем, что современная жизнь требует от человека ускоренного процесса адаптации к окружающим условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политической, правовой и др.

Воздействовать на процесс включения личности в новую социальную среду можно лишь тогда, когда познана его сущность, структура, механизмы, специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

А воздействовать надо для того, чтобы оптимизировать этот противоречивый процесс социальной адаптации.

В современной литературе проблемы адаптации рассматриваются по нескольким направлениям:

биологическом медицинском педагогическом психологическом социологическом кибернетическом и др.   В зависимости от направления существует и определение понятия «социальная адаптация». Эти определения характеризуют ее различные стороны.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Процесс адаптации – это усвоение социальных ценностей через механизмы социализации по самым разным направлениям.

Человек как активный субъект осваивает и использует в жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации. К ним относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. То есть фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации. А адаптация является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Мы знаем, что социальность – сущностная сторона человека, его качественная сторона. Исключение – только психически больные люди и те, кто не прошел с детства этапы социализации (эффект «дети Маугли»).

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой. Но доминирует здесь социальная. И полная социальная адаптация включает

физиологическую управленческую экономическую педагогическую психологическую профессиональную   адаптацию.

Рассмотрим эти виды адаптации.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (в быту, на работе). Невозможно создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Следует отметить, что социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им осуществляется в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее допроизводственной, производственной, непроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности. Кроме того, управление осуществляется и в русле самоуправления (это предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам).

Экономическая адаптация – сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок». Он включает в себя адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню заработной платы, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация – приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивидов.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека. Поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Психологическая адаптация – процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, так как постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Здесь можно вспомнить два понятия:

Стресс – состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Адаптационный синдром – совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры).

Оба понятия ввел в 1936 г. канадский физиолог Г. Селье.

Оба понятия широко распространены. В частности, одна из основных причин распространения теории стресса заключается в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности (заболевание).

Мы прекрасно понимаем, что стресс – неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам.

В широком понимании, стрессом являются и любовь, и творчество, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.

Жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Так, для человека, оказавшегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Такое состояние действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником.

Западная статистика показывает: если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия:

– дискуссионная терапия,

– интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ),

– методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и др.),

– групповая (индивидуальная) поведенческая терапия,

– суггестивные методы.

Психологическая поддержка – часть более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.).

Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы, в утверждении социального статуса в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация – приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Как видим, адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации.

Человека – субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему.

В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от биологического до психосоциального и учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации. В зависимости от того, что выступает в таком качестве, можно выделить некоторые виды социальной адаптации.

1. Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2. Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутри-групповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3. Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

Возникновение трудной жизненной ситуации отдельных категорий клиентов опосредуется изменениями внешних условий социальной среды.

Поэтому для социальной работы важно исследование благоприятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых клиент повышает свой социальный статус и достигает равновесия с социальной средой.

В социально-психологических исследованиях считают, что

социальная адаптация – это:

1 – процесс активного включения в социальную среду;

2 – состояние гармонии между человеком и социальной средой. Это значит, что реализуя свои потребности, человек не нарушает требований социальной среды (социальных норм, нравственных устоев, традиций и т.д.).

Совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента создает возможность для установления отношений с незнакомым человеком. Во время общения она моделирует сложную ситуацию, из которой необходимо найти выход. Такая совместная деятельность предполагает подготовку к творческому делу и обсуждение результатов.

Как видим, эта совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента содержит ряд проблемных ситуаций, разрешая которые человек приобретает опыт и развивает способности, обеспечивающие его социальную адаптацию.

Совершенно справедливо А.А. Налчаджян отмечает, что процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать «процессом социально-психологической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения жизненных задач» [Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. – Ереван : Изд-во АН Армянской ССР, 1988. – С. 17].

Социальная деятельность, которую организует специалист по социальной работе, включает в себя специально разработанные практические ситуации. Она позволяет клиенту проявить себя, свои навыки, развить новые способы поведения, способствующие социальной адаптации.

В связи с этим различают активный и пассивный типы адаптационного процесса.

