Терпимость по отношению к неопределенности
Пожалуйста, отметьте, в какой степени вы согласны с приведенными ниже утверждениями. Напротив утверждений в соответствии с оценочной шкалой поставьте цифру, отражающую ваше отношение к данному пункту. Ключ к тесту приведен в Приложении 1 (А).
Оценочная шкала
7 — совершенно согласен
6 — почти согласен
5 — до некоторой степени согласен
4 — не могу решить
3 — в какой-то степени не согласен
2 — почти не согласен
1 — совершенно не согласен
____ 1. Эксперт, который не дает точного ответа, вероятно, не слишком много знает.
____ 2. Я бы хотел некоторое время пожить за рубежом.
____ 3. В действительности не существует проблем, которые нельзя разрешить.
____ 4. Люди, которые загоняют себя в жесткие рамки, возможно, многое теряют в жизни.
____ 5. Хорошая работа — это та, относительно которой всегда ясно, что и как нужно делать.
____ 6. Интереснее взяться за решение сложной проблемы, чем решить простую.
____ 7. В конце концов, можно достичь большего, решая небольшие и простые проблемы, а не берясь за большие и сложные.
____ 8. Часто наиболее интересные люди — это те, кто не боится отличаться от других и быть оригинальными.
____ 9. Привычное всегда предпочтительнее неизвестного.
____ 10. Люди, которые настаивают на конкретном ответе «да» или «нет», просто не знают, сколь сложен мир.
____ 11. Человек, ведущий спокойную, размеренную жизнь, в которой редко происходят неожиданные события, должен быть благодарен судьбе.
____ 12. Многие из наших важных решений основаны на недостаточной информации.
____ 13. Мне больше нравятся вечеринки, где я знаю большинство людей, чем те, где все или большинство людей мне совершенно незнакомы.
____ 14. Учителя и руководители, которые дают нечеткие задания, таким образом предоставляют человеку шанс проявить инициативу и привнести новизну.
____ 15. Чем скорее мы найдем сходные ценности и идеалы, тем лучше.
____ 16. Хороший учитель — это учитель, который заставляет вас задуматься о том, как вы смотрите на вещи.
Источник: Анкета заимствована из книги Whetten D.A., Cameron K.S. Developing Management Skills, 3rd ed. - New York: HarperCollins, 1995, pp. 52-53.
Исследования терпимости россиян по отношению к неопределенности показывают, что мы очень терпимы. Знаменитое русское «авось» — замечательная иллюстрация этой терпимости.
Вторая компонента отношения к изменениям — это локус (средоточие) контроля. Психологи делят людей на обладающих внутренним локусом контроля, т.е. тех, кто считает, что большая часть происходящих с ними событий зависит от них самих, и людей с внешним локусом контроля, которые ответственность за происходящее с ними возлагают на обстоятельства и внешнюю среду. Очевидно, что люди с различным локусом контроля в критических ситуациях ведут себя по-разному — именно об этом идет речь в известной сказке о двух лягушках, попавших в кувшин с молоком: лягушка с внешним локусом контроля сразу сдалась и утонула, а лягушка с внутренним локусом контроля билась за жизнь до тех пор, пока не взбила из молока масло и не выпрыгнула из кувшина. Мы часто преувеличиваем влияние внешней среды и недооцениваем собственные возможности, поэтому полезно получить представление о том, какова наша собственная ориентация в отношении контроля. Для ее определения рекомендуется ответить на вопросы приводимой ниже анкеты.
Анкета
Контролируем ли мы происходящее с нами?
Этот вопросник оценивает ваше мнение по определенным проблемам. Каждый пункт состоит из пары альтернативных утверждений, отмеченных «а» и «б». Даже если вы в определенной степени согласны с обоими альтернативными утверждениями, выберите одно, с которым вы согласны в большей степени. Если вы не согласны ни с одним из утверждений, отметьте то, с которым вы не согласны в меньшей степени. Поскольку это оценка взглядов, здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Когда вы закончите работу с анкетой, обратитесь к ключу в Приложении 1, чтобы узнать, как записать результаты в таблицу и проанализировать их.
