Семинар 5. Эмоциональное состояние
Цель семинара: Овладение студентами основными понятиями, связанными с
эмоциональными состояниями человека.
Форма проведения: групповое обсуждение, презентации студентов, тренинг.
Ключевые понятия: агрессия, тревога, тревожность, страх, меланхолия, острое
горе, счастье, радость, стресс, эмоциональная напряженность.
План занятий:
1. Значение агрессии в адаптации. Различные подходы к агрессии.
2. Фрустрация и способы реакции на нее.
3. Тревога как личностная черта и ситуативное проявление. Особенности тревоги.
4. Позитивная психология, изучение радости, удовольствие и неудовольствие.
5. Реакция острого горя, стадия переживания потери (утраты).
6. Стресс и эмоциональная напряженность.
Вопросы к занятию:
1. В чем смысл изучение отдельных эмоциональных состояний? Какие эмоциональные
состояния вы знаете?
2. Какие эмоциональные состояния имеют определенные закономерности динамики?
3. Каковы эти закономерности?
4. Как связаны предметы и методы исследования эмоциональных состояний с теми школами, в которых возникли эти исследования? Какие эмоциональные состояния начали изучать в рамках физиологии и этологии, в психоанализе, в гештальт ‐ психологии, в когнитивной психологии, в гуманистической?
5. Какое практическое значение имеет изучение эмоциональных состояний?
Приведите примеры.
Практическое задание:
Изучив представления о различных психологических состояниях в эмоциях,
постарайтесь привести примеры на основании личного опыта или произведений искусств «вредоносного» и «положительного» влияния различных эмоций на жизнь человека. Что такое психоэмоциональная гигиена?
Семинар 6. Зарубежные теории эмоций
Цель семинара: Знакомство с основными теоретическими подходами к изучению
эмоций в зарубежной психологии
Форма проведения: групповое обсуждение, доклады
Ключевые понятия: страсти, душевные волнения, катарсис, аффективный
комплекс, фрустрация, когнитивный диссонанс, депривация.
План занятий:
1. Философские учения об эмоциях (Б.Спиноза, Р.Декарт)
2. Иследования эмоций в ассоцианизме (психология душевных волнения В.Вундта)
3. Подход к эмоциям в психоаналитической теории.
Вопросы к занятию:
1. Каковы принципиальные различия в подходах к изучению эмоций в разных
направлениях (школах) психологии?
2. В чем разница подходов к динамике эмоциональных процессов у Вундта, Фрейда,
Левина?
3. Каково значение изучения эмоций для психотерапевтической практики?
Семинар 7. Отечественные теории эмоций
Цель семинара: Знакомство с основными отечественными теоретическими
подходами к изучению эмоциональной сферы
Форма проведения: групповое обсуждение, дискуссия
Ключевые понятия: адаптация, информация, деятельность, переживание,
личностный смысл, ценность.
План занятий:
1. Физиологические (адаптационные) теории эмоций (П.В.Симонов, П.К.Анохин),
сопоставление с зарубежными когнитивными теориями.
2. Представления об эмоциях в психологической теории деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
3. Современные подходы к изучению эмоциональности в отечественной психологии, развитие деятельного подхода. Психология переживания (Ф.Е. Василюк), эмоция как ценность (Б.И. Додонов), эмоции и деятельность (В.К. Вилюнас), личностный смысл (Д.А. Леонтьев).
Вопросы к занятию:
1. Как связаны отечественные исследования эмоций с западными исследованиями?
Что общего, каковы различия?
2. Как эмоции связаны с деятельностью? Каковы функции эмоций?
3. Каковы критерии различения эмоций, чувств, аффектов? Для чего необходимо
такое различение?
4. Что такое личностный смысл и как он связан с эмоциями?