Активный тип адаптационного процесса. Клиент преобразует или устраняет проблемную ситуацию. Адаптивные ресурсы личности мобилизуются для осмысления вариантов решения проблемы. В данном случае развиваются творческие способности, приобретаются новые знания и навыки социальной компетентности.

Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохранении проблемной ситуации в ее первоначальном виде. Он предполагает избегание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности.

А.А. Налчаджян отмечает, что для обозначения данного типа адаптации (с сохранением проблемной ситуации) правомерно использовать термин «приспособление»: личность меняется, а ситуация, в основном, остается без изменения. Механизмами и стратегиями приспособления в данном случае являются все разновидности конформизма.

При пассивном типе адаптационного процесса клиент, как правило, ориентируется на специалиста по социальной работе. У клиента формируется зависимость от других людей. Все это исключает желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения, навыки.

Для деятельности в области социальной работы характерно еще одно понятие:

социально-психологическая адаптированность – состояние взаимоотношений личности и группы, при котором «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа» (Налчаджян А. А. Там же. С. 17).

Человек постоянно находится в поиске благоприятной социальной среды, способствующей его самореализации, раскрытию творческих способностей и их свободного выражения. А благоприятную социальную среду создают внешние условия. Подготовка клиента к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами.

Адаптационные процессы проявляются в трех формах. Каждая из них имеет различное соотношение стихийных и сознательных приспособительных механизмов.

1 форма. Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов. Проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации. Он полностью не осознает пути выхода из создавшегося положения.

В данном случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно полезной деятельности. Центр активности человек перемещает в сферу досуга или самореализуется в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современном обществе эти процессы выражены в переориентации человека на самого себя (всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.д.).

2 форма. Характерно примерно равное соотношение стихийных и сознательных элементов. Проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат данной формы адаптации личности – создание различных социальных утопий и их пропаганда.

3 форма. Связана с преобладанием сознательных элементов. Выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

В практике социальной работы технология регулирования адаптивных процессов особую значимость приобретает в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в дома-интернатах для прстарелых.

В связи с тем, что социальная адаптация представляет – процесс, протекающий во времени, возникает вопрос о его этапах. Польский социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа.

1 этап – подготовительный (начальный). Адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается. Протекает до момента включения клиента в социальную группу. Связан с определением правового статуса человека, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

2 этап – терпимость. Когда и социальная среда, и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга. Клиент включается в социальную группу. Предполагает помощь новому участнику в адаптации к реальным условиям.

3 этап – приспособление («аккомодация»). Связан со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности. Происходит усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности. Клиент приобретает новый социальный опыт.

4 этап – полная адаптация («ассимиляция»). Индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Наступает устойчивая социально-психологическая адаптированность. Проявляется в способности клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

Таким образом, социальная адаптация – процесс включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске среды, благоприятной для ее самореализации. Такая среда создается с помощью ряда условий. Специалисту необходимо учитывать то, что:

– подготовка к социальной адаптации достигается в процессе обучения определенному поведению и освоения социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами;

– организационная культура специалиста по социальной работе регулирует поведение и развивает самоконтроль клиента, способствует проявлению его индивидуальности в условиях дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке;

– процесс социальной адаптации активизируется благодаря признанию окружением клиента его человеческих достоинств.

Таким образом, важным внешним условием, характерным для деятельности специалиста по социальной работе, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позволяющих клиенту проявить себя.

Данное состояние предполагает:

– умение контролировать ситуацию,

– способность в ней разобраться и дать оценку,

– компетентность,

– независимость и

– умение быть объективным.

Тем самым клиент дополняет свои способности, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.

В заключение необходимо отметить, что существуют специфические моменты технологии социальной адаптации:

• только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

• только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

• процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

• человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему процесс социальной адаптации важен для социальной работы?

2. Что такое социальная адаптация?

3. Какие существуют виды социальной адаптации?

4. Что характерно для активного и пассивного типов адаптационного процесса?

5. В каких формах проявляются адаптационные процессы?

6. Какие этапы проходит клиент в процессе социальной адаптации?

7. Какие условия необходимо учитывать специалисту при создании адаптационной среды?

8. Каковы специфические моменты технологии социальной адаптации?