Этот вопросник очень похож на оригинальный вопросник о локусе контроля, разработанный Джулиан Роттер, хотя и не совпадает с ним полностью. Данные для сравнения получены при исследовании с использованием шкалы Роттер, а не предлагаемого вопросника. Однако оба вопросника основаны на одной и той же концепции, одинаковы по объему и получаемые с их помощью результаты в среднем одинаковы.
___ 1. а. Лидерами рождаются, а не становятся.
б. Лидерами становятся, а не рождаются.
___ 2. а. Люди часто достигают успеха, потому что они оказываются в нужном месте в нужное время.
б. Успех прежде всего зависит от упорного труда и умений.
_____ 3. а. Когда что-то в моей жизни идет не так, обычно это происходит из-за того, что я наделал ошибок.
б. Неудачи в моей жизни возникают вне зависимости от того, что делаю я.
___ 4. а. Идет война или нет, зависит от действий конкретных государственных лидеров.
б. В мире неизбежно возникают и продолжаются войны.
_______ 5. а. Хорошие дети обычно бывают у хороших родителей.
б. Некоторые дети становятся плохими вне зависимости от того, как ведут себя их родители.
_______ 6. а. Мой будущий успех зависит главным образом от обстоятельств, которые находятся вне моего контроля.
б. Я сам хозяин своей судьбы.
______ 7. а. Некоторых людей история считает выдающимися лидерами главным образом потому, что обстоятельства сделали их заметными и принесли им успех.
б. Выдающиеся лидеры—это люди, которые принимали решения и действовали так, что добивались существенных результатов.
______ 8. а. Если детей не наказывать, они обязательно вырастут безответственными.
б. Никогда нельзя шлепать детей.
_____ 9. а. Часто я чувствую, что слабо могу повлиять на то, как пойдет моя жизнь.
б. Неразумно верить, что судьба или удача играют решающую роль в том, как пойдет ваша жизнь.
___ 10. а. Некоторые клиенты никогда не будут удовлетворены, что бы вы не делали.
б. Вы можете удовлетворить клиентов, если дадите им то, чего они хотят, и именно тогда, когда им это необходимо.
___ 11. а. Каждый может получать в школе хорошие оценки, если будет достаточно усердно заниматься.
б. Некоторые люди никогда не станут выдающимися учениками, как бы они не старались.
___ 12. а. Хорошими браки бывают тогда, когда оба супруга постоянно заботятся об отношениях между ними.
б. Некоторые браки могут распадаться, потому что супруги просто несовместимы.
___ 13. а. Я убежден, что могу улучшить свои управленческие навыки с помощью обучения и практики.
б. Это пустая трата времени—пытаться улучшить свои управленческие навыки, обучаясь в классе.
___ 14. а. В бизнес-школах следует читать больше курсов, посвященных основным управленческим навыкам.
б. Следует меньше рассчитывать на получение навыков в бизнес-школах.
___ 15. а. Когда вы думаете о том, что хорошего произошло в вашей жизни, вы понимаете, что это объясняется тем, что вы приложили к чему-то определенные усилия.
б. Все плохое, что произошло с вами, было в основном результатом обстоятельств, которые находились вне вашего контроля.
___ 16. а. Большинство экзаменов, которые вы сдавали в школе, были не связаны с тем, что вы изучали, поэтому напряженная учеба не помогала.
б. Когда вы очень хорошо готовились к экзаменам в школе, это обычно давало хорошие результаты.
_____ 17. а. Иногда на вас действуют астрологические прогнозы.
б. Неважно, как располагаются звезды, вы сами можете управлять своей судьбой.
_____ 18. а. Государство — слишком большое и бюрократическое, чтобы кто-либо мог влиять на то, что происходит.
б. Отдельные личности могут оказывать реальное влияние на политику, если они будут высказываться и поступать так, что их желания станут известны.
____ 19. а. Люди ищут ответственности в работе.
б. Люди стараются выйти из положения, делая как можно меньше.
_____ 20. а. Оказывается, что наиболее популярные люди имеют особую врожденную харизму, которая привлекает к ним людей.
б. Люди становятся популярными вследствие того, как они себя ведут.
