Целевой подход к исследованию и формированию организаций
Чётко сформулированная миссия организации становится основой для разработки и выбора её главных целей.
В соответствии с выбранными целями формируется стратегия и тактика деятельности организации, оцениваются результаты принятых и реализованных решений. Систему целей можно определить как стержень, вокруг которого формируется вся управленческая деятельность организации.
Под целью будем понимать желаемое (возможное, необходимое) состояние объекта (процесса, явления) в будущем.
Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.
В отличие от миссии цели определяют конкретные направления деятельности организации.
Цели могут быть классифицированы по различным основаниям:
· периодам времени – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
· содержанию – социальные, экономические, политические, научно-технические и др.;
· уровням управления – страны, региона, города и т.д.;
Цели организации – это цели, общие для всех её членов.
Функции целей
Цели выполняют ряд следующих функций:
1. выражают предназначение организации и определяют её специфику;
2. уменьшают неопределённость в деятельности людей, помогая организации приспосабливаться к изменению внешних и внутренних условий;
3. являются основной базой для разработки и осуществления мотивирующих воздействий;
4. являются критерием, стандартом для оценки деятельности отдельных работников, структурных подразделений и всей организации.
Требования к целям
· цели должны быть:
· чётко и ясно сформулированы;
· реалистичными и достижимыми;
· цели отдельных работников и всей организации должны быть совместимыми и дополнять друг друга;
· должен быть отработан механизм проверки и корректировки целей;
· гибкими, т.е. способными к трансформации в связи с меняющимися обстоятельствами;
· тесно связаны с системой оценки деятельности и механизмом вознаграждения за достигнутые результаты.
Деятельность любой организации многогранна и не может быть сосредоточена на одной цели. Поэтому при выборе её целей рекомендуется учитывать следующие факторы:
1. Положение на рынке. Определяется такими показателями, как доля рынка, объём продаж, отношение к конкурентам.
2. Инновации. Определяются величиной затрат на проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ, производством новых товаров, внедрением на новые рынки, использованием новых технологий новых способов организации производства.
3. Производительность. Определяется как величина издержек на производство единицы продукции, отдача продукции с единицы производственных площадей, объём производимой в единицу времени продукции.
4. Ресурсы. К ним относят человеческие, финансовые и материальные.
5. Доходность (прибыльность). Обычно отражается в прибыли, рентабельности, доходах на акцию и др.
6. Управленческие аспекты. Находят своё выражение в достижениях менеджеров, работающих в организации. Однако эти достижения мало связаны с краткосрочной прибылью, которую чаще всего рассматривают как результат везения, предпринимательского чутья. Если организация рассчитывает на длительный и постоянный успех, то она должна применять хорошо продуманные и отработанные методы управления.
7. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. То есть, руководители должны следить за тем, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации работников организации.
8. Изменения в организации. Отражаются в показателях связанных со сроками организационных изменений.
9. Работа с покупателями. Характеризуется скоростью их обслуживания, числом жалоб со стороны покупателей.
10. Социальная ответственность. Понимается как обязанность бизнеса способствовать росту благосостояния общества
11. Структурный подход к организации. Принципы построения структур.