Тема 7. Методы и технологии социальной экспертизы
 

1. Понятие о социальной экспертизе, ее цель, задачи и функции. Объекты социальной экспертизы и субъекты экспертных оценок.

2. Виды социальной экспертизы.

3. Организационные модели социальной экспертизы.

4. Методы социальной экспертизы.

5. Медико-социальная экспертиза и ее особенности.

Вопросы для самоконтроля

Важнейшим компонентом системы социальной технологизации является экспертиза. Она применяется при решении многих социальных задач и оказании помощи некоторым категориям населения.

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Социальная экспертиза – это профессиональное исследование социальной проблемы и ее аспектов (социального объекта). Проведение социальной экспертизы требует специальных знаний и обоснованного заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз.

Общее для множества специальных видов экспертиз:

– они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) – освидетельствование;

– предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения;

– в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов.

В ряде экспертиз точно фиксируется характер окончательного вывода.

Главная специфическая черта экспертизы заключается в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой. Такое исследование осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу.

Так как в социальной сфере наблюдается множество задач, которые с трудом поддаются точным расчетам, поэтому экспертные оценки здесь находят широкое применение. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу.

Цель социальной экспертизы: установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствии.

Задачи, которые решает социальная экспертиза:

– дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики;

– выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;

– оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты нормативных правовых актов, социальные проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

– внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.

Как видим, социальная экспертиза – исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее:

– диагностику состояния социального объекта,

– установление достоверности информации о нем и окружающей его среде,

– прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты,

– выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

Данное определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы:

– диагностическая функция – освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

– информационно-контрольная функция – исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы при ее искажении;

– прогностическая функция – выявление возможных состояний социального объекта в зависимости от времени упреждения (кратко-, средне- и долгосрочной перспективе) и возможных сценариев развития процесса;

– проектировочная функция – выработка рекомендаций по тематике экспертизы для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Таким образом, социальная экспертиза проводится в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам.

При всех недостатках, вытекающих из сложностей оценки социальной сферы, социальная экспертиза все же может дать важные результаты для принятия управленческих решений. Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всегда, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей, при этом у принимающего решения органа

1) нет ясности:

- в возможных масштабах влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;

- в том, насколько будут различаться последствия его peaлизации для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;

- в том, какое ресурсное обеспечение необходимо;

2) такая ясность не может возникнуть по причинам:

- отсутствия общего мнения в принимающем решения органе;

- недостатка аргументов «за» и «против» подготовленного решения;

- невозможности получить аргументы иным, кроме экспертного, путем;

3) есть намерение:

- прогнозировать последствия своих решений и социально-проектной деятельности;

- аргументированно противостоять внешнему давлению «сверху», «снизу», «сбоку» (решениям или проектам решений органов более высокого уровня, подведомственных органов, иных участников демократического управления обществом), добиваясь признания этих аргументов и внесения соответствующих изменений в названные решения или действия;

- опереться в своих действиях на авторитет специалистов;

4) есть несколько противоречащих друг другу решений (проектов), требующих внешнего арбитра для того, чтобы определиться с выбором наилучшего варианта.

В качестве социальных объектов выступают: люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения. Перечень социальных объектов не может быть четко определен. Это обусловлено тем, что социальная реальность многообразна и несводима к небольшому числу характеристик.

В качестве субъектов экспертных оценок выступают те, кто такие оценки формирует. Проще было бы назвать их экспертами. Следует отметить, что в социальной экспертизе участвует большое количество субъектов экспертных оценок. В организационном отношении они находятся как бы на двух ступенях лестницы.

На первой ступени субъектом является орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, или негосударственная структура. Такая негосударственная структура, как органы местного самоуправления, действует в этом случае в объеме полномочий, установленных законодательством: общественные объединения также могут быть организаторами экспертизы – чаще всего в альтернативном порядке. Всех субъектов первой ступени объединяет то, что они принимают решения нормативного характера, способные влиять на жизнедеятельность людей, на общественные отношения. Поэтому мы называем их общим термином – «принимающие решения органы».

На второй ступени в роли субъекта выступает исполнитель заказа на социальную экспертизу. В зависимости от характера заказа исполнителем могут быть:

Наши рекомендации