_____ 21. а. В вашей жизни постоянно происходят события, на которые вы не можете повлиять.
б. Вы в основном чувствуете себя ответственным за то, что делаете.
_____ 22. а. Менеджеры, которые повышают свою компетентность, достигнут большего, чем те, которые этого не делают.
б. Успех в управлении очень мало зависит от компетентности каждого отдельного менеджера.
___ 23. а. Команды, которые выигрывают чемпионаты в большинстве видов спорта, — это обычно команды, которым в конечном итоге просто больше везет.
б. Все-таки чаще чемпионаты выигрывают те команды, в которых играют более талантливые игроки и которые лучше подготовлены.
___ 24. а. Командная работа в бизнесе — необходимое условие успеха.
б. В усилиях отдельных людей — основная надежда на успех.
_____ 25. а. Что бы вы ни делали, некоторые работники просто ленивы и не мотивированы усердно работать.
б. Если вы опытный менеджер, то можете мотивировать практически любого работника к более эффективной деятельности.
_____ 26. а. В конце концов, люди могут увеличить экономическую мощь страны своими разумными действиями.
б. Экономическое здоровье страны в значительной степени находится вне контроля отдельных людей.
_____ 27. а. Я очень убедителен, когда знаю, что прав.
б. Я могу убедить большинство людей, даже когда не уверен, что я прав.
_____ 28. а. Я предпочитаю планировать все заранее и вырабатывать шаги для достижения поставленных перед собой целей.
б. Я редко что-либо планирую заранее, поскольку все и так обычно заканчивается нормально.
___ 29. а. Некоторые события невозможно избежать.
б. Мы можем изменить в нашей жизни все, опираясь на усердный труд, упорство и умения.
Источник: Анкета заимствована из книги Whetten D.A., Cameron K.S. Developing Management Skills, 3rd ed. — New York: HarperCollins, 1995, pp. 50-52.
Представление о внешнем и внутреннем локусе контроля позволяет понять, почему судьбы организаций сравнимых размеров, работающих на одном и том же отраслевом рынке, могут существенно различаться. Россия дает тому множество примеров.
Задание 4. Работа с Конкретной ситуацией к модулю.
На основе материала статей «Наш планктон для ихнего кита» (Приложение 2) и «Менеджмент роста» (Приложение 4) определите особенности поведения менеджеров, поведение которых характеризуется внутренним локусом контроля. Сравните их с формами поведения руководителей известных вам компаний. Усматриваете ли вы здесь сходство и различие?
2.4. Межличностная ориентация
Межличностная ориентация особенно важна для менеджера, поскольку значительная часть его профессиональной деятельности состоит в общении с другими людьми.
Социальные психологи выяснили, что в каждом человеке сосуществует стремление к взаимодействию с другими людьми и желание остаться наедине с собой. Первое стремление приводит к желанию быть включенным в определенную группу людей (профессиональную, социальную, группу по интересам), а второе — к желанию контролировать то, с кем человек общается.
Второй аспект взаимоотношений — уровень контроля за тем, в какой степени человек в состоянии оказывать влияние на других людей или использовать по отношению к ним властные полномочия. Некоторые люди предпочитают осуществлять этот контроль сами, другим больше нравится, чтобы их контролировали.
Наконец, люди различаются и в желании устанавливать близкие отношения с другими людьми. (Здесь речь идет не только о физической близости или романтических отношениях, но и дружеских связях, открытых и простых отношениях.) Часть людей в большей степени берет инициативу в установлении отношений на себя, а часть предпочитает, чтобы эту инициативу проявили другие.
Описанные фундаментальные ориентации в межличностных отношениях (Fundamental Interpersonal Relations Orientation— Behavior: FIRO-B) сведены воедино в табл.2.3.
Таблица 2.3.
Фундаментальные ориентации в межличностных отношениях (FIRO-B)
Источник: Schutz W. FIRO — A three dimensional theory of interpersonal behavior. Mill Valley. CA: Will Schutz Assosiates, 1989.
Для определения вашей собственной ориентации в межличностных отношениях воспользуйтесь приведенной ниже анкетой.
Анкета