М.Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. - М., 2009
Практическое занятие № 15
Тема: Лексика русского языка по сфере употребления и социальной нужности.
I. Теоретический материал.
1. Пласты лексики русского языка по сфере употребления. Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления. Группы лексики ограниченного употребления.
2. Территориально ограниченная лексика: типы, характеристика по разным основаниям.
3. Специальная лексика, признаки терминологической лексики. Разновидности жаргонной лексики. Арготическая лексика и лексика городского просторечия.
4. Функционально-стилистическая роль лексики ограниченного употребления. Отражение лексики ограниченного употребления в современных словарях.
5. Активная лексика русского языка и активная лексика индивидуума. Активная и общеупотребительная лексика, их соотношение.
6. Пассивная лексика русского языка. Устаревшие слова. Типы устаревших слов по причине устаревания: историзмы, их характеристика; архаизмы, классификация архаизмов.
7. Неологизмы. Определение неологизмов, причины появления новых слов в русском языке. Группы неологизмов по характеру образования. Неологизмы языковые и индивидуальные.
II. Практическое задание.
Задание 1.
Из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова выписать 10 – 15 слов ограниченного употребления, определить их значение. С данными словами составить предложения или небольшой текст, иллюстрирующий стилистические функции слов ограниченного употребления.
Задание 2.
Проанализируйте слова из словарей компьютерного, молодёжного, студенческого жаргона. Какие доминирующие признаки каждой группы жаргонов вы можете назвать? Какими словами вы можете пополнить материалы данных словарей? Составьте с 10-15 словами из любой группы предложения или небольшой текст.
словарь компьютерного сленга | молодёжный сленг | студенческий сленг |
бродилка висеть гамовер геймер глюкало (глюкала) движок железо кликать конвертнуть коннектиться крыса лазарь леталка макрушник мафон мусор обуть расфрендить расшарить тачка тормозить фича хак хомяк чайник шара юзверь | баклан борогозить, барагозить вася герла глюк горнист динамик дятел кадр канать кент крыса лузер марамойка облом окстись папик параллельно прикид прикол пофигист стрёмно стукач тормоз унитаз на подтяжках хавчик юзать ялово | общага стипуха шеф препод банан бомба, шпора лаба хвост первачи абитура матан литвед ИЗЛ СРЯ шарага универ дурдом школа |
Задание 3.
Определите типы и значение следующих устаревших слов, составьте с ними несколько предложений или небольшой текст.
скрижаль, сие, бард, глаголить, ристалище, отверзать, грядёт, отсель, сонм, иже, статс-дама, ополченец, аршин, вершок, сажень, лукоморье, шушун, челядь, кирасир, батог, бурмистр.
Задание 4.
Выпишите из любого периодического издания 10 современных неологизмов. Проанализируйте выписанные вами неологизмы с точки зрения причин их появления, характера образования, сферы употребления.
Задание 5
Проанализируйте приведённые ниже слова и выражения, которые попали по итогам конкурса «Слово года-2010» в число победителей в номинации «Словотворчество». К какой группе неологизмов относятся данные номинации? По каким моделям они образованы? Как можно оценить возможности их вхождения в активный словарный запас?
- трепортёр - многопустословный репортёр
- загарий - солярий
- лекси-кола - язык массовой культуры
- музоль - надоевший хит
- опрессить - сделать достоянием прессы
- публичико - смазливое лицо компании
- сдербанк - банк, вытягивающий много денег
- эпикурейсы - турпоездки для богатых
- аськоголизм - патологическая потребность в общении по аське, блогоблудие
- лыбик - вместо англицизма «смайлик»
- ай-поц - поклонник гаджетов компании Apple
Основная литература:
1.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. – С. 210-230, 285-298.
2. Крысин Л. П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. пособие / Л. П. Крысин – Москва: Академия, 2007. – С.131-149, 230-233.
3.Рахманова Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология : учебник / Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. – Москва: «Аспект Пресс», 2011. - С.142-161, 203-228.
4. Кронгауз А. Русский язык на грани нервного срыва. – М., 2009. – С.7-17, 43-70
Дополнительная литература:
1. Жданова Е. А. Лексикографическая фиксация неологизмов в словарях разных типов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2012. - № 3 (1). - С. 388-392.
2. Скляревская Г. Н., Шмелева И.Н. Разговорно-просторечная и областная лексика в словарях и в современном русском языке (лексикографический аспект) //Вопросы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. М., 1974. - С. 88-94.
3. Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы // Исследования по славянским языкам. - № 6. - Сеул, 2001. - С. 177-202.
4. Крысин Л.П. О перспективах социолингвистических исследований в русистике // Русистика. - Берлин, 1992, № 2. - С. 96-106.
М.Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. - М., 2009.