Билет 16. Фокус-группы. Характеристика, возможности, преимущества, недостатки в сравнении с глубинным
Фокус-группа – форма опроса, в основе которой лежит всестороннее обсуждение проблемной темы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установлении качественных параметров поведения потребителей.
Цели:
· понять мотивы поведения, установки и ценности потребителей,
· получить общую информацию о товарной категории, определить особенности использования товара,
· проанализировать конфликты и согласия по определенным вопросам,
· понять специфику субкультур,
· генерирование идей.
Специфическая особенность метода – групповое взаимодействие
Возможности:
· Участники не скованы рамками стандартного интервью и могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции
· Свободная генерация новых идей
· Изучение респондентов, которые в более официальной обстановке не поддаются изучению
· Возможность для заказчика принимать участие на всех этапах исследования
Сравнительная хар-ка с глубинным:
Присутствует взаимодействие в группе, стимулируя респондентов в выдвижению новых идей
Давление со стороны группы стимулируют респондента к выдвижению новых идей. Давление среды и возможная ролевая игра усложняют интерпретацию результатов
Респонденты соревнуются друг с другом за право говорить. У модератора меньше времени для выслушивания каждого
Высказывания один участников влияют на высказывания других.
Отказ обсуждения деликатных тем
Большие объемы информации при сравнительно небольших затратах по сравнению с глубинным. Меньшая утомляемость интервьюера.
Перечень материалов, используемых в качестве стимулов, ограничен по сравнению с глубинкой
Трудность сбора всех респондентов по разным причинам (расстояние, занятость и т.д.)
Билет 17. Виды фокус-групп
Фокус-группа – форма опроса, в основе которой лежит всестороннее обсуждение проблемной темы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установлении качественных параметров поведения потребителей.
По степени направленности:
· Структурированная (схематический сценарий, исп. редко, ограничивает возможности данного метода)
· Полуструктурированная
· Неструктурированная
По степени открытости целей:
· Открытые
· Скрытые (с использованием проекционных методов)
По характеру дискуссии:
· Поисковые (Исп. для более точного определения проблемы, м.б. как инструмент предварительного тестирования – для генерации гипотез для проверки концепций дальнейших исследований)
· Клинические (Осн. на проекционных методах, цель – раскрыть психологическую мотивацию установок и поведения. Необх. модератор с психологическим образованием)
· Феноменологические (с погружением) – наиболее сфокусированные. Позволяют исследователю окунуться в эмоциональную среду, в которой проходит использование продукта. Цель – получить описание особенностей мышления респондентов, их поведения в реальной ситуации и факторов, влияющих на принятие решений.
По способу связи:
· Телефон
· Интернет
· Личная
По количеству одновременно-привлекаемых групп:
· Односторонняя фокус-группа
· Двусторонняя фокус-группа (одной группе предоставляется слышать, что говорят в другой, чтобы определить ее реакцию – например, группе специалистов по техническому обслуживанию представляется слышать, что говорят в группе персонала, занимающегося эксплуатацией этого оборудования)
По количеству участников в группе:
· Полная группа (8-10)
· Мини группа (4-6)
По количеству ведущих:
· С одним ведущим
· С двумя ведущими
· С двумя ведущими-оппонентами
· Без ведущего (один из респондентов – ведущий)